Renault Kerax – путь в Россию

В. Мамедов

В 1997 г. в семействе грузовых автомобилей фирмы Renault Vehicules Industries впервые появились модели Kerax, сменившие популярные, но к тому времени уже устаревшие грузовики Maxter. Новые автомобили предназначались для работы в особо тяжелых режимах на грунтовых дорогах и призваны были стать одними из самых массовых машин на строительных объектах. Как показало время, надежды создателей семейства Kerax сбылись. В России машины понравились, и теперь они составляют значительную часть экспорта продукции Renault в нашу страну.

Отличительными особенностями грузовых автомобилей семейства Kerax считаются способность преодолевать значительные дорожные препятствия благодаря высокому клиренсу, хорошие тяговые возможности, обеспечиваемые установкой двигателей с высокими значениями крутящего момента на низких оборотах, повышенный уровень безопасности при эксплуатации и высокий уровень комфорта для водителя. Высокопрочные несущие системы позволяют без негативных последствий для конструкции автомобиля выдерживать различные динамические удары, нередкие при строительных работах. Автомобили комплектуют на заводе набором агрегатов, обеспечивающим высокую эффективность его применения и порой делающим его уникальным или не имеющим «двойников», чтобы в максимальной степени соответствовать требованиям конкретного заказчика. Обслуживание автомобилей предельно упрощено.

Все автомобили семейства собирают на испанском заводе фирмы в городе Виллаверди, причем официальный каталог насчитывает 110 вариантов с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х6. Полная масса одиночных автомобилей составляет от 19 до 40 т, полная масса автопоездов доходит до 80 т. Модульный принцип, положенный в основу конструкции семейства Kerax, позволяет легко сконструировать нужный по параметрам грузовик, собранный из предлагаемых заводом комплектующих обширного перечня. При этом учитываются возможные потенциальные нагрузки на шасси, дорожно-климатические условия его работы и множество других факторов.

Автомобиль серии Medium с бетономешалкой

В базовом семействе Kerax четыре основных шасси, обозначенных как серии 270, 320, 370 и 420, цифровой индекс которых указывает на округленную мощность дизелей, используемых для них. Двигатели для грузовиков Kerax, несмотря на разные выходные параметры, являются по сути модификациями одного и того же 6-цилиндрового 24-клапанного дизеля dCi 11 рабочим объемом 11 л, хорошо известного по марке грузовиков Premium. Моторы оснащены системой впрыска с общей топливной магистралью и развивают в зависимости от регулировки мощность 265, 313, 362 или 412 л.с. при 1900...2000 мин-1. Значения максимального крутящего момента составляют при этом 1010 Н·м при 1700 мин-1; 1210 Н·м при 1000...1700 мин-1; 1870 Н·м при 1400 мин-1. Дизели отличаются низким уровнем шума и высокой экономичностью. Электронная система управления дизелем V MAC следит за оптимальным соотношением между подачей топлива и опережением впрыска, осуществляет плавное регулирование на малых оборотах, управляет режимом торможения двигателем, а также различными замедлителями, дополняющими штатную тормозную систему. Функция круиз-контроля управляет работой дизеля или тормоза-замедлителя, отслеживая профиль дороги. Она помогает водителю на длительных спусках при полной загрузке автомобиля. С дизелями работают механические коробки передач трех типов: 6-ступенчатая Eaton 8309, 9-ступенчатая ZF 9S 109 и 16-ступенчатая ZF 16 S151.

Автомобиль серии Medium с полуприцепом

Шасси изготавливают в трех вариантах, различных по прочности и назначению. Летний вариант Light рекомендован для монтажа на нем бетономешалок и различных надстроек. Средний вариант Medium служит основой самосвалов для самого разного использования, на такие шасси устанавливают и крупные бетономешалки, и крановое оборудование, и цистерны. Для работы на бездорожье выпускают особо прочное шасси Heavy, на базе которого собирают карьерные самосвалы.

