Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
 1
Топ-модель
Тест телескопа JCB 540-170
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)

С учетом мировых тенденций

В. Ковригин

Грандиозные программы советского правительства по освоению природных ресурсов страны, начатые в конце 1960-х – начале 1970-х годов, прежде всего затронули горнорудную, топливно-энергетическую и строительную отрасли. Масштабные задачи требовали создания новых производств по выпуску землеройной, подъемной и погрузочной техники большой мощности, в частности промышленных гусеничных тракторов, служивших базой для бульдозерно-рыхлительного, трубоукладочного и погрузочного оборудования. В те годы только Челябинский тракторный завод производил гусеничную технику промышленного назначения – базовые тракторы мощностью 140...160 и 250 л.с., которые на заводах строительно-дорожного машиностроения комплектовали навесным оборудованием. Однако требовались более мощные машины, и в начале 1972 г. началось строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов. Первый трактор тягового класса 25 с двигателем мощностью 330 л.с. был выпущен 25 октября 1975 г. Эта дата стала днем рождения нового тракторного завода. На базе модели трактора 25 было освоено производство трубоукладчика номинальной грузоподъемностью 50 т.

Завод, наращивая производственные мощности, одновременно вел работу по созданию типизированного семейства промышленных тракторов классов 25, 35 и 50 марок Т-25.01, Т-35.01 и T-50.01 мощностью 380, 480...520 и 750 л.с. Новое семейство создавали с учетом мировых тенденций развития машин этого назначения, взяв за основу принципы модульности конструкции, типизации (конструктивного подобия), используя эффективные решения, проверенные многолетней практикой. Учитывался оптимальный уровень унификации машин близких классов. Из двигателей выбрали дизель отечественного производства, широко применявшийся в тракторостроительной отрасли. Компоновка тракторов – переднемоторная, кабина оператора расположена сзади. Моторный отсек позволял устанавливать и отечественные двигатели Ярославского моторного завода, и агрегаты американской компании Cummis Diesel Engine Company, Inc.

Для тракторов этой серии использованы гидромеханические трансмиссии четырех типоразмеров. Трансмиссии включают трехэлементные одноступенчатые унифицированные гидротрансформаторы четырех типоразмеров, планетарные коробки передач также четырех типоразмеров, полностью унифицированные для моделей T-15.01, T-20.01 и для T-25.01, T-35.01, с переключением передач под нагрузкой, муфтами, работающими в масле и обладающими высокой способностью передачи крутящего момента. Трансмиссия обеспечивает по три передачи переднего и заднего хода. Коробки передач конструктивно объединены с согласующим редуктором и главной передачей в единый силовой блок. Поворот и торможение осуществляются бортовыми фрикционами и остановочными тормозами, выполненными отдельными блоками и установленными с двух сторон в расточки рамы трактора. Бортовые фрикционы представляют собой многодисковые муфты с гидроуправлением. Остановочные тормоза постоянно замкнутого типа, многодисковые. Бортовые фрикционы и тормоза охлаждаются маслом под давлением и не требуют регулировки в течение всего срока службы. Бортовые передачи двухступенчатые, при этом первая ступень – шестерни внешнего зацепления, вторая ступень – планетарного типа с остановленной коронной шестерней. С целью облегчить замену ведущих колес (звездочек) их венцы выполнены секционными (секторными) и болтами прикреплены к ступице.

Ходовая система выполнена с трехточечной полужесткой подвеской. Ось качания гусеничных ходовых тележек вынесена в отдельный узел, что исключило воздействие изгибающих усилий на бортовые передачи. Опорные и поддерживающие катки, а также направляющие (натяжные) колеса заправлены смазкой на весь срок службы и оснащены самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус». Сборные гусеницы – с одним грунтозацепом, разъемным замыкающим звеном и уплотнением для сохранения смазки в шарнирах. Такая конструкция значительно облегчает разборку гусеницы и не требует применения специального пресса для выдавливания замыкающего пальца. Натяжение гусеницы гидравлическое и регулируется нагнетанием консистентной смазки шприцем.

Из одноместных цельнометаллических кабин шестигранного типа благодаря большой площади остекления (применено двойное остекление) обеспечивается хороший обзор рабочей площадки. Кабины оснащены тепло- и шумоизоляцией, системами вентиляции и обогрева, а для случаев опрокидывания – защитными устройствами (ROPS). По заказу их оснащают и кондиционером. Сиденье оператора регулируется по весу и росту. Переключение передач и изменение направления движения осуществляются одним рычагом, управление бортовыми фрикционами – двумя рычагами.

Экстренная остановка производится педалью тормоза. Переднее и заднее навесное оборудование управляется отдельными рычагами. Гидравлическая система управления рабочим оборудованием раздельно-агрегатного типа. Максимальное рабочее давление в гидросистеме 196 МПа (200 кгс/см2).

В последнее время ОАО «Промтрактор» существенно расширило модельный ряд в сторону меньших типоразмеров. Созданы и освоены производством еще три модели бульдозеров классов 11, 15 и 20 с конструктивными решениями, характерными и для машин высоких тяговых классов. На основе базовых моделей созданы модификации бульдозеров с пониженным удельным давлением на опорную поверхность. Планы на ближнюю перспективу включают работы по дальнейшему совершенствованию бульдозеров, оснащению их электрогидравлическими системами управления и электронными средствами диагностики (проект «Четра»). Ведется разработка гусеничного бульдозера тягового класса 9 мощностью 140 л.с.



В. Ковригин Основные Средства 04'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)