«Уралы» на европейском трак-триале

Е. Соболева, фото автора

В переводе с английского языка слово «триал» означает испытание, преодоление. Трак-триал – это испытание возможностей грузовых автомобилей и мастерства водителей при преодолении препятствий на местности или искусственных преград на специальной трассе. Это могут быть крутые подъемы и спуски, нагромождение камней и бревен, водные преграды, вязкий или сыпучий грунт и многое другое. Одним словом, соревнования грузовиков проводятся в экстремальных условиях, обычно в карьерах: каменных, песчаных или глиняных. Соревнуются автомобили по категориям, на которые их делят в соответствии с длиной базы и колесной формулой.

Несмотря на то, что это именно у нас «вместо дорог только направления», родиной трак-триала все же считается не Россия, а Западная Европа. Там эти соревнования пользуются большой популярностью, вызывая огромный интерес у автомобилистов, производителей автотехники, многотысячной публики и СМИ. Именно оттуда несколько лет тому назад пришло к нам увлечение трак-триалом.

Чемпионат Europa Truck-Trial проводится в 7 этапов весной, летом и осенью, однако в этом году их было 6. Нынешний тринадцатый чемпионат стартовал в начале мая в австрийском Роппене, а спустя четыре недели продолжился на итальянском острове Сардиния. Следующие этапы соревнований прошли во французском Монталье, в немецком Оснабрюке и венгерской столице – Будапеште. При этом два этапа – итальянский и венгерский – проводились впервые. Завершился трак-триал опять же в Австрии, на юге страны, в живописном карьере, рядом с небольшим городком Войтсберг.

Российские спортсмены – представители команды автомобильного завода «Урал» – принимают участие в Чемпионате Europa Truck-Trial с 1999 г. Первые два сезона миасские экипажи занимали пятые места в итоговых протоколах. Прорыв в элиту европейского автоспорта произошел в 2001 г., когда команда автозавода завоевала европейское серебро. А следующий год стал уже золотым. Команда уральцев выстояла в напряженной борьбе с титулованными соперниками, и в категории S4 (колесная формула 6х6) чемпионом Европы стал экипаж автомобиля «Урал»-4320: водитель – Валерий Князев, штурман – Иван Болотов; а в категории S5 (колесная формула 8х8) – Александр Жмаев и Сергей Петелин на «Урал»-5323. Сезон 2003 г. для уральской команды стал особенным – впервые за 5-летнюю историю участия в европейском чемпионате автозаводцы предстали в роли лидеров.

Всего на последнем этапе трак-триала выступали 42 экипажа. Такое большое количество участников было непривычно для российских спортсменов, ведь у нас в соревнованиях по трак-триалу стартуют только представители автозаводов и водители-испытатели, для которых автомобильный спорт – профессия. В Европе же дело обстоит иначе. Среди участников триала есть и бизнесмены, и воспитатели, и технологи по приготовлению пищи, и руководители цеха... То, что для наших водителей – суровые рабочие будни, для австрийцев, чехов, немцев, итальянцев и голландцев – хобби. Но хобби, которому отдается столько сил и времени, что порой европейские любители оказываются сильнее российских профессионалов.

Заслуживал внимания и еще один факт – машины, на которых выступали участники. В этом списке были «Унимоги», «Уралы», «Татры», «Ивеко», «Магирусы», «МАНы», «Штайеры» «Скания», «Мерседес», причем по задействованности в триале наши «Уралы» уступали лишь «Унимогу». На изготовленных в Миассе грузовиках в соревнованиях участвовала не только автозаводская команда, но также три команды из Германии и две из Австрии.

На последнем этапе Europa Truck-Trial участникам и зрителям повезло с погодой. По словам очевидцев, недавно там шли дожди, размывшие карьер. И поэтому все готовились по колено погрузиться в грязь, которой в карьере около Войтс-берга, где добывают бурый уголь, было бы предостаточно. Однако ласковое сентябрьское солнышко сделало свое дело: к началу соревнований трасса почти полностью высохла.

Больше всего этому радовались участники – ведь им приходится работать вне зависимости от погоды, которая частенько преподносит неприятные сюрпризы. Например, на пятом этапе европейского трак-триала в Будапеште на второй день соревнований пошел проливной дождь. В итоге все зрители разбежались, участникам бежать было некуда, пришлось продолжать состязаться в мастерстве вождения в «грязевой ванне».

Тем не менее, грязи хватало и на этом этапе соревнований. Машины скользили по косогорам, месили колесами землю и отчаянно буксовали, мягкий грунт осыпался под колесами грузовиков. Так, в секции №9 внимание публики привлекло выступление 402-го экипажа на автомобиле Steyr 1491/330 (325 л.с.). Пилотирующий его водитель, 66-летний Хельмут Кропфель (один из богатейших предпринимателей Австрии), пытаясь преодолеть горку, сел на мост и забуксовал. Не желая дожидаться эвакуатора, он резко вывернул руль вправо и поломал ворота в секции, что считается нарушением. Выступавший вслед за ним голландец Тон Стокер на IVECO 260 30 AMW умудрился положить свою машину набок практически на ровном месте. Поэтому чистое прохождение этой секции уральским экипажем вызвало аплодисменты у зрителей – Валерий Князев и Иван Болотов были первыми в своей категории, кто справился с заданием без приключений.