Решение о целесообразности заказа ведущего моста той или иной конструкции покупатель принимает совместно с дилером. Можно заказать мосты и с колесными редукторами, и без них. То же относится к мостам задней тележки для вариантов 6х4, 6х6 и 8х4. Спереди мосты могут быть подвешены на трехлистовых параболических рессорах или восьмилистовых эллиптических. Заднюю подвеску предлагают в трех вариантах: с тремя параболическими рессорами, семью или девятью полуэллиптическими или в виде пневмоподвески с двумя пневмоэлементами. Последний вариант рекомендуют для седельных тягачей с колесной формулой 4х2.

Kerax отличает хорошая эргономика рабочего места

Грузовики Kerax комплектуют только барабанными колесными тормозами с пневмоприводом. АБС входит в стандартную комплектацию. Возможность дополнительного торможения реализуется с помощью двигателя или за счет установки гидравлического тормоза-замедлителя, встраиваемого в картер коробки передач, мощность которого доходит до 500 кВт.

Для семейства Kerax разработаны кабины трех типов: короткая, средняя и глубокая. Среднюю изготавливают в двух вариантах – Utility и Night. Короткая отличается наличием сиденья на пневмоподушке с большой амплитудой регулировки, в том числе возможностью сдвига назад на 400 мм. Короткими кабинами чаще укомплектовывают самосвалы, работающие на маршрутах небольшой протяженности. В средних по длине кабинах Utility сзади пассажирского кресла есть выдвижной отсек и заднее стекло в стенке, что упрощает маневрирование. По заказу в такую кабину установят третье сиденье или холодильник на 22 л. Кабины Night заказывают для водителей, которым необходим полноценный отдых в процессе работы. В такой кабине есть кровать-кушетка размерами 2200х800 мм, а спинка пассажирского сиденья откидывается назад. Глубокие кабины отличаются наличием раздельных зон для работы и отдыха.

Все типы кабин отличают высокий уровень комфорта для водителя и отличная эргономика рабочего места. Приборная панель делит все элементы на три зоны: слева размещены сигнальные лампочки, справа – индикаторы работы систем автомобиля, в центре находятся приборы, информирующие водителя о режимах движения. На панели также расположены тахограф и настройка радиоприемника.

На строительной площадке водителю приходится вылезать из кабины и подниматься в нее до 50 раз в день. Этот процесс облегчает специальный комплект устройств: двери автомобиля открываются на угол 90°, рулевая колонка может отклоняться, сиденье водителя быстро опускается, поверхность ступенек покрыта противоскользящим слоем, справа и слева от дверного проема установлены удобные поручни. Для клиентов, готовых обеспечить водителю и пассажиру еще более комфортные условия, завод предлагает заказное оборудование обширного перечня, в который входят система дистанционного открытия дверей, кондиционер, сиденье пассажира на пневмоподвеске, часы, аудиосистема с проигрывателем компакт-дисков и с управлением на рулевой колонке, ветровое стекло и зеркала заднего вида с подогревом, звуковой сигнал заднего хода, дополнительный противопылевой воздушный фильтр и многое другое.

Kerax 400.40 8x4 HDZ 123 с самосвальным кузовом HYVA объемом 20 куб.м

Специалисты фирмы, рассматривая российский рынок в качестве одного из самых перспективных для компании, взяли курс на создание специальных модификаций автомобилей, предназначенных для продажи в России. Так в 2003 г. появилась особая версия седельного тягача семейства Premium, хорошо принятая автотранспортниками. В 2004 г. прошла презентация самосвала Kerax 400.40 8х4 HDZ 123 с самосвальным кузовом HYVA объемом 20 м3, на который возлагают такие большие надежды. Подобную машину с 16-кубовым кузовом, помимо исполнения 8х4, выпускают и в трехосном исполнении с колесной формулой 6х4. При собственной массе шасси с кабиной 10 930 кг грузоподъемность четырехосного автомобиля колеблется в зависимости от установленных на нем шин и типа подвески (стандартная или усиленная) от 25,1 до 36,6 т при соответствующей допустимой полной массе в границах 41,0...52,5 т. В свою очередь в зависимости от комплектации шинами и величины полезной нагрузки существуют большие различия и в допустимой максимальной скорости передвижения. Например, при полной массе 41,0 т она составляет 90 км/ч по асфальту. При массе автомобиля с грузом 46,3 т скорость 80 км/ч, при полной массе 48,1 т снижение более существенное – 60 км/ч. Наконец, самосвал полной массой 52,5 т способен двигаться с максимальной скоростью лишь 30 км/ч. Угол въезда, составляющий 25°, дорожный просвет под балкой переднего моста, равный 395 мм, и под балками задних мостов – по 311 мм, способствуют хорошей проходимости тяжелой машины по прочным грунтам, при этом маневренность огромного самосвала также достаточно хорошая: радиус поворота по кромке бампера – 11,2 м.

