Дружные семейства АКН и АТЗ (автоцистерны от производителя)

В. Семёнов

Предприятие «Энергомаш» специализируется на выпуске автоцистерн с 1991 года. За это время накоплен определенный опыт в конструировании и эксплуатации автоцистерн для перевозки различных типов жидкостей. По конструкции выпускаемые автоцистерны максимально унифицированы независимо от базовых шасси.

В 2003 году объемы производства предприятия увеличились по сравнению с прошлым периодом более чем в 2 раза, освоены новые модели на шасси «Урал», КамАЗ, ЗИЛ. Огромным спросом у нефтяников пользуются полюбившиеся им автомобили семейства АКН.

АКНС-10 – агрегат для сбора разлитой нефти и газового конденсата с открывающимся дном. Откидывающееся заднее дно и поднятая на 30° цистерна впервые позволяют произвести полную очистку цистерны от осадка и крупных фракций. Благодаря этому более эффективно используется объем цистерны и на 20% увеличивается КПД использования агрегата. Применение гидравлики позволяет откидывать заднее дно и одновременно поднимать цистерну, что ускоряет разгрузку в 4 раза.

АКН-10-ОД-4320 – агрегат для сбора разлитой нефти и газового конденсата с открывающимся дном. На задней крышке цистерны установлено дно, которое открывается вручную, что и позволяет произвести очистку цистерны от осадка и крупных фракций. Простота и надежность механизма открывания заднего дна допускает использование машины в различных климатических условиях.

При необходимости агрегаты могут дополнительно комплектоваться оборудованием и инвентарем для сбора газового конденсата и разлитой нефти.

Знаменитое семейство АКН, выпускаемое предприятием «Энергомаш», имеет многоцелевое использование и в начале 2004 года пополнилось впервые созданной передвижной установкой для обслуживания газопроводов и сбора газового конденсата ПУС-1, предназначенной для растворения ледяных пробок в газопроводе, перевозки метанола, а также для механизированного сбора газового конденсата и доставки его к месту утилизации. Установку также можно использовать для сбора разлитой и перевозки сырой нефти.

ПУС-1 смонтирована на базовом шасси «Урал-4320-1922-40», это позволяет использовать ее на всех видах дорог в любой местности при температуре окружающей среды от плюс 50 до минус 45...50 °С. Впервые в истории машиностроения цистерна изготовлена из двух емкостей, смонтированных по принципу «емкость в емкости», и выполняет одновременно две задачи. Внутренняя емкость имеет горловину и предназначена для перевозки метанола. Вся поверхность этой емкости (внутри и снаружи) имеет антикоррозийное эпоксидное покрытие. Наружная емкость предназначена для перевозки газового конденсата к месту утилизации. Внутренняя поверхность наружной емкости также обработана антикоррозийным эпоксидным покрытием, что значительно увеличивает срок службы спецтехники. В передней верхней части наружной емкости имеется горловина с крышкой, а также сигнальное устройство. Слив и наполнение производятся через приемный люк, расположенный на заднем днище емкости. В передней части цистерны находится гидроцилиндр подъема, позволяющий производить подъем цистерны на угол до 60° для более полной и тщательной очистки цистерны. В нижней, центральной и верхней частях заднего днища расположены три смотровых окна наружной емкости.

Емкость для метанола, установленная внутри наружной емкости, защищена от прямых солнечных лучей. Наружная емкость является дополнительной теплоизоляцией и одновременно снижает вероятность попадания метанола и его паров в рабочую зону и в атмосферу в целом. Впервые применение такой схемы позволяет отказаться от устройства расширительной горловины.

Установка ПУС-1 оснащена рядом устройств и контрольно-измерительных приборов, позволяющих обеспечить безопасную работу с легковоспламеняющимися жидкостями. Электрооборудование передвижной установки выполнено во взрывозащищенном исполнении в соответствии с ГОСТ Р 50913–96, дополнительно в таком же исполнении доработано электрооборудование базового шасси в зоне расположения цистерны.

На крыше кабины установлены два проблесковых маячка. Передвижная установка оснащена двумя порошковыми огнетушителями вместимостью по 5 л каждый, ящиком для песка, ящиком для хранения кошмы. Глушитель шасси вынесен вперед вправо. Дополнительно установлена защита топливного бака, катушка заземления для отвода статистического электричества. Установка окрашена в оранжевый цвет с черной полосой и надписью на цистерне: «МЕТАНОЛ – ЯД».

ПУС-1 – далеко не последняя модель в семействе АКН. В настоящее время творческий коллектив конструкторов и технологов предприятия разрабатывает совершенно новые, уникальные, не имеющие аналогов спецавтомобили. Предприятие расширяется, живет новыми планами, решая нелегкие задачи на перспективу и пытаясь предугадать пожелания потребителей продукции «Энергомаша».

Немалый интерес у потребителей вызывают выпускаемые предприятием теплоизолированные автоцистерны для перевозки пищевых жидкостей. Цистерны с термоизоляцией состоят из двух секций, изготовленных из коррозионностойкого стального листа. В их задней части расположен теплоизолированный отсек обслуживания. Бортовая насосная станция расположена в отсеке обслуживания и имеет три режима работы:

– заполнение цистерны жидкостью;

– подача пищевой жидкости из цистерны с напором не менее 32 м;

– перекачивание пищевой жидкости с производительностью до 25 м3, минуя собственно цистерну.

Предприятие «Энергомаш» разработало насосную установку, исключающую замерзание жидкости в трубопроводах, что позволяет эксплуатировать АЦПТ в районах Крайнего Севера. Впервые на предприятии «Энергомаш» применено беспоясное крепление цистерны-термоса.

Одним из ведущих направлений по изготовлению спецтехники на предприятии «Энергомаш» является производство АТЗ (автотопливозаправщиков) – автомобилей, предназначенных для транспортировки, временного хранения топлива и его измерения при выдаче. Вместимость автотопливозаправщиков – от 5,5 до 14 м3.

Отличительной особенностью автотопливозаправщиков, изготавливаемых предприятием «Энергомаш», является исполнение цистерны в форме поперечного сечения «чемодан», благодаря чему увеличивается устойчивость спецтехники на дорогах с различным покрытием. Автотопливозаправщики комплектуют надежными в эксплуатации насосами с большим ресурсом. Производительность насосной установки 35 м3/ч.

В 2003 году предприятие впервые вышло на внешний рынок и сегодня выполняет два экспортных заказа. Ведутся переговоры об отправке за рубеж еще более крупных партий спецтехники. В 2004 году предприятие «Энергомаш» планирует дальнейшее развитие производства спецтехники, разработку новых моделей, переход от выпуска единичных моделей к выпуску серийных и массовых. Это позволит реализовать выпускаемую технику непосредственно со склада предприятия.