В это время в секции №4, на спуске по очень крутому склону, начинался роковой «падёж» «Унимогов». Первой жертвой стал экипаж №113 (Unimog 404 S с двигателем в 80 л.с.) – при спуске он упал набок. На колеса его попытался поставить его же собрат – Unimog 406, пилотируемый семейным дуэтом из Англии. Спасение «Унимога» «Унимогом» удалось только с третьей попытки.

Следующим пострадал экипаж №103 – единственная на триале дамская команда (пилот Ангелика Волькеринк, штурман Рената Поршман). После рокового падения, у их автомобиля вывернуло рулевую тягу и его пришлось эвакуировать.

Экипаж №109 (Unimog 406, 110 л.с.), напуганный печальным опытом предыдущих соперников, решил пройти эту зону риска максимально аккуратно. Поначалу казалось, что все закончится хорошо, и обойдется без катастроф и падений, которых уже было достаточно. Но, осторожно пройдя коварный участок, Unimog дал задний ход, попятился, чтобы взять ворота, расположенные выше по склону, и, перевернувшись через корпус, покатился вниз. Упал он на крышу. Все произошло настолько стремительно, что журналистам удалось снять только результат этой катастрофы, ставшей одним из самых экстремальных моментов первого дня соревнований.

Пострадавший Unimog даже некому было эвакуировать, так как в провал, образовавшийся после эвакуации машины IVECO «Уралом», упал один из двух работавших в карьере экскаваторов-эвакуаторов, а второй немедленно поспешил ему на помощь. В это время динамика в секциях трассы значительно поубавилась. Пока эвакуаторы спасали друг друга, участники печально ждали своей очереди на спасение. В итоге освобождение из плена №109 обернулось русской народной игрой в репку: к страховочным дугам привязали канаты, кинули клич в народ (который не надо долго просить), ухватились покрепче, потянули и поставили автомобиль на все четыре колеса.

Всего в категории S4 выступало 8 экипажей, из которых три автомобиля «Урал»-4320 (российский, немецкий и австрийский экипажи). Второй день соревнований Валерий Князев и Иван Болотов начали со сравнительно несложной секции, представлявшей собой наклонное плато. Ни ям, ни булыжников, ни грязи в ней не было, однако был равномерный наклон и замысловато расставленные ворота. Здесь важна не борьба с препятствиями, а фигурное вождение. Согласно очерёдности, миасские спортсмены выступали первыми.

Первым всегда труднее – колеи еще нет, также как и нет возможности понаблюдать за соперниками, учесть их опыт прохождения трассы. Но экипаж «Урал»-4320, накануне показавший четвёртый результат в своей категории, неплохо справился с препятствиями, набрав всего 15 штрафных очков.

Второму российскому экипажу, выступавшему на «Урал»-542301 в категории S5, пришлось выдержать нелегкую битву как на протяжении всего чемпионата Европы, так и его последнего этапа. Дело в том, что в этом году у наших спортсменов появился очень серьезный соперник – немецкая команда (водитель Удо Хайденрах, штурман – его сестра Беата Хайденрах). Ранее, в течение нескольких лет, Удо выступал на Unimog в категории S3, где стабильно становился чемпионом, а в этом году решил поменять своего «железного коня» и пересел на Mercedes DB 3535 (370 л.с.), чем изрядно огорошил участников остальных экипажей в категории S5 – оказалось, что и здесь ему нет равных.

Несмотря на такой успех немцев, миасские спортсмены доказали, что их прошлогодняя награда заслуженная. Так, в секции №6 «четырехоску» поджидал крутейший спуск по скользкому грунту и дерево на пути. Наш экипаж выступал третьим, сорвал аплодисменты и показал остальным, как лучше выезжать из секции – задним ходом. Так потом делали и все оставшиеся участники.

Очень интересно смотрелись прототипы: эту категорию машин смело можно назвать «народное творчество». На базе «Унимогов» и «Уралов» немецкие, чешские и австрийские умельцы мастерят такие чудеса, что большинство зрителей смотрели не на то, как они проходят трассу, а кто проходит. К тому же итог соревнований был фактически предрешен, места для сюрпризов почти не оставалось – в категории P2 на протяжении последних нескольких лет бессменно лидируют экипажи на «Уралах».

Но, как можно догадаться, на «Уралах» не простых, а с управляемыми перед-ними и задними мостами (два рулевых управления). Одна из таких машин даже идет как модель «Урал MAN 4320» – с мостами и двигателем фирмы MAN.

В течение всего чемпионата участники неоднократно менялись местами, то оказываясь среди лидеров, то вновь откатываясь в аутсайдеры. По итогам всех шести этапов оба миасских экипажа стали «бронзовыми» призерами, заняв третье место в группах S5 и S4. Как показали очередные соревнования, в таком спорте как трак-триал решающее значение имеет не только мастерство водителей, надежность автомобилей, отношение судей, но и элементарное везение. Возможно, именно его и не хватило миасским спортсменам для того, чтобы повторить свой прошлогодний успех. Впрочем, не за горами следующий Чемпионат Europa Truck-Trial, где у наших спортсменов есть все шансы снова стать чемпионами.

Е. Соболева, фото автора Основные Средства 12'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)