Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Электропривод карьерного экскаватора

«Курганмашзавод» – это не только танки

В. Тищенко

Сразу после Великой Отечественной войны в Кургане был построен завод по производству тяжелых кранов. Сегодня это «Курганмашзавод» – крупнейшее предприятие Курганской обл., один из лидеров ВПК России, крупный машиностроительный комплекс, в состав которого входят 10 заводов и пять вспомогательных цехов, обеспечивающих полный производственный цикл от литья и штамповки заготовок, всех видов механической обработки до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.

Боевая техника ОАО «Курганмашзавод» находится на вооружении 28 стран. Это, прежде всего, известные во всем мире боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3, а также бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л и универсальное шасси БМП-3, на основе которого создается разнообразная боевая техника. Однако в последнее время в номенклатуре ОАО «Курганмашзавод» все большую долю занимает мирная продукция: малогабаритные коммунальные и строительные машины, мини-тракторы, автомобильные прицепы, вездеходы и многое другое.

Наиболее удачной разработкой заводских конструкторов является многоцелевая коммунальная и строительная машина МКСМ-800, являющаяся аналогом словацкой модели УНЦ-060. Она относится к классу мини-погрузчиков, многофункциональна и универсальна, что для таких машин характерно. Особенно удобны мини-погрузчики, когда рабочее пространство крайне ограничено, или использование машины большего размера экономически не выгодно.

Со стандартным ковшом МКСМ-800 может делать планировку местности, выполнять погрузку и перемещение грунта или сыпучих материалов, например, при подготовке участка к строительству или разбивке парка. Однако возможности машины возрастают в десятки раз, если использовать дополнительное рабочее оборудование, меняющееся при помощи быстродействующего зажима. Машина может использоваться как погрузчик для транспортных и складских работ, на строительных площадках, для рытья траншей и ям, на сельскохозяйственных работах, для очистки улиц от грязи и снега, как буровая установка.

В российской промышленности применяются отечественные и зарубежные мини-погрузчики самой разной номинальной грузоподъемности. МКСМ-800 удачно дополняет гамму недорогих отечественных машин среднего класса. Довольно мощный словацкий трехцилиндровый дизель Zetor (45 л.с.) с жидкостным охлаждением обеспечивает машине необходимую подвижность. Кабина оборудована отопительно-вентиляционной системой. Вход в мини-погрузчик спереди, впрочем, как и практически у всех отечественных и зарубежных аналогов.

В базовой комплектации машина с ковшом по габаритам даже несколько компактнее некоторых мини-погрузчиков меньшей грузоподъемности, что является несомненным преимуществом. Ходовая часть МКСМ-800 состоит из двух редукционных коробок передач с независимым приводом – для колес каждой стороны отдельно. Благодаря такому устройству этот мини-погрузчик способен поворачиваться вокруг своего центра тяжести противоходом приводимых колес. Это существенно увеличивает маневренность машины.

Гидравлическая система состоит из независимых контуров ходовой части и контура надстройки. Шины пневматические, для повышения проходимости на слабых грунтах на колеса надевается гусеничная лента. Тормозная система также имеет два независимых контура: рабочий гидравлический на все четыре колеса и стояночный, включающийся автоматически при выключении или отказе двигателя.

Не менее универсальный и мини-трактор КМЗ-12, который также выпускает «Курганмашзавод». К трактору прилагается навесное оборудование восемнадцати наименований, позволяющее машине работать в сельском хозяйстве, убирать снег, подметать мусор, делать планировку местности и перемещать грунт, перевозить жидкости в навесной емкости, а также обеспечивать выполнение сварочных работ и деревообработку. Среди отечественных мини-тракторов КМЗ-12 располагает наибольшим количеством навесных орудий, но заводские конструкторы продолжают расширять их номенклатуру.

Для привода активных орудий и агрегатов на тракторе имеются передний и задний валы отбора мощности. Кроме того, машина имеет гидрофицированные навески и спереди, и сзади. Управляется трактор автомобильным рулем. Угол наклона рулевой колонки и положение сиденья регулируются.

На КМЗ-12 установлен двухцилиндровый дизель. Воздушное охлаждение упрощает его обслуживание. Мощность 12 л.с. позволяет мини-трактору развивать скорость до 14,4 км/ч. Эксплуатационная масса машины 690 кг, а без балласта – 475 кг, что делает ее одной из самых легких среди отечественных мини-тракторов. Небольшая масса дает КМЗ-12 определенное преимущество перед более тяжелыми машинами в проходимости и грузоподъемности.

В 1999 г. «Курганмашзавод» приступил к серийному производству нового семейства гусеничных транспортных машин ТМ-120 высокой проходимости. Некоторые технические решения, использованные в базовом шасси этой серии, являются принципиально новыми. Предусмотрена длительная эксплуатация машины в автономном режиме, что немаловажно, например, при длительных геологоразведочных или ремонтных работах. Машина имеет управление штурвального типа, ее грузоподъемность до 2 т.

Высокую проходимость и маневренность в тяжелых дорожно-климатических условиях обеспечивает мелкозвенные гусеницы с высокоресурсными резинометаллическими шарнирами. Даже в нагруженном состоянии удельное давление машины на грунт не превышает 0,2 кг/см2. Главное достоинство резинометаллического шарнира – ресурс, достигающий 8 – 16 тыс. км, тогда как ресурс открытого шарнира, в основном используемого на отечественных снегоболотоходах, – 1,5...2,5 тыс. км. Все это значительно уменьшает эксплуатационные расходы.

Моторный отсек выполнен отдельным модулем, позволяющим проводить обслуживание, ремонтно-восстановительные и наладочные работы в закрытом отсеке независимо от климатических условий. Даже по пересеченной местности машина передвигается плавно и относительно быстро. Достигается это за счет гидромеханической коробки передач, электромеханической системы натяжения гусениц, управляемой с рабочего места водителя, подвески с большим ходом и энергоемких амортизаторов, расположенных внутри корпуса.

На базе ТМ-120 созданы модификации с жилым модулем и сварочным оборудованием. Транспортная машина с жилым модулем представляет собой четырехместный уютный «дом на гусеничном ходу», внутренний интерьер которого устроит многих. Жилье снабжено всем необходимым для жизнеобеспечения человека даже в суровых условиях Севера. При экстремальной ситуации в модуле могут разместиться 10–15 человек, а четыре человека могут жить здесь с комфортом в течение 20 дней.

ОАО «Курганмашзавод» активно развивает новые направления своих разработок, налажен выпуск гусеничных шасси для строительно-дорожных и лесопромышленных машин, выпускаются лесопромышленные машины, изотермические и рефрижераторные спецавтомобили. Передовые технологии оборонного комплекса активно используются в мирных целях. Как показало время, коллектив предприятия способен находить нетривиальные технические решения и создавать востребованную, конкурентоспособную технику.


В. Тищенко Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)