Над чем ломают голову конструкторы ВТЗ

С. Руссинковский

Владимирский тракторный завод в особом представлении не нуждается. На протяжении многих лет предприятие сохраняет за собой долю 5...8% мирового рынка колесных тракторов, находясь в десятке крупнейших мировых производителей. В настоящее время ОАО «ВТЗ» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 стран мира.

Владимирский тракторный завод, несмотря на то, что конъюнктура мирового рынка в последние годы характеризовалась значительным снижением продаж, сохранил свои позиции среди крупных экспортеров. Но дается ему это не так просто, как может показаться. Последнее десятилетие завод живет в жестком «научно-техническом» режиме. Перед началом каждого календарного года непременно утверждается план исследовательских и опытно-конструкторских работ ГСКБ. Такие документы утверждались и раньше, но в последнее время кардинально изменились принципы их проработки и подход к формированию основных тем: теперь обязательно учитываются интеграционные процессы, в которых сегодня активно участвует завод. Например, все документы согласуются с аналогичными планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разрабатываемых на Липецком тракторном заводе.

На заводе дорожат мнением специалистов других организаций, и это всегда благоприятно сказывается на качестве окончательного документа. Например, НАТИ располагает огромной информационной базой, его сотрудники следят за развитием тракторных заводов в России и СНГ, они в курсе всех новинок мирового тракторо- и двигателестроения. Их мнение для конструкторского коллектива завода имеет принципиальное значение. Разработчики стараются учитывать все замечания ученых и затем внедрять их в конкретные направления работы, согласуясь с интересами Владимирского тракторного.

Все направления развития тракторостроения одинаково важны. Но всё начинается с создания дизайна трактора. В 2004 году перед конструкторским бюро завода была поставлена задача – разработать принципиально новый дизайн тракторов ВТЗ. Новый дизайн является единым и для владимирских, и для липецких тракторов. Это новый принцип кооперации, когда в одном месте, на одном оборудовании, из одинаковых заготовок, по единой технологии создаются кабины тракторов для двух предприятий. Такой подход значительно упрощает не только вопросы поставок, но и многие другие операции. В то же время это совсем не означает, что владимирские и липецкие тракторы будут похожи друг на друга, как близнецы-братья. Они могут различаться по цвету, форме, иным дизайнерским решениям, но исполнены в едином стиле, из однотипных элементов. Новый дизайн кабины тракторов ВТЗ соответствует европейским требованиям по комфорту рабочего места оператора, по размерам, освещенности, шумоизоляции и др. На выпускаемых сегодня тракторах устранили все недостатки, чтобы они прошли международную сертификацию. Новый дизайн не только современен, но и более технологичен. Со временем весь модельный ряд выпускаемых заводами тракторов получит новый дизайн. На данный момент такая задача близка к завершению для липецкого трактора ЛТЗ-120 и для одной из основных моделей Владимирского завода – ВТЗ-2048, которая будет именоваться ВТЗ-4048. Эти модели будут представлены в октябре на выставке «Золотая осень-2004».

Новые машины планируется оснащать в том числе собственным двигателем с жидкостным охлаждением, разработка которого была основным направлением работы ГСКБ. Разработками двигателей жидкостного охлаждения завод занимается давно и даже демонстрировал их на выставках. Такие изделия в один день не появляются. В 2004 году конструкторы поставили задачу создать промышленные образцы и изготовить достаточное количество опытных образцов, необходимых для испытаний.

2004 год потребовал немалых усилий, проделана большая работа: проведено много экспериментов, уточнялись параметры. И вот результат – осуществлен своеобразный прорыв: создан дизель, который не просто работает, а отвечает требованиям евростандарта – второму этапу Правил ЕЭК ООН № 96-01 (аналог тракторных норм Euro 2). Тем не менее на достигнутом останавливаться нельзя, уже сегодня надо думать о следующем этапе – Euro 3.

В 2004 году спроектировано и в настоящее время завершается изготовление 80-сильных тракторов с применением в их конструкции трансмиссии нового поколения, разработанной и изготовленной известной итальянской фирмой. По всем параметрам получился современный трактор: по скоростям, числу передач, удобству управления. Заводчане не скрывают, что импортная трансмиссия нужна для продвижения трактора на рынок. А главная задача состоит в том, чтобы впоследствии найти собственное оптимальное решение, создать другие опытные образцы, учитывая и ценовые параметры, и эксплуатационные качества.

Несмотря на важность разработки двигателя жидкостного охлаждения, на заводе по-прежнему много внимания уделяют дальнейшему совершенствованию «воздушников», понимая, что двигатели с воздушным охлаждением будут выпускать еще долго, а требования по экологии ужесточаются. Скоро не только за рубежом нельзя будет продать эти двигатели, но и в России, а потому все силы будут направлены на их сертификацию. Пока прошел сертификацию один дизель – трехцилиндровый. Теперь необходимо сертифицировать минимум еще два – двухцилиндровый и четырехцилиндровый. Все понимают, что будет нелегко. Так, решая задачи по механическим узлам, можно «навалиться всем миром» и решить основные трудности при помощи денег, но здесь процесс не поддается никакому расчету и требует большого объема испытаний.

В планах работы ГСКБ на 2004 год стояла еще одна очень важная задача – создание трактора на природном газе, с которой конструкторское бюро завода успешно справилось. На выставке «Золотая осень-2004» посетители смогут увидеть такую машину – трактор ВТЗ-2048АГ.

2004 год заканчивается, удалось решить почти все запланированные задачи. В эти дни активно составляется план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ГСКБ на 2005 год.

С. Руссинковский Основные Средства 10'2004 22 декабря 2004

Комментарии (1)

Аюшеев Ч. 89245106298
Уменьшен период индукции на 6° путём поворота форсунки на25° с расчётом на отражение части струи на выпускной клапан, немного увеличился кр. момент на средних оборотах, расход топлива визуально не изменился, остальные параметры немного просели. Применение оптимизированной тороидальной камеры в сочетании с доработанным выпускным клапаном с выступающим штифтом для инициирования начала горения.
13 апреля 2015 – 11:56 Ответить