Великолепная семёрка от Atlas Copco

Е. Соболева

История компании Atlas Copco насчитывает уже более века. В 1873 году в Швеции была образована компания AB Atlas для производства оборудования железных дорог. Свои первые компрессоры она изготовила для собственных нужд, а в 1904-м было организовано производство компрессорного оборудования на продажу. В 1917 году Atlas сливается с компанией AB Diesel Motorer и получает название Atlas Diesel. В 1956-м компания окончательно концентрируется на производстве компрессорного оборудования и меняет название на Atlas Copco (аббревиатура. Copco – сокращение от Compressed Power Corporation. – Ред.). Штаб-квартира фирмы, на которую работают 26 тысяч человек в более чем 160 странах мира, находится в Стокгольме.

На рынке России продукция компании появилась в начале ХХ века, в 1914 году в Москве на Мясницкой, 38 было открыто представительство фирмы. К 1917 году на предприятиях России насчитывалось более 200 единиц компрессорной техники Atlas Copco. Представительство возобновило свою работу в 1992 году, когда Россия вновь стала активно участвовать в мировом экономическом процессе и развивать сотрудничество с западными странами, а в 1996-м оно было преобразовано в ЗАО «Атлас Копко». Сегодня в ЗАО «Атлас Копко» в России работают более 200 человек. Филиалы предприятия открыты в Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Уфе, Иркутске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Челябинске и других городах. Многие их них являются одновременно и сервисными центрами, куда покупатели могут обратиться за оперативной и высококвалифицированной технической поддержкой.

Ежегодно на российском рынке продается около 200 дизельных передвижных компрессоров Atlas Copco, и эти цифры имеют тенденцию к увеличению, что связано с возросшими темпами строительства в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном регионе России. В общем объеме продаж дизельных компрессоров западного производства в России доля Atlas Copco составляет 10...12%. В денежном выражении это 85...87% рынка западных дизельных компрессоров (данные за 2003-й и первую половину 2004 года). На мировом рынке доля продаж компрессоров Atlas Copco ежегодно составляет 28...35%.

В настоящее время производство фирмы специализируется на следующих направлениях: компрессорная и расширительная техника; горное и строительное оборудование; пневматический и электрический инструмент. В свою очередь компрессоры, выпускаемые фирмой, подразделяются на стационарные и передвижные. Стационарные – это винтовые и малые поршневые компрессоры общепромышленного применения. Такие воздушные компрессоры выпускают как с инжекцией масла в камеру сжатия, так и осуществляющие бессмазочное сжатие. Кроме этого, они могут комплектоваться осушителями воздуха (адсорбционными, с различными наполнителями, и холодильными) и с водяным охлаждением, и с воздушным. Для воздушных компрессоров предусмотрены специальные системы рекуперации, которые позволяют утилизировать до 80% тепла, выделяющегося при сжатии. Такие компрессоры используются практически во всех отраслях промышленности. В России к настоящему времени работает уже более 4000 стационарных компрессоров Atlas Copco. Они установлены в производственных цехах таких фирм, как «Балтика», «АвтоВАЗ», Procter and Gamble, Henkel и многих других.

Первый из передвижных винтовых компрессоров для строительных работ фирмы «Атлас Копко» – модель PR600 – появился на мировом рынке в 1958 году. Сегодня модельный ряд дизельных винтовых компрессоров представлен более чем 40 различными моделями с приводом от двигателей Deutz, Mercedes Benz, Caterpillar и Detroit Diesel. Производительность компрессоров варьируется от 2 до 45 м3/мин. Рабочее давление представлено рядом стандартных значений от 7 до 25 бар, что продиктовано требованиями различных технологий, где используется сжатый воздух. Малые дизельные компрессоры нашли применение в строительстве, в частности, в России, где их используют такие крупные компании, как «Мостоотряд-18», «Дормост», «Донстрой», «Мосстроймеханизация», СУ-155, «Крост» и др. Большие компрессоры применяются при бурении, пескоструйных работах и испытаниях магистральных нефтегазопроводов.

