Челябинские краны. Новая технология и смелые решения

С. Станкевич

Челябинский механический завод – предприятие, специализирующееся на выпуске грузоподъемных кранов, последние 2 года регулярно выводит на рынок новые модели техники. Автокраны «Челябинец» – широко известные и востребованные машины. До 2003 года эта марка была представлена серийной моделью КС-45721 грузоподъемностью 25 т на базовом шасси автомобилей КамАЗ-55111, КамАЗ-53228, «Урал-4320-1968-40». Позже семейство «Челябинец» пополнили краны серии КС-55730 грузоподъемностью 32 т. Кроме этого завод расширил ассортимент за счет введения новых, ранее не использовавшихся автомобильных шасси – «Урал-532365» (четырехосный), МАЗ-6303, КрАЗ, Tatra. В планах завода – добавить к этому списку новый «Урал-4320-1968-45» и КамАЗ-53229. Для чего это делается?

Генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Петр Вагин

Рассказывает генеральный директор ОАО «Челябинский механический завод» Петр Юрьевич Вагин:

«Расширение модельного ряда было связано в первую очередь с запросами рынка, с пожеланиями конечных потребителей грузоподъемной техники. Ведь руководителю большого транспортного хозяйства, парк которого состоит, например, на 90% из МАЗов, гораздо удобнее приобрести автокран на шасси МАЗ, нежели на шасси другой марки, и избежать дополнительных проблем с запчастями, обслуживанием и т. п. Условия, в которых ведутся строительно-монтажные работы, диктуют потребителям и выбор соответствующего шасси – от легкого КамАЗа-55111 до вездехода «Урал-532365». А мы заказчику этот выбор помогаем сделать и обеспечиваем его!
Еще один аспект обновления – наращивание грузоподъемности и выпуск 32-тонного «Челябинца» – тоже не пустой прожект. Машина разработана под конкретного потребителя – нефтяника и газовика. Грузовысотные характеристики автокрана соответствуют габаритам и весу технологического оборудования на месторождениях, а высокопроходимые автомобильные шасси делают машину незаменимой в условиях бездорожья».

ДЭК-321

Но и это еще не всё, на что способна команда конструкторов, маркетологов и технологов Челябинского механического завода, которую возглавляет молодой и энергичный генеральный директор Петр Вагин. В августе 2004 года завод совершил мощный рывок вперед по выпуску гусеничных кранов. Эти краны, известные всей России под маркой ДЭК, завод выпускает со дня своего основания, а это более 60 лет. ДЭК-251 и ДЭК-631А – настоящие труженики. Крановщики любят эти машины за их надежность и простоту в эксплуатации и обслуживании. В 2003 году выпущен 32-тонный ДЭК-321, ставший неким промежуточным звеном между 25-тонным и 63-тонным гусеничными кранами ДЭК-251 и ДЭК-631А. Конструктивные новшества сделали его уникальным в семействе ДЭК.

И вот август 2004 года. Испытательная площадка завода. Здесь присутствуют все, кто так или иначе связан с рождением нового крана ДЭК-321Г «Челябинец», а это рабочие, конструкторы, технологи и менеджеры, которым предстоит достойно представить этот кран потребителям, корреспонденты местных газет, руководство предприятия. Все переживают, и это понятно: первые испытания... Впрочем, что здесь такого волнительного? Все дело в машине. ДЭК-321Г «Челябинец» – это тоже гусеничный кран, но не простой.

ДЭК-631

Директор конструкторско-технологического центра ОАО «Челябинский механический завод» Александр Владимирович Давыдков говорит:

«Идея разработки гусеничного крана с гидравлическими приводами хода и лебедок возникла относительно недавно. Проектирование машины прошло в рекордно короткие сроки благодаря квалифицированному кадровому составу конструкторской службы и наличию современного программного обеспечения.

В новом гусеничном кране ДЭК-321Г «Челябинец» учтен максимум пожеланий и предложений эксплуатационников. И здесь проработка шла в нескольких направлениях. Первое – это, конечно, гидравлический привод рабочих органов. Теперь кран может совершать движения так же плавно и точно, как на выставках импортные экскаваторы или бульдозеры надламывают скорлупу яйца, показывая свое превосходство над нашей, отечественной техникой.

Второй немаловажный аспект в конструкции ДЭК-321Г «Челябинец» – унификация его стрелового оборудования и оснастки с оборудованием и оснасткой кранов ДЭК-321 и ДЭК-251, экономическая выгода от которой очевидна как для изготовителя, так и для потребителя.

Помимо этого принципиально изменена, если не сказать – разработана заново, компоновка основных узлов на раме машины, благодаря чему кабина крановщика стала несъемной, вписывается в габариты крана и не требует демонтажа при транспортировке. Кроме этого интерьер и материалы кабины соответствуют современным требованиям комфортности и безопасности.

Добавим сюда еще и разработанный ранее складывающийся гусеничный ход, обеспечивающий высокую устойчивость при работе и мобильность при транспортировке, и получим высококонкурентоспособную технику, достойную внимания самых взыскательных потребителей, предпочитающих работать на кранах марок Liebherr, Komatsu, Kato, Sumitomo и Hitachi».

КС-45721 на шасси Урал

Служба маркетинга и развития Челябинского механического завода прогнозирует большой интерес к своим новинкам. В сентябре 2004 года в крупных центрах нефтегазодобычи – Тюмени и Сургуте традиционно откроются выставки, посвященные последним разработкам в науке и технике для нефтегазовой отрасли. Все заводские новинки будут представлены на этих выставках.

Новая техника, новые технологии, смелые решения и проекты Челябинского механического завода не перестают удивлять его партнеров и заказчиков.