НефАЗ: идеи и воплощение

Р. Разумовский

За последние три года ситуация на российском рынке автобусов заметно изменилась. Дело не только в том, что увеличилось их производство. На изменении ситуации сказалось появление на рынке еще одного предприятия, заявившего о намерении выпускать пассажирские автобусы. Новичком в этой сфере деятельности оказался Нефтекамский автомобильный завод (НефАЗ) – предприятие с большими производственными возможностями, изменившее рейтинговый список российских производителей и заставившее иначе оценить возможности производства отечественных автобусов.

Нефтекамский завод введен в строй 26 лет назад как спутник ОАО «КАМАЗ». В его задачу входило обеспечивать головное предприятие необходимыми компонентами, производить специальные надстройки на шасси КамАЗ. Много лет подряд НефАЗ выпускал автосамосвалы только двух моделей – КамАЗ-5511 и КамАЗ-55102, вахтовые автобусы и несколько модификаций автоцистерн. Сейчас перечень продукции завода едва умещается мелким шрифтом на четырех страницах.

В середине 1990-х, когда перед большинством предприятий стояла единственная задача – выжить, руководство Нефтекамского завода пошло дальше – предприятие приступило к расширению номенклатуры продукции. В настоящее время каждая вторая цистерна для перевозки нефтепродуктов, производимая в России, изготовлена на Нефтекамском автозаводе. Завод изготавливает автоцистерны вместимостью от 6 до 17 тыс. л, прицепы и полуприцепы-цистерны вместимостью от 16 до 34,5 тыс. л. Ежегодно завод производит около 10 тыс. самосвалов грузоподъемностью от 7 до 30 т.

Производство общетранспортных и изотермических полуприцепов и прицепов, а также полуприцепов под евростандарт – одно из новых направлений деятельности завода. Ежегодно НефАЗ выпускает до 2000 единиц такой техники.

Идея освоить на предприятии производство пассажирских автобусов возникла в 2000 году. На НефАЗе понимали, что, при этом придется подняться на новый качественный уровень, ведь создавать транспорт, предназначенный для перевозки людей, – дело ответственное. Однако надо учитывать и другое обстоятельство: идея возникла не на пустом месте. С 1982 года завод выпускает вахтовые автобусы, на которые всегда существует устойчивый спрос, и на предприятии не хотят ослаблять эту производственную позицию. Каждый месяц цехи завода покидает 50...70 вахтовых автобусов. Несмотря на то, что конструкция этого специального транспортного средства разработана 12 лет назад, она и в наши дни является наиболее удачной. Серьезные испытания вахтовых автобусов проводили в свое время в Сусумане (Магаданская обл.), на северной станции полигона НАМИ. При температуре окружающей среды –45 °С в салоне было +17 °С, т. е. получилась достаточно теплая машина. Сейчас на базе этой конструкции на заводе разрабатывают другие модификации, по желанию заказчика это может быть грузопассажирский автобус, баня или охотничий домик.

Имеется у предприятия и опыт сборки автобусов Merсedes. Несколько лет назад на заводе изготавливали весь интерьер салона: сиденья, поручни, турбовентилятор, стекла, резиновые профили и т. д. Позднее этот опыт очень пригодился. В 1997 году КАМАЗ приступил к освоению шасси для пассажирского автобуса большого класса, что и стало отправной точкой для последующих действий НефАЗа.

Когда предприятие решило приступить к производству автобусов, некоторые скептики осторожничали и советовали не рисковать. На НефАЗе и без того понимали всю полноту ответственности, а потому, прежде чем браться за работу, посетили лучшие европейские заводы. В этих поездках у заводских конструкторов сформировалось представление, каким должен быть современный европейский автобус. Экономисты предприятия составили бизнес-план, конструкторы разработали конструкцию, администрация договорилась с руководством КАМАЗА предоставить автобусное шасси для пробной сборки. Первый экземпляр городского автобуса изготовили к 6 декабря 2000 года. Однако собрать один экземпляр автобуса и наладить серийное производство – не одно и то же. Главное – занять свое место на рынке автотехники, убедить покупателя в преимуществах нового автобуса.

