Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Колесные экскаваторы
Best of the best
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта

Двухэтажный флагман Setra S 4301 DT

И. Никитина, по материалам Lastauto & Omnibus

Двухэтажный автобус Setra S 431 DT является самой новой разработкой в серии автобусов TopClass (ТС) 400. Новый флагман должен заменить выпускаемый с 1991 г. двухэтажный автобус Setra S 328 DT, последний экземпляр которого сошел с конвейера завода в Ульме в феврале 2002 г. Наследник представляет собой удачное сочетание привлекательного внешнего вида и современных технологий, а также впечатляет своими размерами. Он отличается высоким уровнем безопасности, комфортабельности и практической пригодности для водителя и пассажиров.

Дизайн этой машины разрабатывался в построенном 7 лет назад дизайнерском центре компании Evobus GmbH в Ульме, в котором разрабатываются все автобусы марок Mercedes-Benz и Setra. Новый автобус нельзя не заметить: он бросается в глаза, как внушительными размерами, так и своеобразной внешностью, которую придал ему дизайнер Вольфганг Папке, не только формально объединивший зону остекления верхнего и нижнего этажей автобуса, но также создавший фирменный стиль, получивший название La Linea. В дизайне удалось получить сочетание традиций и новаций. Не только тех, которые новый двухэтажный автобус унаследовал от внешности предшественника: он сочетает традиционные свойства автобусов Setra, такие как прочность и высокое качество, с новым фирменным стилем, динамикой, эмоциональностью и новаторством.

С первого взгляда видна принадлежность автобуса Setra S 431 DT к серии TopClass. Внешний фирменный стиль двухэтажного автобуса полностью заимствован от серии Top-Class 400. Это было очевидно уже по первым наброскам. Однако при всём фамильном сходстве новый автобус больше, чем просто наследник Setra S 328 DT: он входит в серию 400, но выступает самостоятельно, будучи неповторимым и индивидуальным.

Новый флагман Setra S 431 DT вмещает до 90 пассажиров

Все автобусы серии 400, несмотря на различные длину и высоту, объединяет принцип конструирования La Linea. Этот стилевой элемент был отправной точкой при оформлении двухэтажного автобуса. Дизайнер отказался следовать сиюминутным, модным тенденциям, а был нацелен на долговременную перспективу. Специалистам удалось найти благоприятное сочетание формы и функциональности. При взгляде на автобус возникает впечатление, что все боковые окна единые, переходящие в крышу.

Спереди автобус имеет скруглённый и привлекательный вид. Пропорциональное соотношение между лаконичными вклеенными стёклами и боковой стенкой вместе с гладкой поверхностью способствует элегантному внешнему виду. Как считает главный дизайнер В. Папке, в автобусе Setra S 431 DТ удачно воплотились эстетика и функциональность.

Каркас двухэтажного автобуса базируется на той же основе, что и остальные автобусы этой серии. По-иному, чем у предшественника, ориентируется главная ось каркаса: не в продольном, а в поперечном направлении. Теперь Setra применяет кольцевую шпангоутную конструкцию, подобную применяемой в судостроении. Такой каркас лучше противостоит скручивающим усилиям. Для двухэтажных автобусов это очень ценное качество, так как возрастают устойчивость при движении и долговечность. Кроме того, округлые шпангоуты при опрокидывании могут служить в качестве дуги безопасности.

Из-за колёсной ниши четыре пассажира сидят против направления движения

Устойчивость при движении и комфортабельность машины зависят в значительной степени также от мостов. Поскольку мосты HD компании ZF не предназначены для низкорамных машин, а разработать новую конструкцию с точки зрения финансов и времени не было возможности, машина получила хорошо зарекомендовавший себя в предшественнике 328 DT передний мост Kassbohrer с низко установленной независимой подвеской на треугольных рычагах. Ведущий и активный управляемый поддерживающий мосты, так же как у других автобусов этой серии, производства Mercedes-Benz и ZF.

Естественно, что для двухэтажного автобуса выбор двигателей ограничен. Машине, полная масса которой достигает 26 т, требуется двигатель мощностью не меньше 400 л.с. На автобусе установлен отвечающий нормам Euro-3 дизель OM 502 LA (V-8) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, с четырьмя клапанами на цилиндр, рабочим объёмом 15,93 л, мощностью 435, 475 или 503 л.с. при 2 000 мин-1. Его максимальный крутящий момент соответственно составляет 1 900; 2 100 и 2 300 Нм при 1 100 мин-1. Коробка передач – MB GO 210, шестиступенчатая механическая, с пневматическим усилителем. 12-ступенчатая автоматическая коробка ZF AS-Tronic серийно устанавливается на 503-сильных моделях, а с двигателем мощностью 476 л.с. – в качестве заказного оборудования. Передаточное число главной передачи 3,583 или 3,154.

Каркас автобуса Setra S 431 DT изготавливается на собственной линии на заводе Mercedes-Benz в Мангейме

Чтобы увеличить запас хода, новый двухэтажный автобус по сравнению с предшественником получил топливные баки увеличенной на 150 л вместимости, один из них размещается с левой, другой с правой стороны.
Вместо больших и тяжёлых стальных ресиверов в пневмосистеме теперь устанавливаются маленькие алюминиевые. Это способствует не только снижению массы, но также сберегается место рядом с мостом, что сокращает время срабатывания тормозов и таким образом способствует повышению безопасности. При этом специалисты смогли разместить под полом четыре ящика, которые наряду с инструментами и запасным зеркалом также могут вместить большое количество напитков.

Для запасного колеса предусмотрено место непосредственно за правым передним колесом. Это облегчает его вытаскивание в случае необходимости. Кроме того, здесь же находится «колесный» ключ, домкрат и др. За передним бампером, поделённым на три части, прячется бачок для жидкости стеклоочистителя, устанавливаемая по заказу система централизованной смазки и др.

