Манипуляторы из Балашихи

Е. Соболева

ЗАО «БАКМ» – Балашихинский завод автокранов и манипуляторов, основанный в 1943 г. – известное в нашей стране предприятие. В 2003 г. ему исполнилось 60 лет. До 1950 г. завод выпускал инструмент, строительные машины для топливной и нефтяной промышленности, занимался ремонтом танков, мотоциклов и велосипедов. С 1950 г. предприятие приступило к серийному производству трехтонных автомобильных кранов и стало специализированным. За прошедшее с тех пор время завод изготовил более 100 тыс. кранов грузоподъемностью oт 2,5 до 7,5 т.

В начале 90-х годов НИИ «Стройдормаш» провел для ЗАО «БАКМ» маркетинговое исследование, по результатам которого было принято решение о выпуске кранов-манипуляторов – сравнительно легких крановых установок, пригодных быть возимыми средствами самопогрузки. По оценкам специалистов, их применение позволяет за счет сокращения простоев вдвое сократить число автомобилей, ускорить доставку грузов, в 2 – 3 раза уменьшить число рабочих (водителей и грузчиков), во многих случаях избавляет от привлечения стреловых, башенных или других кранов.

За последние 11 лет балашихинские краностроители создали и запустили в производство широкий спектр кранов-манипуляторов грузоподъемностью от 2,5 до 6 т. Их можно устанавливать на автомобили ЗИЛ, КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, ГАЗ и др., речные суда, железнодорожные платформы и специальные транспортные средства. Выпускаются и стационарные краны-манипуляторы. Все они компактно складываются в транспортном положении. Безопасное ведение работ обеспечивается автоматической системой защиты от перегрузки, а запорно-тормозные клапаны исключают самопроизвольное опускание груза.

Заказчик может выбрать исполнение крана-манипулятора – более простое «грузоподъемное» или «грейферное», отличающееся наличием гидромагистралей для привода активных рабочих органов. В этом случае манипуляторы могут комплектоваться различными гидрозахватами, грейферами, люлькой для подъема людей, ротаторами, гидробурами и др.

Краны-манипуляторы БАКМ оснащаются одно- или двухступенчатыми выносными опорами с базой 3,5 или 4,6 м, а дополнительно – еще двумя гидроопорами. Управлять рабочими операциями можно с земли, с одного из двух пультов, расположенных по обе стороны транспортного средства, или с колонны, где в этом случае устанавливается сиденье оператора. Также они могут оборудоваться электрогидравлической системой дистанционного управления.

Металлоконструкции манипулятора изготавливаются из стали 10ХСНД, что обеспечивает им малую собственную массу и увеличивает грузоподъемность. Они свариваются автоматической и полуавтоматической сваркой в газовой среде, состоящей из смеси аргона и углекислого газа, что значительно улучшает как качество, так и внешний вид швов. Трубы гидросистемы выполнены из нержавеющей стали, а трубопроводная арматура и присоединительные элементы гидроагрегатов имеют защитное гальваническое покрытие. Это исключает образование ржавчины и окалины, загрязняющих гидросистему. Но поскольку качество также определяется и покупными изделиями, завод использует итальянские комплектующие, в частности, гидравлику, распределители и рукава высокого давления.

Все краны-манипуляторы проходят испытания на стенде под нагрузкой, а после монтажа на транспортное средство – полное первичное техническое освидетельствование. Они полностью соответствуют отечественным и международным требованиям безопасности и имеют соответствующий сертификат.

Сегодня в производственной программе ОАО «БАКМ» четыре семейства кранов-манипуляторов. БАКМ 890 (МКС-4032) с грузовым моментом 8,9 т.м – первые массовые краны из этого ряда, которые выпускаются с 1993 г. Они практически полностью заменяют выпускавшиеся ранее автокраны грузоподъемностью до 6,3 и частично до 10 т. Телескопическая стрела БАКМ 890 может иметь одну, две или три выдвигаемых гидравликой секции и до трех ручных удлинителей. Это семейство в 1997 г. первым из отечественных кранов-манипуляторов было сертифицировано в системе ГОСТ Р.

