Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники

ГрАЗ: нельзя останавливаться на достигнутом

Л. Малютин, фото автора и ОАО «ГрАЗ»

3 октября 2003 г. на Грабовском заводе спецавтомобилей отмечали 62-ю годовщину предприятия. Это событие приурочили к выпуску юбилейного 200-тысячного топливозаправщика.

Жизнь завода всегда была полна бурных событий, начиная с рождения его в 1941 г. В начале войны завод имени В. Воровского получил приказ в спешном порядке перебазироваться из Мелитополя в Грабово Пензенской обл. и приступить к производству продукции для фронта – минометов, узлов и запчастей к топливозаправщикам, машин для дегазации местности. Можно сказать, нечеловеческими усилиями коллектив справился с заданием, буквально под открытым небом запустил производство и до конца войны уже под именем «Продмаш» ковал оружие победы.

В 1946 г. огонь уничтожил наскоро возведенные, большей частью деревянные заводские постройки. Но завод не умер. На месте пожарища возвели капитальные здания. Вместе с реконструкцией предприятие получило новое имя «Грабовский механический». Теперь оно выпускало исключительно мирную продукцию – различные строительные механизмы, виброплощадки, транспортные средства для перевозки стройматериалов. Строительство и реконструкция цехов не прекращалась. Заводчане даже собрали кран – и для строительных работ, и для производственных нужд.

В 1949 г. профиль производства был снова изменен, предприятие переименовали в «Грабовский завод по производству противопожарного оборудования». Производили здесь пожарные машины, так, автоцистерна ПМГ-6 на базе ГАЗ-51 выпускалась 10 лет, пока ее не сменила ПМГ-36. Кроме автоцистерн завод продолжал выпуск разнообразной техники для многих отраслей народного хозяйства – молочные цистерны АЦ-18 на 1 800 л на шасси ГАЗ-51, семейство топливозаправщиков АЦ-4 на шасси ЗиС-150, а позже ЗИЛ-164, сельскохозяйственные топливозаправщики ОЗ-1664 на базе ГАЗ-51.

Грабовский завод был далеко не единственным, кто выпускал такого рода технику. С годами в промышленности накапливались проблемы качества, унификации, неоправданно высокой себестоимости. Закономерно, что в 1960-е годы правительство Советского Союза провело реформу, в ходе которой предприятия специализировали. В 1967 г. дирекции Грабовского завода ППО было поручено передать документацию на подготовленную к производству модель пожарной автоцистерны АЦ-30 на шасси ГАЗ-53А родственному предприятию в Варгашах Курганской обл. Сам же завод опять переименовали, теперь в «Грабовский завод спецавтомобилей», и назначили делать – топливозаправщики и цистерны для пищевых продуктов.

В 1966-1967 гг. прошло обновление модельного ряда топливозаправщиков, запущена довольно удачная модель АЦ-4,2-53А на шасси ГАЗ-53А, впоследствии выпускавшаяся почти 20 лет. Эти машины до сих пор еще бегают по дорогам бывшего СССР.

1970-е годы прошли в совершенствовании технологии, реконструкции и освоении новых заводских мощностей. Ежегодно народное хозяйство получало по нескольку тысяч автомобилей и прицепов. Модель ПЦ-5,6-817 на 5 600 л Советская Армия приняла на вооружение и завод начал выполнять военный заказ. Поставки стали настолько большими и долговременными, что на заводе ввели военную приемку.

В бурные 1990-е руководство проявило мудрость и выдержку. Предприятие сохранило свой профиль, сумело не растерять кадры, сохранить навыки производства. Более того, модельный ряд радикально изменился и расширился. Экономике потребовались топливные заправщики самых разных размеров, от УАЗиков до четырехосных вездеходов с диапазоном емкостей от 1,2 до 40 м3.

АЦ-4-164-01

В середине 90-х коллектив завода сумел совершить технологический прорыв. Грабовцы первыми в стране освоили сварку алюминия. КБ завода разработало оригинальные конструкции цистерн, так называемого «чемоданного» типа. Такая емкость имеет низкий центр тяжести, а боковые и верхний габариты не выходят за пределы габаритов кабины. Цистерна вместительнее, легче, компактнее и безопаснее аналогичной стальной. Многие технические решения защищены патентами. Качество продукции настолько высокое, что постоянными клиентами Грабовского завода стали аэродромные службы.

Часто выполняются заказы по индивидуальным проектам. Портфель разработок растет изо дня в день. Здесь и цистерны для перевозки самых разных пищевых продуктов, нефти и нефтепродуктов, вакуумные машины и многое другое. Сегодня клиент может заказать машину практически на любом шасси, в самой неожиданной комплектации. Вместе с тем техника должна отвечать требованиям государственных стандартов, ГИБДД, быть безопасной для участников дорожного движения, работающего с ней персонала, и окружающей среды.

200-тысячный топливозаправщик – это своеобразная веха, граница между технологическим скачком 1990-х и новыми вызовами конкурентной экономики XXI века. И заводчане отчетливо видят, что нельзя останавливаться на достигнутом, потому что они не одни на рынке и конкуренты буквально дышат в спину. Чтобы преуспеть в борьбе за клиента нужно постоянно создавать новую, все более совершенную технику, обновлять технологии и производственные процессы, готовить квалифицированные кадры, выходить на порядок более высокий уровень производственной культуры.

И мы верим, что в ближайшие годы грабовцы совершат еще не один технологический прорыв, а торговая марка «ГрАЗ» прочно укрепится не только на российском, но и на зарубежных рынках.

Л. Малютин, фото автора и ОАО «ГрАЗ» Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)