В 2001 году собрали 115 автобусов, большую часть которых продали в Башкортостан и Татарстан. Каждый автобус производитель курировал: важно было знать мнение о машине водителей, автомехаников и пассажиров. Нефтекамский автозавод, пожалуй, – единственное российское предприятие, которое проводит конференции по качеству, куда приглашают автотранспортников с тем, чтобы открыто поговорить и о преимуществах, и о недостатках автобуса. Вообще, один из ключевых моментов, выгодно отличающих НефАЗ от других производителей, – наличие разветвленной системы сервисных центров техники КАМАЗа и НефАЗа.

2002 год стал для предприятия определяющим: была сдана в эксплуатацию вторая очередь автобусного производства с уникальным, единственным в Российской Федерации лакокрасочным комплексом, закупленным в Германии. По тому, как шли продажи, становилось понятно, что новые автобусы понравились и пассажирам, и водителям. За 2002 год выпущено 345 машин, и все они ушли к потребителям из регионов России. В 2003 году НефАЗ произвел 600 автобусов. Автобусы этой марки теперь хорошо знают более чем в двадцати регионах России, в Казахстане, на Украине.

Юбилейный, 1000-й автобус ждали все. Его собрали 28 ноября 2003 года. Ждали его не день и не месяц, а три года. Появление юбилейного автобуса знаменовало новый этап в деятельности Нефтекамского автозавода – предприятие выдержало все испытания с честью, его работники сделали все задуманное и даже больше. Сегодня за автобусами НефАЗ очередь – производство расписано на три месяца вперед. В 2004 году заводчане планируют выпустить 900 автобусов.

Конструкторам завода удалось создать три базовые модели автобуса: городской, пригородный и междугородный. На базе междугородного автобуса создана модификация в северном исполнении. Собрали и опытный образец полутораэтажного автобуса класса «Турист» повышенной комфортности, и сейчас он проходит испытания на Дмитровском автополигоне.

На предприятии прекрасно понимают, что многое зависит от человеческого фактора. В цехи автобусного производства набирают молодежь, чей опыт будет расти вместе с новым производством. Понимают на предприятии и то, что в хорошем автобусе должны быть заложены передовые конструкции и современные технологии. Когда создавали новый проект, ориентировались на оборудование лучших европейских фирм. Например, станки для резки прямоугольных или сферических труб закуплены в Германии и Италии, а это точность реза и вымеренный угол. Листоправильную 23-валковую машину для размотки и резки оцинкованного листа также приобрели в Германии, как и уникальный покрасочный комплекс. Низкотемпературные лакокрасочные материалы поставляются из Словении. С начала серийного производства все новые автобусы оснащали антиблокировочной системой тормозов. В зависимости от требований заказчика автобусы НефАЗ оборудуют двигателем Caterpillar, DAF или КамАЗ. Цвет автобуса также выбирает покупатель.

Модели автобусов «городской» и «пригородный» стали дипломантом и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». Машина класса «Турист» на IV Московском международном автосалоне награждена в 2003 году дипломом «За лучший дизайн». Тем временем автомобилестроители Нефтекамского завода ставят перед собой более широкие задачи. На площади 20 тыс. м2 создано производство мощностью 1200 автобусов в год. Необходимо довести до высокого уровня надежность и запустить в серийное производство автобус марки «Турист», на который уже есть заказы.

Конструкторы завода работают и над созданием модели малого автобуса на шасси КамАЗ. На НефАЗе понимают, сколь сложно попасть в сегмент рынка, в котором безраздельно господствует ПАЗ. Для этого придется привнести в модель много нового и представить автобус высокого технического уровня. Глядя на сверкающий в лучах солнца 1000-й автобус марки НефАЗ, веришь, что все у завода всё получится.

Р. Разумовский Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)