Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Мультилифты
Новинки на рынке
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка

Возможности многофункциональных машин

Л. Малютин

На дорогах Франции не часто можно увидеть экскаватор-погрузчик, легкий колесный экскаватор или погрузчик – чаще используются многофункциональные машины Mecalac. Такая популярность объясняется не столько патриотизмом французов, сколько трезвым экономическим расчетом – один Mecalac заменяет на стройплощадке целый парк специализированной техники и по функциональной гибкости превосходит такие универсальные машины, как экскаваторы-погрузчики. Mecalac работает с гаммой навесного оборудования: различными ковшами – «обратными лопатами», погрузочными ковшами, вилами, грейферами, крюковыми подвесками с гуськом и без него, гидромолотами, гидрофицированными щетками, косилками др.

При формировании модельного ряда компания Mecalac s.a.s. фокусируется на 7...13-тонных многофункциональных машинах, стремясь создавать лучшие, в наибольшей мере отвечающие потребностям и ожиданиям потребителей машины этого класса. Модельный ряд включает 7-тонный Mecalac 10MSX, 9-тонные 12MSX и 12MXT, 13-тонный 14MBX, различающиеся габаритными размерами, рабочими характеристиками и мощностью.

Самая популярная модель 9-тонный Mecalac 12MSX удачно сочетает в себе компактность, гибкость и производительность. Он выполняет большую часть малых по объему, но разнообразных работ на стройплощадке и даже полный комплекс работ, например, по прокладке коммуникаций. Рабочее оборудование состоит из шарнирно-сочлененной стрелы и рукояти. Нижнюю секцию стрелы приводит в движение гидроцилиндр, расположенный за стрелой и соединенный системой тяг с ней и поворотной платформой. Такая «параллелограммная» схема позволяет перемещать стрелу на угол до 140°, причем она отклоняется назад, что дает выигрыш в радиусе поворота. Угол между нижней и верхней секциями изменяется гидроцилиндром, расположенным под стрелой. Верхняя секция разрезная и снабжена механизмом, позволяющим секциям складываться вокруг вертикальной оси. Этот механизм называется «офсет». Конструкция рассчитана так, что усилие копания не зависит от угла офсета. Гидроцилиндр рукояти находится снизу, упираясь цилиндром в поворотную часть верхней секции стрелы, а штоком – в рукоять. Кинематика рабочего оборудования дает возможность плотно его складывать в транспортном положении и при работе в стесненных условиях работать под углом через препятствие. С помощью патентованного механизма быстрой смены quick-coupler оператор может, не выходя из кабины, в считанные секунды заменить навесное оборудование. Механизм защелкивается за специальный выступ на навесном оборудовании, а размыкается из кабины с помощью гидравлики. Оператору нужно только выйти, чтобы подсоединить трубопроводы к гидрофицированному универсальному погрузочному ковшу «4-в-1», грейферу, гидромолоту или др. Рабочее оборудование приводит в движение гидравлический контур, питающийся от насоса переменной производительности до 100 л/мин.

Рабочее оборудование, кабина оператора и гидрораспределители размещены на компактной платформе с радиусом поворота 1 360 мм. Платформа вращается на 360° благодаря отдельному гидравлическому контуру, куда входят насос и мотор постоянной производительности 32 л/мин с тормозом. В этот контур включен и рулевой механизм с гидроцилиндром, изменяющим угол между секциями шарнирно-сочлененной нижней рамы. Задняя часть платформы охватывается противовесом.

Эргономичная кабина с защитой ROPS/ FOPS с панорамным остеклением установлена на четырех эластичных, поглощающих вибрацию опорах. Рабочее оборудование управляется двумя джойстиками и педалью. Для удобства выхода из кабины правая консоль с джойстиком откидывается. В компьютерную систему управления заложены три основных рабочих режима. В «экскаваторном» режиме оператор работает как на обычном экскаваторе, элементы рабочего оборудования движутся согласованно. В режиме «погрузчика» оператор правой рукой управляет джойстиком, а левой – рулем. При этом поворотная платформа может вращаться, а это значит, что машине нужно меньше перемещаться по рабочей площадке, или можно, двигаясь вперед или назад, равномерно высыпать грунт из погрузочного ковша сбоку по ходу движения. Такие возможности есть только у погрузчиков со стрелой на поворотной турели. В фирменном режиме Mecalaс каждый элемент рабочего оборудования управляется отдельно, при этом реализуются все возможности машины, но режим требует навыка. Для точных, филигранных движений оператор использует педаль, замедляя движения машины для точного «прицеливания». Этой же педалью оператор задействует рабочие тормоза. Информация о состоянии систем и ряд функций управления выведены на панель слева от регулируемой рулевой колонки.

Опоры можно использовать при бульдозировании и загрузке ковша

Рядный четырехцилиндровый двигатель Cummins и гидронасосный блок вынесены в заднюю секцию нижней рамы, благодаря чему у машины низкий центр тяжести. Поворотная платформа соединяется с передней секцией нижней рамы через опорно-поворотное устройство с внутренним зацеплением. В центре ОПУ находится коллектор, через который циркулирует гидравлическая и охлаждающая жидкость для обогрева кабины. Передние опоры управляются раздельно, оператор может также их использовать при бульдозировании грунта, упираясь ими в погрузочный ковш. Дополнительно для еще большей устойчивости машины можно заказать выдвигающиеся в стороны телескопические опоры.