15 января 2004 года с конвейера Atlas Copco Airpower сошел последний компрессор серии 6, установившей за 7 лет производства рекорд по продажам: каждый третий выпущенный в мире компрессор несет логотип Atlas Copco. В России самой популярной машиной из этой серии стал пятикубовый компрессор XAS 96. Всего за время производства российские заказчики приобрели почти 500 компрессоров этого диапазона мощности. 20 января 2004 года начался выпуск новой серии 7, вобравшей в себя все достижения в этой области. Эту серию разработчики называют «великолепной семеркой». Модели серии 7 унаследовали от предшествующей серии модульную конструкцию установки, позволяющую достичь большой гибкости в производстве. По этому принципу каждый заказчик получает установку, наиболее пригодную для его производства, и платит только за то встроенное и навесное оборудование, которое ему нужно. Зачем, например, заказчику из теплых стран платить за систему «холодного старта»? Зачем подрядчику платить за шасси или систему тормозов, если он обычно устанавливает компрессоры в свои грузовики? Сегодня процесс конфигурации нужного исполнения сведен к заполнению анкеты на внутреннем интернет-сайте Atlas Copco. По окончании этого диалога формируется описание машины в виде нескольких десятизначных номеров, которые затем пересылаются в главный компьютер завода. В результате каждая следующая машина существенно отличается от предыдущей, но это не сбивает конвейер с ритма.

В новой серии компрессоров используется двигатель Deutz 2011, который отвечает новым жестким требованиям по экологии COM-II и Tier II. Поскольку он мощнее своих предшественников, удалось, с одной стороны, несколько увеличить производительность компрессоров, а с другой – снизить частоту вращения двигателя, что привело к снижению уровня шума и увеличению ресурса двигателя и винтового компрессора.

Некоторые модели компрессоров (XAS 47, XAS 67 и XAS 77) уже сейчас соответствуют нормам по шуму, которые вступят в силу в 2006 году: они работают не громче легкового автомобиля. В связи с принятием Московской городской думой закона «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства...», ограничивающего уровень шума от стройки рядом с жилыми зданиями и учреждениями, это важно и для российского рынка. В компрессорах XAS 47, XAS 57 и XAS 67 используется великолепно зарекомендовавший себя винтовой элемент C-77, в компрессорах XAS 77 и XAS 97 – новый винтовой элемент C-111, разработанный специалистами Atlas Copco Airtech для передвижных и стационарных компрессоров серии GA. Ресурс до капитального ремонта превышает 40 тыс. машиночасов (около пяти лет беспрерывной работы). Этот результат достигнут за счет изменения профиля и увеличения поперечных размеров винтов, что позволило существенно снизить частоту вращения и избавиться от коробки передач между двигателем и компрессором.

В лучшую сторону изменилась система окраски. Раньше оцинковывали и окрашивали порошковым способом только крышки кожуха, а теперь и бортовые панели. Несущая рама толщиной 4 мм имеет специальное защитное эпоксидное покрытие и окрашена порошковым способом, что гарантирует еще большую сохранность, чем оцинковка. Неокрашенные детали покрыты слоем антикоррозионной смазки.

В новых компрессорах сохранилась возможность применения всех тех опций, которые были доступны на серии 6. В то же время большинство из них модернизированы. Так, охладитель сжатого воздуха стал больше, изменилось направление его обдува. Это позволило снизить температуру сжатого воздуха после охладителя с 10 до 7 °С выше температуры окружающей среды, что повысило эффективность сепарации конденсата во влагоотделителе.

Дальнейшее развитие получила концепция единой пневмоэлектрической энергетической установки. Так, появилась возможность встраивать более мощные – 9,6 кВт – трехфазные генераторы. Модели XAS 67 G и XAS 97 G теперь можно оборудовать генераторами мощностью и 5,2 кВт, и 9,6 кВт. Установки XAS 47 G и XAS 67 G могут одновременно производить как электроэнергию, так и сжатый воздух в объеме 2 и 3,2 м3/мин соответственно. К новшествам можно отнести и автоматическую регулировку работы генератора: при отсутствии нагрузки двигатель перейдет на холостые обороты, но при появлении нагрузки на сеть двигатель мгновенно выйдет на номинальный режим.

Для стран с холодным климатом по-прежнему предлагается система «холодного старта», гарантирующая легкий запуск до температуры окружающей среды –20 °С. В систему включена не только свеча накаливания на входном коллекторе двигателя, но и более мощные аккумуляторы, а самое главное – обводной автоматический термостат компрессорного масла. Установка в исполнении с «холодным стартом» заполнена всесезонными синтетическими маслами и в компрессоре, и в двигателе.

На компрессоры серии 7 (XAS 47–XAS 97), продаваемые в России, действует расширенная гарантия 2 года.

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Бренд Компрессоры/Генераторы Atlas Copco
Е. Соболева Основные Средства 11'2004 17 января 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru