Ремонтопригодность экскаваторов
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
 9
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)

Новое качество автобусов ЛАЗ

Р. Разумовский

Марка Львовского автобусного завода хорошо известна во всем СНГ. Днем его основания заводчане считают 21 мая 1945 г., однако промышленные корпуса строились на протяжении 10 лет. В это время выпускались прицепы, автокраны и другая продукция. Только в 1956 г. из экспериментального цеха завода вышел первый автобус ЛАЗ-695, а со следующего года началось его серийное производство. Машина принципиально отличалась от всего, что тогда выпускалось в СССР. И завод очень скоро стал флагманом отечественного автобусостроения.

Сейчас уже мало кто помнит, что в 1967 г. одна из львовских машин была удостоена в Брюсселе Гран-при в номинации «Лучший европейский автобус». В 1969 г. лазовцы получили еще один Гран-при, на этот раз в Ницце. Там же им была вручена золотая медаль за лучшую конструкцию кузова автобуса, а водителю – золотая медаль за лучшее вождение. В конце 60-х – начале 70-х годов собирались опытные автобусы с пневмоподвеской. Выпускались даже модификации, ставшие сегодня обычными – автобусы с биотуалетами.

Как известно, почтенный возраст предприятия – признак стабильности, правильности стратегии и доверия к торговой марке. К сожалению, в начале 90-х годов из-за перестроечной дестабилизации экономики ЛАЗ утратил присущую ему динамику развития. Но даже тогда предприятие продолжало выпуск серийных и разработку новых, перспективных моделей. И сегодня разработками Львовского КБ в той или иной мере пользуются многие российские автобусные заводы.

Серьезные преобразования начались на ЛАЗе только с 2001 г., когда завод приобрел статус полностью приватизированного предприятия с коллективной формой собственности. В короткий срок здесь произошли удивительные перемены. Ситуация на рынке сбыта складывалась отнюдь не в пользу ЛАЗа, поэтому новое руководство завода пошло на освоение универсальных технологий и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Проведенные конструкторские разработки и применение новейших технологий позволили организовать производство принципиально нового унифицированного семейства автобусов ЛАЗ.

Первые львовские машины, в отличие от клепаных конструкций ЗИСов, а потом и ЗИЛов, выпускались полностью сварными. Именно для ЛАЗа в 60-е годы институтом Патона была разработана технология сварки каркасных конструкций в углекислой среде, которая стала настоящим прорывом в отечественном машиностроении. Сегодня сварные операции усовершенствованы, а выпускаемые с их помощью на специальном участке каркасы кузовов – гарант надежности и долговечности изделий львовских мастеров.

Главным новшеством в технологии сборки кузова на ЛАЗе является не сварка, а в первую очередь, склейка боковин и стекол салона. Процессы грунтовки, шлифовки и нанесения клея механизированы, в них широко используется пневмоинструмент.

Современный львовский автобус – это шумозащищенная машина с интересным дизайном. Кстати, клееные панели и стекла – основа шумозащиты. Клеящие смеси, герметики и мастики фирмы Dinol AB (Швеция), используемые при сборке кузовов, создают резиновую прокладку между каркасом и боковыми панелями, гасящую вибрации и, соответственно, создаваемый ими шум во время движения автобуса. Резка металла проводится на лазерных установках Bystronik Lazer AG (Швейцария). Благодаря программному управлению она с максимальной точностью и экономией раскраивает металлический лист.

Используются и другие современные технологии: антикоррозионная обработка каркаса и внутренней поверхности кузова проводится на оборудовании Lankvitzer (Германия) материалами Dinitrol (Швеция), стыки и точки сварки защищены герметиками и пласт-изоляторами, а днище кузова покрыто антикоррозионной мастикой Glazurit (Германия). Каркас кузова (трубы прямоугольного сечения) фосфатируется по технологии компании Protex, что значительно повышает коррозионную стойкость металла. Облицовка кузова и днище современных автобусов ЛАЗ выполняются из оцинкованной стали, скрытые полости (колесные арки, подножки и пр.) – из нержавеющей стали, крышка моторного отсека и технологические люки – из алюминиевого листа. Благодаря этому, а также технологии покраски DuPont, сегодня заводчане дают своим автобусам 10-летнюю гарантию.

На предприятии действуют десятки поточных линий, сотни единиц автоматического и полуавтоматического оборудования, станков с ЧПУ, более 6 000 м различных конвейеров. Перед выпуском каждый автобус тестируется на уникальной диагностической станции. Согласно стандарту ISO 9001-95 на заводе используется главная кредитно-инвестиционная карточка, которая вместе с технологическим паспортом автобуса позволяет отследить весь цикл производства от момента заключения контракта с потребителем до сдачи продукции.

Нововведения на ЛАЗе направлены не только на улучшение качества продукции и разумную экономию собственных ресурсов, но и позволили сделать производство гибким, выпускать автобусы с изменениями по требованию конкретных покупателей. А требования эти, кроме выбора основных агрегатов, бывают очень разнообразны: установка аудио-видеосистемы, кондиционера и другого оборудования, все элементы которого нужно своевременно учесть и заложить в кузов или в корпус. Даже цвет будущего автобуса определяет покупатель. Привлекательный внешний вид машинам придают двухкомпонентные низкотемпературные краски DuPont и мастики Wenol.

До неузнаваемости изменились и салоны автобусов ЛАЗ. Порошковый метод нанесения краски, применяемый в производстве, обеспечивает и качество, и долговечность, и стильный дизайн внутри. При сборке также учитываются требования заказчика по материалам для оклеивания пола, обтяжки сидений и внутренней облицовки салона.

За последние годы львовские автобусостроители совершили большой рывок вперед: в короткий срок разработан и запущен в производство новый модельный ряд. С конвейера завода сходят пять совершенно новых моделей, получивших звучное название «Лайнер»: пригородные и туристические Лайнер-9, Лайнер-10, Лайнер-12, а также большой городской автобус ЛАЗ-5252 и сочлененный А-291.

У Лайнер-9 подвеска рессорно-пневматическая, приспособленная для плохих дорог, при этом обеспечивающая большую комфортность. Эта модель стала хорошей заменой легендарному ЛАЗ-695. Конструкторы учли все недостатки предыдущих конструкций и создали неприхотливую и удобную в обслуживании машину. В автобусе существенно увеличен клиренс, что положительно сказалось на его проходимости. Эта модель выпускается только в пригородном исполнении.

Автобус средней вместимости Лайнер-10 выпускается с пневматической подвеской в туристическом и люксовом вариантах. Он отвечает всем международным требованиям и хорошо подойдет для предприятий, организующих перевозку своих сотрудников до места работы и домой. Этот 10-метровый Лайнер можно оборудовать кондиционером Webasto (Германия), видео- и аудиосистемой и другими опциями.

Модель Лайнер-12 предназначена для перевозки большого количества пассажиров на любые расстояния. Этот автобус выпускается с пневматической подвеской в пригородном, туристическом и люксовом вариантах. В исполнении «люкс» автобус может оснащаться кондиционером, баром, гардеробом, аудио- и видеосистемой. На автобусы ЛАЗ в основном устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода, но используются и силовые агрегаты Raba, Deutz, коробки передач Praga и ZF. Все модели оснащены мостами Raba. Автобусы имеют просторные салоны с раздельными анатомическими сиденьями, плюс большие багажные отсеки. Тонированные вклеенные стекла создают уют и теплую атмосферу, циркуляцию воздуха в салоне обеспечивает хорошая вентиляционная система и автономный отопитель Webasto с функцией предпускового подогрева двигателя.

Среди автобусов ЛАЗ преобладают модели междугородные, туристические и исполнения «турист-люкс». Эта ниша является традиционной для Львовского завода, она и остается важнейшей. Вот почему новый модельный ряд завод начал с семейства «Лайнеров» и нужно сказать, удалось многое. Диплом «Лучший междугородный (туристический) автобус» получила новая полутораэтажная машина повышенной комфортности НеоЛАЗ (ЛАЗ-5208), представленная на 6-м Российском международном автосалоне. Помимо этой награды львовский автобус также удостоен диплома Союза дизайнеров России, как «Лучший в автомобильном дизайне» из представленных на автосалоне. Серийный выпуск НеоЛАЗа начнется в конце 2004 г.