Гидромеханическая трансмиссия включает гидравлический закрытый контур с электронным управлением, работающий от гидронасоса переменной производительности до 123 л/мин и мотора. Гидромотор, промежуточный понижающий редуктор и задний мост соединены в один блок. На передний мост крутящий момент передается от понижающего редуктора карданной передачей. Переключение между направлениями движения вперед-назад и между скоростными режимами «рабочий» и «транспортный» вынесены на подрулевой переключатель. Все четыре ведущих колеса одинакового размера. Передний мост зафиксирован, задний может качаться на двух гидроцилиндрах-амортизаторах на ±10°. При необходимости, работая, например, на уклоне, оператор может заблокировать гидроцилиндры в любом положении. Оба моста снабжены дифференциалом повышенного трения. Рабочие гидравлические многодисковые тормоза в масляной ванне на обеих осях, при включении стояночного тормоза блокируются колеса передней оси.

Моторный отсек

9-тонный Mecalac 12MXT отличается более мощным двигателем и гидроагрегатами. В контуре рабочего оборудования стоит насос производительностью 140 л/мин, в контуре поворота платформы – насос на 42 л/мин, что сокращает рабочий цикл, и опытный оператор может легко реализовать этот выигрыш. Насос, питающий трансмиссию, также мощнее – 156 л/мин при рабочем объеме 140 см3 и дает 12MXT возможность развивать скорость до 27 км/ч.

Для больших объемов работ в дорожном строительстве, земляных работ и прокладки коммуникаций создан 13-тонный многофункциональный Mecalac 14MBX. Он превосходит 12MSX/ MXT по размерам, массе и мощности и может работать в более тяжелых грунтовых условиях. Возможности его обеспечены турбированным, мощностью 82 кВт дизелем Cummins с интеркулером и производительной гидросистемой. Транспортная скорость увеличена до 30 км/ч благодаря двухскоростной КП в трансмиссии, дающей по два диапазона скоростей в «рабочем» и «транспортном» режимах движения. Режимы и направление движения изменяются подрулевым переключателем, для переключения скоростей необходимо полностью остановить машину и нажать кнопку на панели управления. В рулевом механизме, как и на 12MSX/ MXT, один гидроцилиндр. Напряжение бортовой электросети выше, чем на младших моделях, – 24 В, это преимущество в полной мере ощущается при холодном пуске зимой.

Погрузка в самосвал

При создании 7-тонного многофункционального Mecalac 10MSX конструкторы в полной мере использовали опыт, накопленный за время производства и эксплуатации 12MXT и 14MBX. Машина выполняет разнообразные работы и на стройплощадке, и в коммунальном, садово-парковом и фермерском хозяйстве. Ее можно рассматривать и как бюджетный вариант. У легкого Mecalac 10MSX многофункциональное рабочее оборудование такой же конструкции, как у старших моделей, и аналогичный набор навесного оборудования. Турбированный дизель Cummins мощностью 57 кВт и гидронасос производительностью 90 л/мин для контуров рабочего оборудования, поворота платформы и рулевого управления обеспечивают высокую производительность (скорость вращения поворотной платформы 9 мин-1). В трансмиссии – отдельный гидронасос производительностью 112 л/мин и, так же как у 12MSX/ MXT, два режима – «рабочий» и «транспортный» с максимальной скоростью 27 км/ч. Отличается конструкция шарнирно-сочлененной рамы – секции колеблются относительно друг друга в поперечнике на угол ±8°, оба ведущих моста жестко закреплены, в рулевом механизме два гидроцилиндра, а не один, как на старших моделях.

Да, возможности машин Mecalac впечатляют, хотя управлять такой многофункциональной машиной сложно и требуется навык. Подмечено, однако, что оператор, освоивший Mecalac, уже не горит желанием перейти на другую машину.

Учитывая специфичность многофункциональных машин Mecalac, ЗАО «Амкодор-Оптим» проводит целый ряд демонстрационных и обучающих мероприятий. Дебют Mecalac пришелся на выставку СТТ' 2004, на которой ежедневно проводились демонстрации машины и присутствовали представители завода из Франции – менеджер Жан Ксавье и оператор машины. В июне ЗАО «Амкодор-Оптим» организует тест-драйвы с участием опытного оператора из Франции Фрэнка и своих механиков. Эти испытания пройдут в целом ряде организаций: УМ-25 МСМ № 5, Автодорстроймеханизация, К-Строитель, Мосинжзеленстрой. Будет проводиться обучение и инструктаж нового персонала по управлению и обслуживанию машин Mecalac.Также была представлена модель полутораэтажного туристического автобуса «НеоЛАЗ», запущенного в серийное производство 22 мая 2004 г.


Л. Малютин Основные Средства 07'2004 10 декабря 2004

Комментарии (0)