На новом витке развития (МоАЗ – УРП «Могилёвский автозавод имени С.М. Кирова»)

А. Тумилович

УРП «Могилёвский автозавод имени С.М. Кирова» – одно из старейших в странах СНГ предприятий по производству строительно-дорожной и специальной техники. Скреперы МоАЗ выпускали когда-то по нескольку сотен в месяц, их использовали для строительства тысяч километров дорог, от Бреста до Камчатки. Любимый «конёк» могилёвских конструкторов – шарнирно-сочлененная рама: при наличии головной секции с двигателем и приводом несложно создавать целые семейства различных машин.

Самосвал шахтный МоАЗ-7529-01

Дорожно-строительная и специальная техника с шарнирно-сочлененной рамой завоевывает все большее признание строителей и горняков, поскольку имеет ряд преимуществ по сравнению с техникой традиционной схемы – с жесткой рамой и поворотными передними колесами. Благодаря «ломающейся» раме машина становится более маневренной: уменьшается радиус поворота, перелом секций на угол до 45° позволяет разворачивать машину практически на месте. Упрощается конструкция поворотного механизма, поскольку нет необходимости в поворотных цапфах и рулевой трапеции. Это особенно ценно в условиях бездорожья, где, как правило, используется строительная и карьерная техника: столь деликатные узлы легко повредить. Полное отсутствие скручивающих усилий в раме повышает надежность автомобиля в целом и позволяет снизить массу конструкции. Еще одна особенность такой конструктивной схемы: передняя моторная секция агрегатируется с рабочими секциями разного технологического назначения. Все эти особенности и определили успех сочлененных машин на строительстве и при разработке полезных ископаемых. Доля сочлененных самосвалов в мировом выпуске «карьерников» сегодня составляет примерно половину, причем заметна стойкая тенденция его роста. Практически у всех производителей строительной и карьерной техники есть в программе сочлененные самосвалы. Не стали исключением и белорусские автомобилестроители. В Могилёве действовали по отработанной схеме – на базе общей «головки» налажен выпуск самосвалов, скреперов, бульдозеров, погрузчиков. Сочлененная рама лучше копирует профиль дороги и практически исключает вывешивание одного из колес, подвеска может быть не такой сложной, как на автомобиле с жесткой рамой: часть функций подвески берет на себя шарнирная рама. Повышается и проходимость, что особенно актуально в условиях карьера, где термин «дорога» имеет чисто номинальное значение.

МоАЗ-740511-958601

Базовая модель фронтального погрузчика, производимого в Могилёве, – МоАЗ-40484 грузоподъемностью 7,5 т. Достаточно мощная и маневренная машина укомплектована двигателем ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. Ранее использовались тутаевские дизели, качество которых, к сожалению, оставляет желать лучшего. Прошли адаптацию на погрузчиках также 350-сильные дизели Cummins M11C-350, так что потенциальному клиенту есть из чего выбирать. Цена погрузчика с американским или немецким мотором выше, тем не менее и на такую комплектацию находятся покупатели. Компоновка традиционная для современных машин этого типа: шарнирно-сочлененная рама, привод на обе оси, гидромеханическая трансмиссия. Задний мост установлен на раме не жестко, а на двух пневмогидравлических рессорах с гидравлическими амортизаторами. В качестве упругого элемента используется сжатый азот. Такое конструктивное решение улучшает условия работы оператора. В транспортном режиме скорость МоАЗа составляет 45 км/ч, с дизелем Cummins – все 50 км/ч. Компоненты подвески заимствованы у карьерных самосвалов БелАЗ.

Могилёвский автомобильный – один из немногих заводов, которые работают сегодня по принципу «делаем всё сами»: от резки стального листа и литья до производства гидромеханических трансмиссий, мостов и гидроаппаратуры. Например, завод полностью обеспечивает себя гидроцилиндрами, модельный ряд которых составляют агрегаты с диаметром цилиндров от 40 до 200 мм. На стороне приобретаются только двигатели, шины и элементы электрооборудования. Агрегаты собственного производства служат, как правило, не хуже, чем импортные, и обходятся дешевле и производителю, и потребителю. А если принять во внимание весьма существенный фактор обеспечения запчастями, неудивительно, что большинство потребителей отдают предпочтение отечественной комплектации. Такая локализация производства вовсе не означает, что могилёвские автомобилестроители варятся в собственном соку. Битва за клиента заставляет учитывать любой каприз будущего покупателя. Так, можно выбирать не только марку силового агрегата, но и, например, «гидроруль» производства известной компании Danfoss.

