«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Современное оборудование щебеночных заводов
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования

НефАЗ: идеи и воплощение

Р. Разумовский

За последние три года ситуация на российском рынке автобусов заметно изменилась. Дело не только в том, что увеличилось их производство. На изменении ситуации сказалось появление на рынке еще одного предприятия, заявившего о намерении выпускать пассажирские автобусы. Новичком в этой сфере деятельности оказался Нефтекамский автомобильный завод (НефАЗ) – предприятие с большими производственными возможностями, изменившее рейтинговый список российских производителей и заставившее иначе оценить возможности производства отечественных автобусов.

Нефтекамский завод введен в строй 26 лет назад как спутник ОАО «КАМАЗ». В его задачу входило обеспечивать головное предприятие необходимыми компонентами, производить специальные надстройки на шасси КамАЗ. Много лет подряд НефАЗ выпускал автосамосвалы только двух моделей – КамАЗ-5511 и КамАЗ-55102, вахтовые автобусы и несколько модификаций автоцистерн. Сейчас перечень продукции завода едва умещается мелким шрифтом на четырех страницах.

В середине 1990-х, когда перед большинством предприятий стояла единственная задача – выжить, руководство Нефтекамского завода пошло дальше – предприятие приступило к расширению номенклатуры продукции. В настоящее время каждая вторая цистерна для перевозки нефтепродуктов, производимая в России, изготовлена на Нефтекамском автозаводе. Завод изготавливает автоцистерны вместимостью от 6 до 17 тыс. л, прицепы и полуприцепы-цистерны вместимостью от 16 до 34,5 тыс. л. Ежегодно завод производит около 10 тыс. самосвалов грузоподъемностью от 7 до 30 т.

Производство общетранспортных и изотермических полуприцепов и прицепов, а также полуприцепов под евростандарт – одно из новых направлений деятельности завода. Ежегодно НефАЗ выпускает до 2000 единиц такой техники.

Идея освоить на предприятии производство пассажирских автобусов возникла в 2000 году. На НефАЗе понимали, что, при этом придется подняться на новый качественный уровень, ведь создавать транспорт, предназначенный для перевозки людей, – дело ответственное. Однако надо учитывать и другое обстоятельство: идея возникла не на пустом месте. С 1982 года завод выпускает вахтовые автобусы, на которые всегда существует устойчивый спрос, и на предприятии не хотят ослаблять эту производственную позицию. Каждый месяц цехи завода покидает 50...70 вахтовых автобусов. Несмотря на то, что конструкция этого специального транспортного средства разработана 12 лет назад, она и в наши дни является наиболее удачной. Серьезные испытания вахтовых автобусов проводили в свое время в Сусумане (Магаданская обл.), на северной станции полигона НАМИ. При температуре окружающей среды –45 °С в салоне было +17 °С, т. е. получилась достаточно теплая машина. Сейчас на базе этой конструкции на заводе разрабатывают другие модификации, по желанию заказчика это может быть грузопассажирский автобус, баня или охотничий домик.

Имеется у предприятия и опыт сборки автобусов Merсedes. Несколько лет назад на заводе изготавливали весь интерьер салона: сиденья, поручни, турбовентилятор, стекла, резиновые профили и т. д. Позднее этот опыт очень пригодился. В 1997 году КАМАЗ приступил к освоению шасси для пассажирского автобуса большого класса, что и стало отправной точкой для последующих действий НефАЗа.

Когда предприятие решило приступить к производству автобусов, некоторые скептики осторожничали и советовали не рисковать. На НефАЗе и без того понимали всю полноту ответственности, а потому, прежде чем браться за работу, посетили лучшие европейские заводы. В этих поездках у заводских конструкторов сформировалось представление, каким должен быть современный европейский автобус. Экономисты предприятия составили бизнес-план, конструкторы разработали конструкцию, администрация договорилась с руководством КАМАЗА предоставить автобусное шасси для пробной сборки. Первый экземпляр городского автобуса изготовили к 6 декабря 2000 года. Однако собрать один экземпляр автобуса и наладить серийное производство – не одно и то же. Главное – занять свое место на рынке автотехники, убедить покупателя в преимуществах нового автобуса.