В производственной программе завода немало и других интересных разработок. Например, весьма привлекателен школьный автобус ЛАЗ-А1414М. В его салоне установлено 49 сидений с подголовниками и ремнями безопасности, а также кнопки вызова для предупреждения водителя о необходимости остановки. При посадке и высадке маленьких пассажиров автобус как добрый слон ложится на «брюхо». Пол в салоне – ровный, без ступенек и покрыт материалом с высоким коэффициентом трения. Новая модель уже получила высокую оценку у специалистов.

Еще одно направление, которое ЛАЗ планирует развивать, – городские автобусы. Для завода это интересный и перспективный рынок, поэтому он не останется без внимания. Уже проведена работа по улучшению конструкции и качества машины городского семейства. ЛАЗ-5252 – это только первый шаг, вторым станет производство низкопольной машины.

Два года назад, когда на завод пришло новое руководство, оно понимало, что технический уровень используемого оборудования остался в 70-х – 80-х годах, и знало, как с этим бороться. В 2003 г. в обновление станочного парка инвестированы многие миллионы долларов. Оно идет быстрыми темпами, основной упор делается на универсальное оборудование, легко перенастраиваемое и переналаживаемое, чтобы максимально расширить гамму производимой продукции. Для повышения квалификации специалистов, работающих сегодня на предприятии, расширяются контакты с зарубежными партнерами, приглашаются фирмы-консультанты, позволяющие оптимизировать производственные процессы, персонал обучается работе на современном оборудовании, новейшим методикам конструирования и проектирования автобусной техники.

Конечно, сбытовая и сервисная сети пока не столь обширны, как нужно. У завода только десять дилеров в России и два торговых дома – в Москве и Киеве. Именно эти структуры продвигают продукцию и торговую марку Львовского автобусного завода. И они не только декларируют гарантийные обязательства, но и готовы их выполнять, создавать и развивать систему технического обслуживания по всему СНГ. В 2003 г. открыт технический центр ЛАЗ в Подмосковье, организованы сервисные центры в Днепродзержинске и Харькове (Украина), а также в Брянске, Красноярске, Москве, Новосибирске, Омске, Свердловске, Самаре, Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах России.

Сегодня завод выпускает всего 300 – 400 автобусов в год, но это хорошая, надежная, безопасная продукция, удовлетворяющая самым современным потребностям. Все автобусы ЛАЗ выпускаются сегодня с АБС, все «Лайнеры» – с тахографом, вся продукция имеет российский сертификат качества. Похоже, что с такой продукцией львовские автобусостроители будут прекрасно себя чувствовать и на общероссийском рынке и на требовательном московском.

Предприятие резко повысило требования к комплектующим. Большую часть компонентов ЛАЗ берет у российских предприятий, немного у украинских, однако мало что из этого удовлетворяет заводчан. По пальцам одной руки можно пересчитать смежников, продукцию которых на ЛАЗе не опасаются ставить на свои автобусы. Поэтому все чаще завод предпочитает комплектующие восточно- и западноевропейских производителей.

Львовский завод имеет сегодня самую большую гамму моделей – от средней девятиметровой машины до сочлененного городского автобуса. Вот почему автобусы из Львова выигрывают множество российских тендеров и пользуются популярностью. Согласитесь, приятнее работать с одним производителем, у которого есть весь модельный ряд.

Со дня своего основания ЛАЗ произвел и реализовал более 364 тыс. автобусов. За последние 10 лет продано еще 39 тыс., из которых 47% остались на территории Украины. Возрождение ЛАЗа началось с кардинального изменения кадровой политики нового собственника. Была подобрана команда топ-менеджеров, которые успешно решают поставленные задачи. Самым главным достижением нового менеджмента можно назвать определение собственной маркетинговой стратегии, без которой сейчас не работает ни одно современное предприятие. ЛАЗу становится тесно в рамках Украины, и он уже возвращается в Россию. Нужно сказать, этому никто не препятствует, имя предприятия хорошо известно каждому россиянину, а в новом качестве оно звучит еще интереснее.


Р. Разумовский Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)