Кабина откидывается вперед на 60° гидравлическим подъемником

Прямобортный кузов размерами 6 300x2 500x1 400 мм сварен из плит толщиной 6 мм (стенки) и 8 мм (днище) и оснащен единственным задним откидным бортом с верхними шарнирами, который водитель открывает из кабины с помощью пневмосистемы. Передняя стенка кузова защищена особо. На ней установлен держатель запасного колеса и закреплен брезент, закрывающий груз. Для облегчения разгрузки сыпучих грузов в мороз предусмотрена система подогрева днища кузова. Система подъема состоит из гидроцилиндра фирмы HYVA, 60-литрового масляного бака, клапанов, фильтра, поршневого насоса с подачей 60 л/мин, трубопровода и органов контроля за давлением воздуха в кабине. В дополнительное оборудование кузова входят задний снимаемый бампер (для разгрузки асфальта), два задних брызговика, алюминиевая боковая защита. Масса кузова вместимостью 20 м3 – 5000 кг. Конструктивно кузов рассчитан на транспортировку щебня и камней диаметром до 20 см, а максимальная нагрузка, на которую рассчитана вся конструкция, – 40 т.

Самосвал, показанный журналистам, оснащен 6-цилиндровым рядным дизелем, отвечающим требованиям норм Euro 2. Рабочий объем дизеля 11,1 л, максимальная мощность 391 л.с. при 2 000 мин-1, максимальный крутящий момент 1 840 Н·м при 1 200 мин-1. Дизель оснащен системой турбонаддува с интеркулером, системой предпускового подогрева, плавно регулируемым вентилятором системы охлаждения, рассчитанным на работу при морозах до –40 °С. Крутящий момент от дизеля передается однодисковым сцеплением с гидроприводом и пневмоусилителем к 16-ступенчатой механической коробке передач ZF 16S 151 OD. С ней агрегатирована коробка отбора мощности, рассчитанная на максимальный крутящий момент 500 Н·м.

Поверхность ступенек покрыта противоскользящим слоем

Гидроусилитель рулевого управления – с одним независимым контуром и одним гидронасосом. Максимальная нагрузка на передние не ведущие оси, подвешенные на рессорах, – 8,0 т. Задний мост включает в себя двухступенчатый редуктор (коническая пара плюс планетарные ступенчатые редукторы) и механизмы блокировки как межосевого дифференциала, так и межколесных дифференциалов. Барабанные тормозные механизмы установлены на передних и задних колесах.

Короткая кабина самосвала откидывается вперед на 60° гидравлическим подъемником. Передний металлический бампер разделен на три части. В крыше кабины встроен люк, на фарах – защитные решетки, ветровое стекло – многослойное тонированное. Специальное оборудование кабины включает также автономный отопитель фирмы Webasto. Автомобиль оснащен гидравлическим замедлителем Intarder, звуковым сигналом заднего хода, 400-литровым бензобаком с запираемой на замок пробкой и системой электроподогрева топлива.

В 2003 г. Renault Truck поставила в Россию 70 новых грузовых автомобилей и 750 подержанных, заняв в соответствующих сегментах рынка 3,7 и 4,6%. В планах компании на 2004 г. – увеличить эти показатели до 8,0 и 6%. В ближайшие пять лет фирма планирует выйти на 30% в сегменте импортируемых новых грузовых автомобилей. Новым моделям самосвалов Kerax в этой стратегии отводится особое место.