1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
 1
Коробки передач компании EATON
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Проблемы пуска дизельных двигателей

«Курганмашзавод» – это не только танки

В. Тищенко

Сразу после Великой Отечественной войны в Кургане был построен завод по производству тяжелых кранов. Сегодня это «Курганмашзавод» – крупнейшее предприятие Курганской обл., один из лидеров ВПК России, крупный машиностроительный комплекс, в состав которого входят 10 заводов и пять вспомогательных цехов, обеспечивающих полный производственный цикл от литья и штамповки заготовок, всех видов механической обработки до сборки и комплексных испытаний готовой продукции.

Боевая техника ОАО «Курганмашзавод» находится на вооружении 28 стран. Это, прежде всего, известные во всем мире боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3, а также бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л и универсальное шасси БМП-3, на основе которого создается разнообразная боевая техника. Однако в последнее время в номенклатуре ОАО «Курганмашзавод» все большую долю занимает мирная продукция: малогабаритные коммунальные и строительные машины, мини-тракторы, автомобильные прицепы, вездеходы и многое другое.

Наиболее удачной разработкой заводских конструкторов является многоцелевая коммунальная и строительная машина МКСМ-800, являющаяся аналогом словацкой модели УНЦ-060. Она относится к классу мини-погрузчиков, многофункциональна и универсальна, что для таких машин характерно. Особенно удобны мини-погрузчики, когда рабочее пространство крайне ограничено, или использование машины большего размера экономически не выгодно.

Со стандартным ковшом МКСМ-800 может делать планировку местности, выполнять погрузку и перемещение грунта или сыпучих материалов, например, при подготовке участка к строительству или разбивке парка. Однако возможности машины возрастают в десятки раз, если использовать дополнительное рабочее оборудование, меняющееся при помощи быстродействующего зажима. Машина может использоваться как погрузчик для транспортных и складских работ, на строительных площадках, для рытья траншей и ям, на сельскохозяйственных работах, для очистки улиц от грязи и снега, как буровая установка.

В российской промышленности применяются отечественные и зарубежные мини-погрузчики самой разной номинальной грузоподъемности. МКСМ-800 удачно дополняет гамму недорогих отечественных машин среднего класса. Довольно мощный словацкий трехцилиндровый дизель Zetor (45 л.с.) с жидкостным охлаждением обеспечивает машине необходимую подвижность. Кабина оборудована отопительно-вентиляционной системой. Вход в мини-погрузчик спереди, впрочем, как и практически у всех отечественных и зарубежных аналогов.

В базовой комплектации машина с ковшом по габаритам даже несколько компактнее некоторых мини-погрузчиков меньшей грузоподъемности, что является несомненным преимуществом. Ходовая часть МКСМ-800 состоит из двух редукционных коробок передач с независимым приводом – для колес каждой стороны отдельно. Благодаря такому устройству этот мини-погрузчик способен поворачиваться вокруг своего центра тяжести противоходом приводимых колес. Это существенно увеличивает маневренность машины.

Гидравлическая система состоит из независимых контуров ходовой части и контура надстройки. Шины пневматические, для повышения проходимости на слабых грунтах на колеса надевается гусеничная лента. Тормозная система также имеет два независимых контура: рабочий гидравлический на все четыре колеса и стояночный, включающийся автоматически при выключении или отказе двигателя.

Не менее универсальный и мини-трактор КМЗ-12, который также выпускает «Курганмашзавод». К трактору прилагается навесное оборудование восемнадцати наименований, позволяющее машине работать в сельском хозяйстве, убирать снег, подметать мусор, делать планировку местности и перемещать грунт, перевозить жидкости в навесной емкости, а также обеспечивать выполнение сварочных работ и деревообработку. Среди отечественных мини-тракторов КМЗ-12 располагает наибольшим количеством навесных орудий, но заводские конструкторы продолжают расширять их номенклатуру.

Для привода активных орудий и агрегатов на тракторе имеются передний и задний валы отбора мощности. Кроме того, машина имеет гидрофицированные навески и спереди, и сзади. Управляется трактор автомобильным рулем. Угол наклона рулевой колонки и положение сиденья регулируются.

На КМЗ-12 установлен двухцилиндровый дизель. Воздушное охлаждение упрощает его обслуживание. Мощность 12 л.с. позволяет мини-трактору развивать скорость до 14,4 км/ч. Эксплуатационная масса машины 690 кг, а без балласта – 475 кг, что делает ее одной из самых легких среди отечественных мини-тракторов. Небольшая масса дает КМЗ-12 определенное преимущество перед более тяжелыми машинами в проходимости и грузоподъемности.

В 1999 г. «Курганмашзавод» приступил к серийному производству нового семейства гусеничных транспортных машин ТМ-120 высокой проходимости. Некоторые технические решения, использованные в базовом шасси этой серии, являются принципиально новыми. Предусмотрена длительная эксплуатация машины в автономном режиме, что немаловажно, например, при длительных геологоразведочных или ремонтных работах. Машина имеет управление штурвального типа, ее грузоподъемность до 2 т.

Высокую проходимость и маневренность в тяжелых дорожно-климатических условиях обеспечивает мелкозвенные гусеницы с высокоресурсными резинометаллическими шарнирами. Даже в нагруженном состоянии удельное давление машины на грунт не превышает 0,2 кг/см2. Главное достоинство резинометаллического шарнира – ресурс, достигающий 8 – 16 тыс. км, тогда как ресурс открытого шарнира, в основном используемого на отечественных снегоболотоходах, – 1,5...2,5 тыс. км. Все это значительно уменьшает эксплуатационные расходы.

Моторный отсек выполнен отдельным модулем, позволяющим проводить обслуживание, ремонтно-восстановительные и наладочные работы в закрытом отсеке независимо от климатических условий. Даже по пересеченной местности машина передвигается плавно и относительно быстро. Достигается это за счет гидромеханической коробки передач, электромеханической системы натяжения гусениц, управляемой с рабочего места водителя, подвески с большим ходом и энергоемких амортизаторов, расположенных внутри корпуса.

На базе ТМ-120 созданы модификации с жилым модулем и сварочным оборудованием. Транспортная машина с жилым модулем представляет собой четырехместный уютный «дом на гусеничном ходу», внутренний интерьер которого устроит многих. Жилье снабжено всем необходимым для жизнеобеспечения человека даже в суровых условиях Севера. При экстремальной ситуации в модуле могут разместиться 10–15 человек, а четыре человека могут жить здесь с комфортом в течение 20 дней.

ОАО «Курганмашзавод» активно развивает новые направления своих разработок, налажен выпуск гусеничных шасси для строительно-дорожных и лесопромышленных машин, выпускаются лесопромышленные машины, изотермические и рефрижераторные спецавтомобили. Передовые технологии оборонного комплекса активно используются в мирных целях. Как показало время, коллектив предприятия способен находить нетривиальные технические решения и создавать востребованную, конкурентоспособную технику.


В. Тищенко Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)