Погрузчик компактный ПК-3.00

В настоящее время на заводе готовятся к использованию для комплектации погрузчиков импортной гидравлики – насосов, распределителей, пультов управления от всемирно известной компании David Brown, а также импортных мостов и гидромеханических трансмиссий. Гидравлические рукава планируется закупать в Италии, резинотехнические изделия – на Балканах. Серийную комплектацию обеспечат не только гарантией, но и соответствующим комплексом послегарантийных сервисных услуг.

Завод выпускает интересную модификацию автопогрузчика – с адаптером, позволяющим при наличии комплекта сменного оборудования превратить фронтальный погрузчик в бульдозер с поворотным или неповоротным отвалом, в лесозахват или вилочный погрузчик. Удачный выбор для небольших фирм, которые не могут позволить себе содержать большой парк спецтехники: подобный автопогрузчик заменит четыре машины. Замена навесного оборудования занимает 30 секунд, водитель при этом даже не выходит из кабины.

Автобульдозер на базе фронтального погрузчика практически полностью унифицирован с базовой машиной и отличается лишь тем, что вместо ковша на ней устанавливается бульдозерный отвал, который имеет четыре степени свободы и может работать и в бульдозерном режиме, и в грейдерном. Высота 1400 мм, ширина – 4200 мм. Угол поворота отвала – 25° в каждую сторону. Эти особенности делают машину универсальной и позволяют использовать ее в горнодобывающей промышленности, промышленном и дорожном строительстве.

Автопогрузчик МоАЗ-40483

Одна из новых разработок Могилёвского завода – самосвал МоАЗ-7503 грузоподъемностью 50 т с колесной формулой 6х4 (естественно, с шарнирно-сочлененной рамой). Его оснащают двигателем ЯМЗ-8401.10-05 мощностью 600 л.с. и шестиступенчатой гидромеханической коробкой передач. При полной массе 87,8 т (на заднюю тележку приходится 58 т) самосвал развивает скорость до 50 км/ч. Угол складывания секций рамы 45°, благодаря чему обеспечивается минимальный радиус поворота всего 11 м (по оси переднего колеса). Это неоспоримое достоинство в стесненных условиях и при отсутствии дорог. Самосвал оснащен односкатными широкопрофильными шинами 29,5-29 и пневмогидравлической подвеской всех колес.

В программе производства Могилёва есть и техника для подземных работ – как и все машины могилёвского автозавода, с шарнирно-сочлененной рамой. Кроме самосвала грузоподъемностью 22 т, на базе тягача МоАЗ-7405 с 190-сильным дизелем ЯМЗ-238КМ2 созданы подземные бетоносмеситель с барабаном объемом 6 м3, автобус, шасси для спецоборудования. С учетом особенностей условий работы под землей у «подземников» низкая габаритная высота – всего 2,6 м, они оснащены системами нейтрализации отработавших газов и снижения шума выхлопа. Наличие дублирующих органов управления позволяет автопоезду работать в челночном режиме. Предусмотрена установка кабины и закрытой, и открытой.

Скрепер самоходный МоАЗ-6114

После распада СССР у Могилёвского завода наступили не самые лучшие времена. Потребители остались те же, и востребованность в технике меньше не стала. Но работать без Госплана здесь еще только учатся. Конструкторские и технологические наработки существенно расширяют возможности
завода. Каждая машина уходит к покупателю буквально с конвейера, вырученные деньги используются на новые разработки.

В этом году три самых крупных предприятия Белоруссии – минское ОАО «Амкодор-Ударник», производящее дорожно-строительные машины, технику для коммунальных служб и лесного хозяйства, специальную технику, ПО «БелАЗ» в г. Жодино, специализирующееся на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности и тяжелой спецтехники, и МоАЗ, традиционно производящий колесную самоходную дорожно-строительную технику, объединились в автомобильный концерн. Главная задача нового структурного образования – создать условия для производства конкурентоспособной карьерной и дорожно-строительной техники. Естественно, это не означает перепрофилирования ни одного из предприятий, однако новая схема корпоративных взаимоотношений поможет им сообща решать многие проблемы каждого предприятия, в том числе финансовые. Тем более что положительный пример уже есть – объединение МАЗа и МЗКТ.