ОАО «Автокран»

Е. Соболева. По материалам пресс-центра Ассоциации НАМС (Независимой ассоциации машиностроителей)

Ивановское ОАО «Автокран» – бесспорный лидер рынка мобильных грузоподъемных машин.

Первый кран на автомобильном шасси вышел из ворот завода в 1954 г. За следующие 35 лет предприятие стало головным в производственном объединении, куда входило пять заводов и Специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) краностроения. Первым в стране завод начинает выпускать гидравлические автокраны с двухсекционной телескопической стрелой грузоподъемностью 10 и 12,5 т на шасси МАЗ, получившие собственное имя «Ивановец», ставшее впоследствии торговой маркой и «визитной карточкой» предприятия.

В процессе приватизации производственное объединение распалось на отдельные предприятия, конкурирующие между собой. Ивановский завод оказался лишен конструкторского потенциала, и даже техническую документацию на краны должен был покупать у ГСКТБ краностроения. Из-за экономического кризиса и высоких темпов инфляции выпуск автокранов уменьшился как в целом по стране, так и на ивановском заводе. При этом для увеличения продаж требовалась адаптация существующих крановых установок к другим шасси и разработка новых моделей кранов. На заводе вновь создается конструкторская служба – Научно-технический центр. Был организован свой испытательный центр, который уже в 2000 г. получил статус экспертной организации в системе экспертизы промышленной безопасности Госгортехнадзора России.

В середине 1998 г. на АО «Автокран» начинается процедура банкротства. Выпуск кранов сокращается до 35 машин в месяц. В сентябре 1999 г. на предприятии введено внешнее управление, позволившее стабилизировать положение. Для создания дополнительных рабочих мест начинается выпуск деталей и узлов, ранее закупавшихся на других предприятиях.

Производство полностью переориентировано на потребности рынка, все автокраны изготавливаются под заказ. Увеличены объемы выпуска запасных частей, организован Центр по ремонту автокранов.

В мае 2000 г. после выхода из процедуры банкротства и изменения рыночной ситуации (появился спрос на автокраны с более высокой грузоподъемностью и с высотой подъема более 21 м) разрабатывается программа выпуска автокранов грузоподъемностью 25 и 50 т. Одновременно прорабатывается возможность организации выпуска собственных гидроцилиндров, так как их основными поставщиками являлись конкурирующие заводы. Ведется подготовка к сертификации системы менеджмента качества по международным стандартам серии ИСО-9000.

Завод полностью отказался от розничной продажи отдельных узлов и готовой продукции, передав их дочерним организациям. Так, реализацией кранов занимается торговая фирма «Ивановская марка», уже открывшая представительства в Санкт-Петербурге, Сургуте, Иркутске и Ростове-на-Дону.

Основу производственной программы ОАО «Автокран» составляют автомобильные краны КС-45717 грузоподъемностью 25 т, которые монтируются на шасси «Урал»-4320 (6х6); МАЗ-63038 (6х4); КамАЗ-53215 или КамАЗ-53229 (6х4). Они имеют трехсекционную телескопическую стрелу длиной 9 – 21 м, которая может снабжаться 7-метровым легким решетчатым гуськом. Возможность выдвижения секций стрелы с грузом до 2,5 т на крюке позволяет выполнять монтажные работы в стесненных условиях, например, среди уже смонтированных конструкций.

Потребность в кранах грузоподъемностью 50 т постоянно увеличивается по мере освоения новых нефтяных месторождений в Западной Сибири и районах Крайнего Севера. На ее удовлетворение ориентированы краны КС-6973А на шасси МЗКТ-6923 (8х4) и КС-6973Б на шасси БЗКТ-69098 (8х8). Машины снабжены четырехсекционной телескопической стрелой длиной от 10,6 до 31 м. Двухсекционный удлинитель стрелы (9 – 15 м) позволяет увеличить высоту подъема до 46 м. При изготовлении машины широко используются высокопрочные стали. Их применение потребовало освоения новых технологий, использования специального оборудования собственной разработки.

Новейшими разработками завода стали автокраны грузоподъемностью 32 т: КС-55717 на шасси КамАЗ-53229 (6х4) и КС-55717А на шасси МАЗ-63038 (6х4), серийный выпуск которых начат в 2002 г. У этих машин из высокопрочной стали изготавливаются не только стрела, но и выдвижные опоры, что обеспечило снижение массы крановой установки и возможность ее монтажа на те же шасси, что и двадцатипятитонники.

Все выпускаемые ивановским заводом автокраны в соответствии с требованиями стандарта оснащаются современным микропроцессорным ограничителем грузоподъемности. Он автоматически по заданным крановщиком координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях или вблизи линий электропередач. Блок телеметрической памяти («черный ящик») фиксирует рабочие параметры и степень загрузки крана в течение всего срока службы.

Предприятие сегодня является основным производителем шариковых и роликовых опорно-поворотных устройств диаметром от 600 до 3 000 мм с внутренним и внешним зацеплением. Кроме этого, проходит испытания созданный заводчанами автогидроподъемник ПТ-11 на шасси ГАЗ-33021 «Газель» (рабочая высота подъема 11 м, грузоподъемность люльки 220 кг).

Разрабатывающийся в настоящее время автокран КС-8973 грузоподъемностью 100 т на специальном шасси планируется оснастить телескопической стрелой длиной 13 – 41,4 м и гуськом длиной 16 м. Специальное пятиосное шасси (10x8x8) с независимой гидропневматической подвеской всех колес позволит крану передвигаться по любым дорогам, в том числе грунтовым, а применение гидроаппаратуры Rexroth – достичь максимальной надежности и безопасности. Эта машина пример совместной работы ивановских краностроителей и брянских изготовителей автомобилей. В дальнейшем сотрудничество должно расширяться.

Требования к автомобилям и кранам (как и к другой спецтехнике) стремительно расходятся, и уже сейчас к новым, только что разработанным шасси «привязывать» крановое оборудование все сложнее. Например, постоянно увеличивается высота кабины, изменяется ее компоновка, устанавливаются другие двигатели. Когда автомобили будут полностью соответствовать европейским нормам, установить кран на автомобильное шасси станет практически невозможно. Выход из положения – монтировать краны на специальное шасси, как это давно уже делают за рубежом.

Программа сотрудничества ОАО «Автокран» с Брянским заводом колесных тягачей призвана обеспечить специальными шасси ивановские краны, в первую очередь – тяжелые. Это направление работы в настоящее время считается у ивановских краностроителей одним из наиболее перспективных.

В 2002 г. ОАО «Автокран» изготовило 1 300 автокранов. В этом году предприятию исполнится 49 лет, и нет сомнения, что свой полувековой юбилей оно встретит успехами.

Е. Соболева. По материалам пресс-центра Ассоциации НАМС (Независимой ассоциации машиностроителей) Основные Средства 01'2003 26 января 2005

Комментарии (0)