БАКМ 460 с грузовым моментом 4,6 т.м предназначены для малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 «Бычок» и, отвечая самым высоким требованиям безопасности, широко применяются в различных сферах городского хозяйства.

Краны-манипуляторы БАКМ 1200 и БАКМ 1600, устанавливаемые на большегрузные автомобили, по эффективности на погрузке-разгрузке и перевозке массовых грузов значительно превосходят автокраны грузоподъемностью 10 т, как и при работе в стесненных условиях. Их стрелы могут иметь от одной до четырех гидравлически телескопируемых секций.

По желанию заказчика эти машины могут оборудоваться электрогидравлической системой пропорционального управления, позволяющей оператору работать дистанционно, с переносного пульта. Возможна также установка двухуровневых ограничителей грузоподъемности (грузового момента), включающих предупредительную сигнализацию при 90% нагрузки и отключающих привод при нагрузке, превышающей 100%.
В 2001 г. завод приступил к изготовлению опытной партии сменного навесного оборудования-люльки. Оснащенный ею кран-манипулятор БАКМ 890-2 позволяет вести работы на высоте до 12 м, грузоподъемность люльки составляет 160 кг.

Также в настоящее время идет работа над созданием нового манипулятора БАКМ 1000 (грузовой момент 10 т.м), с которым потребители смогут познакомиться уже в августе 2003 г.

Предприятие постоянно совершенствует их конструкцию и повышает качество, развивает сеть продаж и послепродажного обслуживания, а также разрабатывает новые модели кранов. Кроме того, ЗАО «БАКМ» занимается ремонтом дорожно-строительной техники.

Вместе с тем большим достоинством кранов-манипуляторов БАКМ является их невысокая стоимость. Ведь не секрет, что в настоящее время на российском рынке достаточно широк выбор манипуляторов иностранного производства. Они привлекают потребителей высоким качеством и надежностью, однако далеко не все могут приобрести импортную технику по причине ее высокой стоимости.

По словам Е. Лещенко, директора «БАКМ-сервис» (генерального дилера Балашихинского автокранового завода), нынешняя ситуация на российском строительном рынке напоминает ту, что сложилась в России в 1998 г. перед дефолтом: «Различные фирмы, в том числе компании-представители нефтегазового комплекса, МПС и многие другие начали закупать дорогую строительную технику иностранного производства, в то время как российская крановая техника является не столь дорогостоящей, а по техническим характеристикам не уступающей иностранной. К тому же при эксплуатации кранов-манипуляторов БАКМ возникает меньше проблем с техническим обслуживанием – запчасти и комплектующие можно достать всегда. ЗАО «БАКМ» имеет широкую дилерскую сеть по всей России, причем многие наши сервисные центры не только торгуют манипуляторами, но и выполняют их техническое обслуживание и ремонт, например Азнакаевский завод «НЕФТЕМАШ» (Татарстан), «ГИРДспецтехника» (Миасс), фирма «Техника» (Красноярск). Завод поставляет запчасти по первому их требованию и в кратчайшие сроки. Нужно отметить и то, что при покупке возможно осуществление такого удобного для покупателей варианта расчета, как прием б/у манипуляторов в зачет новых».

Именно поэтому специалисты ЗАО «БАКМ» убеждены, что для потребителей, ищущих оптимальное соотношение цены и качества манипуляторов, их продукция является идеальным выбором.

Е. Соболева Основные Средства 05'2003 8 февраля 2005

Комментарии (1)

llesikhin198@mail.ru
Не могу найти запчасти на манипулятор БАКМ 890 (крышку гидравлического бака, корпус с манометром и клапаном). Помогите пожалуйста!
15 мая 2013 – 03:09 Ответить