В 2001 году собрали 115 автобусов, большую часть которых продали в Башкортостан и Татарстан. Каждый автобус производитель курировал: важно было знать мнение о машине водителей, автомехаников и пассажиров. Нефтекамский автозавод, пожалуй, – единственное российское предприятие, которое проводит конференции по качеству, куда приглашают автотранспортников с тем, чтобы открыто поговорить и о преимуществах, и о недостатках автобуса. Вообще, один из ключевых моментов, выгодно отличающих НефАЗ от других производителей, – наличие разветвленной системы сервисных центров техники КАМАЗа и НефАЗа.

2002 год стал для предприятия определяющим: была сдана в эксплуатацию вторая очередь автобусного производства с уникальным, единственным в Российской Федерации лакокрасочным комплексом, закупленным в Германии. По тому, как шли продажи, становилось понятно, что новые автобусы понравились и пассажирам, и водителям. За 2002 год выпущено 345 машин, и все они ушли к потребителям из регионов России. В 2003 году НефАЗ произвел 600 автобусов. Автобусы этой марки теперь хорошо знают более чем в двадцати регионах России, в Казахстане, на Украине.

Юбилейный, 1000-й автобус ждали все. Его собрали 28 ноября 2003 года. Ждали его не день и не месяц, а три года. Появление юбилейного автобуса знаменовало новый этап в деятельности Нефтекамского автозавода – предприятие выдержало все испытания с честью, его работники сделали все задуманное и даже больше. Сегодня за автобусами НефАЗ очередь – производство расписано на три месяца вперед. В 2004 году заводчане планируют выпустить 900 автобусов.

Конструкторам завода удалось создать три базовые модели автобуса: городской, пригородный и междугородный. На базе междугородного автобуса создана модификация в северном исполнении. Собрали и опытный образец полутораэтажного автобуса класса «Турист» повышенной комфортности, и сейчас он проходит испытания на Дмитровском автополигоне.

На предприятии прекрасно понимают, что многое зависит от человеческого фактора. В цехи автобусного производства набирают молодежь, чей опыт будет расти вместе с новым производством. Понимают на предприятии и то, что в хорошем автобусе должны быть заложены передовые конструкции и современные технологии. Когда создавали новый проект, ориентировались на оборудование лучших европейских фирм. Например, станки для резки прямоугольных или сферических труб закуплены в Германии и Италии, а это точность реза и вымеренный угол. Листоправильную 23-валковую машину для размотки и резки оцинкованного листа также приобрели в Германии, как и уникальный покрасочный комплекс. Низкотемпературные лакокрасочные материалы поставляются из Словении. С начала серийного производства все новые автобусы оснащали антиблокировочной системой тормозов. В зависимости от требований заказчика автобусы НефАЗ оборудуют двигателем Caterpillar, DAF или КамАЗ. Цвет автобуса также выбирает покупатель.

Модели автобусов «городской» и «пригородный» стали дипломантом и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». Машина класса «Турист» на IV Московском международном автосалоне награждена в 2003 году дипломом «За лучший дизайн». Тем временем автомобилестроители Нефтекамского завода ставят перед собой более широкие задачи. На площади 20 тыс. м2 создано производство мощностью 1200 автобусов в год. Необходимо довести до высокого уровня надежность и запустить в серийное производство автобус марки «Турист», на который уже есть заказы.

Конструкторы завода работают и над созданием модели малого автобуса на шасси КамАЗ. На НефАЗе понимают, сколь сложно попасть в сегмент рынка, в котором безраздельно господствует ПАЗ. Для этого придется привнести в модель много нового и представить автобус высокого технического уровня. Глядя на сверкающий в лучах солнца 1000-й автобус марки НефАЗ, веришь, что все у завода всё получится.

Р. Разумовский Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)