5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Современное оборудование щебеночных заводов
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ

Наукоёмкая спецтехника экспертцентра

Е. Соболева

Производство специальной техники – это отрасль машиностроения, требующая немалых производственных и интеллектуальных затрат. Это работа с конкретным заказчиком и доведение конструкции машин с учетом его требований, реализация технических новшеств. Решением именно таких задач занимается компания «Экспертцентр», образованная в 1989 году на базе Всесоюзного НИИ физико-технических и радиотехнических измерений, который раньше принадлежал Госстандарту СССР (в настоящее время – Госстандарту РФ).

Основным направлением деятельности компании первые 10 лет была разработка приборов, связанных с радиационным контролем. Начиная с 1996 года в НТЦ «Экспертцентр» стали обращаться клиенты, нуждающиеся в специализированных передвижных лабораториях в области радиационного контроля, смонтированных на базе автомобилей производства Горьковского и Ульяновского автозаводов. Сначала заказы были единичными, и у компании не было своей производственной базы, поэтому первые лаборатории изготавливали в буквальном смысле слова «на коленке». Однако направление оказалось перспективным, и НТЦ «Экспертцентр» продолжил работу по созданию мобильных лабораторий.

В 1998 году Экспертцентр выиграл тендер в ГТК России на разработку и оснащение всех территориальных управлений таможни передвижным постом радиационного контроля (ТППРК) «Топаз» на шасси ГАЗ-2705-034, предназначенным для таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, поверки, ремонта и технического обслуживания приборов, находящихся в эксплуатации у таможенных служб. Это была первая крупная партия, заказанная компании, и состояла она из 17 машин.

Со временем деятельность предприятия, связанная с производством спецмашин, стала развиваться в новом направлении. Так, крупнейший заказ поступил от МВД России – был разработан и поставлен на вооружение комплекс специальных приборов и оборудования для взрывотехнических и пожарно-технических подразделений: передвижные взрывотехнические лаборатории для выездов экспертов-взрывотехников на место происшествия для технико-криминалистического сопровождения раскрытия и расследования преступлений, связанных с взрывами; пожарно-технические лаборатории для доставки экспертов и оборудования к месту пожара для технико-криминалистического сопровождения раскрытия и расследования преступлений, связанных с пожарами, и обеспечения формирования доказательной базы по факту пожара; передвижные криминалистические лаборатории. Все передвижные лаборатории монтировали на шасси «ГАЗелей».

Министерство внутренних дел стало постоянным клиентом компании, а в структуре НТЦ «Экспертцентр» образовалось отдельное подразделение спецтранспорта – производственные площади, оборудование. В настоящее время фирма «Экспертцентр» производит более ста передвижных лабораторий разной специализации в год на шасси, как правило, ГАЗ-2705 (3- или 7-местный фургон). Пользуются популярностью, в основном из-за сравнительно невысокой цены, и спецавтомобили на базе УАЗ-3962, ЗИЛ-5301СС («Бычок») и КАвЗ.

Около двух лет назад Экспертцентр выиграл тендер на производство мобильных лабораторий контроля качества нефтепродуктов, проводимый ОАО «Тюменская нефтяная компания». Лаборатории изготовлены на шасси автомобиля Volkswagen LT-35 (LT-46) (фургон с высокой крышей, колесная база 4025 мм) и оснащены оборудованием для экспресс-методов определения содержания оксигенатов, ароматических углеводородов и бензола, олефинов и предельных углеводородов в автомобильном бензине. Экспресс-анализ проводится за 15 мин и позволяет определить качество топлива более чем по 20 показателям (для сравнения – от момента забора топлива с автозаправочной станции до получения результатов анализа в стационарной лаборатории в среднем проходит 2...3 ч). В 2003 году Экспертцентр победил в аналогичном тендере, проводимом «ТНК-Украина».

Вслед за ТНК подобными спецавтомобилями заинтересовались и другие крупные нефтяные компании – «Лукойл» и «ЮКОС». Для них также были разработаны машины-лаборатории для контроля качества нефтепродуктов (на шасси Mercedes-Benz и Ford).

Перспективным направлением в работе компании является производство дорожных лабораторий – это машины дорожного мастера (предназначены для выезда бригады и устранения мелких неисправностей дорог), мостового мастера (для перевозки бригады рабочих из 4...5 человек к месту работ и необходимого оборудования для проведения работ по нормативному содержанию мостов и путепроводов), передвижные мостоиспытательные и мобильные лаборатории контроля качества дорог. Основным заказчиком этих машин уже несколько лет подряд является Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ «Росавтодор», закупающее транспорт и спецтехнику на открытых тендерах.

Передвижные электротехнические и электроизмерительные лаборатории производства НТЦ «Экспертцентр» предназначены для проведения измерений и испытаний электрооборудования, трансформаторных подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий, определения мест повреждения в кабелях. Освоено производство передвижных лабораторий поверки трансформаторов тока и напряжения всех типов (ПЛПТ «Каскад»), оснащенных необходимым оборудованием для проведения поверочных и вспомогательных работ в автономном режиме в условиях города и сельской местности.

Компания, расширяя модельный ряд спецтехники, приступила к созданию лабораторий на шасси повышенной грузоподъемности и проходимости. Так, сейчас идет работа над созданием передвижной электролаборатории на шасси КамАЗ, заказ на которую поступил из Ростова-на-Дону. Опыт работы с таким шасси – первый в истории компании, поэтому руководство Экспертцентра надеется, что выполнение этого заказа позволит ей выйти на новые рынки сбыта.

C 1999 года НТЦ «Экспертцентр» сотрудничает с министерством энергетики США в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты», разработанной для борьбы с контрабандой. По условиям этой программы министерство энергетики США финансирует приобретение специальных таможенных подвижных постов радиационного контроля. В прошлом году было произведено 17 таких машин.

Сейчас специалисты компании «Экспертцентр» основной своей задачей считают сотрудничество с клиентами нефтегазовой и дорожно-строительной отраслей, военно-силовых ведомств, дальнейшее производство лабораторий на шасси повышенной грузоподъемности и проходимости, которые пользуются высоким спросом в нефтедобывающих регионах страны. Еще одной важной стратегической задачей для компании является разработка и внедрение в производство передвижного комплекса по калибровке автоцистерн, дальнейшая работа по переоборудованию лабораторий контроля качества нефтепродуктов. Инвестиции, поступающие от владельцев нефтегазовых компаний, позволяют не экономить на качестве производства и создавать действительно высокотехнологичную и эффективно работающую технику.

Филиалы НТЦ «Экспертцентр» расположены в Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Тюмени, Новосибирске, Брянске, Липецке. Существуют и дочерние компании за пределами РФ: на Украине, в Узбекистане и Казахстане. В планах компании – дальнейшее расширение представительской сети.

Е. Соболева Основные Средства 08'2004 14 декабря 2004

Комментарии (0)