Зависимая подвеска заднего ведущего моста и активного управляемого поддерживающего моста – пневматическая, стабилизатор поперечной устойчивости устанавливается на переднем и заднем мостах. Шины – 315/80 R 22,5. Тормозная система – двухконтурная пневматическая с электронной регулировкой (EBS), с дисковыми тормозными механизмами на всех колесах, противоблокировочной и противобуксовочной системами, моторным тормозом. Рулевой механизм – ZF Servocom 898 с переменным передаточным числом (22,2 – 26,2). Минимальный радиус поворота – 11,38 м.

Новый автобус подвергается противокоррозийной защите

Новый автобус Setra S 431 DT шире, длиннее и тяжелее предшественника, его габаритные размеры составляют 13 890х2 550х4 000 мм, база – 6 700+1 350 мм, передний свес – 2 600 мм, задний – 3 200 мм. Количество мест – 89+1. Автобус перевозит на 14 пассажиров больше, чем его более короткий предшественник.

Двухэтажный автобус Setra S 431 DT не только оснащён всем необходимым, что есть в других моделях серии 400, но имеет ещё больше. И если внешний вид машины бросается в глаза, то ее «внутренний мир» не уступает ему. Это проявляется не только в очевидных вещах, придающих привлекательность и высокое качество, а прежде всего во множестве мелких, однако хорошо продуманных деталей, делающих жизнь на борту приятной для водителя и пассажиров. Это начинается уже при входе. Двери имеют не только специально разработанную систему управления, но и более эффективное уплотнение толщиной всего 12 мм, обеспечивающее лучшую защиту от шумов, создаваемых потоком воздуха при движении, чем прежняя дверь с резиновым уплотнением. Дверь водителя также имеет более тонкое уплотнение, однако и через него в кабину проникает меньше шумов.

В прототипе автобуса у переднего входа размещалось откидное сиденье для сопровождающего, но в серийной модели его переместили назад. Вследствие этого получили пространство для размещения большего, чем использовался до сих пор, холодильника. Панель приборов во всех деталях соответствует той, что используется во всех остальных автобусах семейства TopClass. Водителю предоставляется оптимально оформленное рабочее место. По сравнению с предшественником диапазон регулирования сиденья увеличен на 80 мм, так что даже водителю высокого роста здесь удобно.

Рабочее место водителя

Непосредственно за сиденьем водителя находится передняя лестница для подъёма на верх. Она используется для ускорения пассажиропотока при входе и выходе. Самая нижняя ступенька лестницы откидывается и таким образом обеспечивается пространство для размещения различных мелочей.

Благодаря блестящим поверхностям и светлым краскам нижний этаж производит впечатление относительно большого, несмотря на довольно узкое пространство, где установлены надёжные, испытанные в автобусах Evobus, 24 сиденья для пассажиров, из которых четверо из-за колёсной ниши всегда должны сидеть спиной к направлению движения. В зоне заднего входа располагается кухонный блок собственной разработки, оснащённый кофеваркой, микроволновой печью и др. Для этого автобуса также разработали специальную туалетную кабину с многочисленными, легко моющимися скруглениями внутри.

Верхний этаж имеет меньшую внутреннюю высоту: всего 1 700 мм. Однако за счёт глубоких багажных полок пространство с 14 рядами сидений кажется воздушным и уютным. Откидывающийся жидкокристаллический монитор видео- и навигационной систем занимает мало места в зоне крыши.

Здесь прячут запасное колесо

В автобусе не только удобно размещаются пассажиры, но также хорошо укладывается их багаж. По сравнению с S 328 DT увеличена на 1,5 м3 вместимость багажного отделения, и теперь она составляет 6,6 м3. При открытой зоне отдыха для водителя она достигает даже 8,4 м3. В целом, когда добавляется специально оборудованное дополнительное пространство (0,8 м3) для багажа под полом, вместимость достигает 9,2 м3. Конечно, для автобуса, берущего на борт 90 человек, она недостаточна, но это слабое место всех двухэтажных автобусов. Багажное пространство изолировано от двигателя специальными матами, и при движении оно больше не нагревается. Для водителя также предусмотрен багажник. Вход туда через дверь, ширина которой увеличена на 20 мм, погрузочная высота примерно на 150 мм меньше, чем у автобуса S 328 DT. Пассажиров на верхнем и нижнем этажах автобуса ожидает одинаковый климатический комфорт.

Новый двухэтажный автобус является первым автобусом Setra DT, каркас которого целиком изготовляется на заводе Mercedes-Benz в Мангейме, что избавляет фирму от чрезмерных расходов. Машина является результатом тесного сотрудничества между заводами. Каркас рождается в Мангейме, окончательная отделка и окраска производятся в Ульме. На заводе в Мангейме кузова получают хорошую противокоррозионную защиту: их окрашивают методом катафореза.

Естественно, что автобус высотой 4 м не может выпускаться на обычной конвейерной линии. Для примерно 180 двухэтажных автобусов, которые Setra предполагает выпускать ежегодно, в Мангейме создана собственная линия.

И. Никитина, по материалам Lastauto & Omnibus Основные Средства 10'2002 17 января 2005

Комментарии (3)

Алма-Ата 87078371014
Мечта жизни!
15 ноября 2015 – 08:49 Ответить
Андрей
Я Хочу себе тоже такой автобуc Setra 431) Он очень красивый и классный)))
11 февраля 2014 – 14:21 Ответить
Вадя Ротор, www.vadiarotor.tv
Я ездил в 2-этажном. Супер!
8 июля 2010 – 14:54 Ответить