Volvo Trucks: приоритет безопасности

В. Мамедов

Пристальное внимание безопасности создаваемых автомобилей уделялось с самого начала деятельности шведской компании, отмечающей в этом году свое 75-летие. Сегодня Volvo Trucks – признанный лидер в этой области, и фирменный лозунг, вынесенный на первую страницу проспекта, посвященного безопасности, – «Никто больше не строит более безопасных грузовиков», – воспринимается без малейшей иронии.

Компания провела традиционный летний семинар, посвященный проблемам безопасности и охраны окружающей среды. В этом году он проходил на заводе в Гетеборге, куда были приглашены и российские журналисты. Прочитанные ведущими специалистами доклады сопровождались видеофильмами. Кроме того, участники семинара познакомились с новейшей, одной из крупнейших в Европе исследовательских лабораторий, где получают путевку в жизнь новые дизели для грузовых автомобилей, отвечающие нормам Euro-3, Euro-4 и Euro-5.

Вот основные этапы развития опытных и исследовательских работ Volvo Trucks в области безопасности за последние 40 лет.

1960 г. Начало серьезных исследований, направленных на повышение безопасности экипажа грузовиков, попавших в тяжелые аварии.

1961 г. Разработаны жесткие требования, которым должны отвечать кабины вновь создаваемых грузовиков. Испытания кабин вошли в перечень стандартных испытаний для проектируемых машин.

Система защиты FUPS, включающая научно установленный защитный брус, предотвращает попадание легкового автомобиля под грузовик при фронтальном столкновении

1969 г. Образована исследовательская группа, выезжающая на все аварии, связанные с грузовыми автомобилями Volvo. Начал создаваться банк данных по авариям, в который включаются результаты анализа последствий происшествий и рекомендации по улучшению конструкции автомобиля.

1977 г. Новое семейство F10/12 получает особо прочную кабину, выдерживающую «шведский тест» – испытание на удар о барьер. В кабине появляется энергопоглощающая панель приборов, а на автомобилях – низкорасположенный «противоподкатный» бампер.

1979 г. По данным многолетних исследований автомобили начали комплектоваться энергопоглощающими рулевыми колесами и трехточечными инерционными ремнями безопасности.

1985 г. Новая серия FL получила АБС и тормоза с Z-образными рычагами, раздвигающими колодки.

Тест на прочность кабин является самым суровым испытанием из всех аналогичных, проводимых фирмами-конкурентами

1993 г. Новейшее семейство FH оснащается кабинами с облегченным на 30% каркасом и усовершенствованными ремнями безопасности. Конструкция педального узла обеспечивает снижение травматизма ног водителя при фронтальных авариях.

1994 г. Volvo Trucks объявила о создании надувной подушки безопасности, устанавливаемой в кабинах грузовиков.

1995 г. Подушки безопасности устанавливаются на грузовики в качестве дополнительного оборудования.

1996 г. Volvo Trucks стала первой автомобильной компанией, установившей на грузовики передний защитный брус, предотвращающий наезд на легковой автомобиль, задолго до появления директивы EU.

Специальное оборудование лабораторий безопасности позволяет имитировать фронтальный наезд грузовика на полуприцеп автопоезда

1997 г. В спальных кабинах грузовых автомобилей компания начала устанавливать дымовой детектор.

1998 г. На автомобилях новой серии FM появились дисковые тормоза. Вместе с EBS (электронной системой распределения тормозных сил) и компактным ретардером они значительно улучшили тормозную динамику машин.

2000 г. На новой серии FL появилась подушка безопасности и ремни безопасности с преднатяжителями.

2001 г. Дебют нового поколения грузовых автомобилей серий FH и FM. Автомобили оснащают ESP (электронной системой стабилизации движения), предотвращающей складывание автопоезда при торможении, опрокидывание при резком маневре и повышающей безопасность движения при гололеде. Существенно улучшены условия работы водителя.

Фронтальный краш-тест двух грузовиков с взаимным перекрытием является самым строгим из производимых в последние годы

Впервые установлены: телефон с функцией hands-free, панель приборов с размещенным в ее центре экраном, закрепленными под рулевым колесом органами управления аудиосистемой и телефоном. Существенно усовершенствована информационная система Dynafleet. Улучшен фирменный моторный тормоз (VEB) и вся тормозная система, автоматически включающая в случае необходимости моторный тормоз и ретардер, а также распределяющая тормозное усилие по осям с помощью электроники. Новые автомобили получили оригинальные головные световые приборы с повышенной эффективностью и долговечностью. Новые сиденья оборудованы интегрированными трехточечными ремнями безопасности и преднатяжителями в качестве заказного оборудования. Противоподкатный защитный брус (FUPS) вошел в перечень стандартного оборудования.

Как известно, существуют два понятия: «активная» и «пассивная» безопасность конструкций автомобиля. Фирма Volvo Trucks уделяет внимание как мероприятиям, связанным с предупреждением дорожного инцидента (которые относятся к «активной» безопасности), так и к минимизации последствий случившейся аварии (что затрагивает сферу «пассивной» безопасности).

Стендовые испытания с поворотом кабины на 900 позволяют оценить характеристики ремней безопасности

Отличная обзорность, в том числе назад, которую обеспечивают конструкция и расположение зеркал, мощная головная светотехника, видеокамера заднего обзора, появившаяся в списке заказного оборудования, – все это появилось в результате длительного отбора лучших решений. Не меньше значат климатические условия в кабине, где экипаж, перевозящий груз, нередко проводит несколько суток.

Хорошее отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха стала нормой для современного автомобиля Volvo. Снижению утомляемости водителя в дальних рейсах способствует хорошая эргономика: удобная посадка, оптимально расположенные органы управления, широкое применение электронных устройств управления двигателем, трансмиссией, тормозной системой, – все это снижает напряжение, сопровождающее работу экипажа в дальней дороге. Радикальное снижение утомляемости на грузовиках дает автоматическая трансмиссия.

В течение десятилетий специалисты изучали последствия самых различных аварий, мгновенно выезжая на место катастрофы и опрашивая свидетелей. Техническое состояние грузовиков и автобусов Volvo внимательно изучалось. Так накапливался опыт, необходимый для создания безопасных конструкций

Шум и вибронагруженность в кабине также негативно воздействуют на безопасность вождения. Широкомасштабные исследования по снижению вредного воздействия на человека шума от главного его источника – дизеля, выдвинули Volvo на одно из первых мест в мире. Последним по времени достижением компании, способствующим безопасности маневрирования автопоездов в различных дорожных условиях, стала система ESP (электронная система динамической стабилизации движения), дополняющая тормозную систему и воздействующая на каждое колесо автопоезда.

Специалисты Volvo по пассивной безопасности различают аварии, произошедшие с одним грузовиком, и те, в которых участвуют два автомобиля. Наиболее распространенные аварии первого типа – сход машины с трассы (35%) и опрокидывание (12%). Лобовое столкновение двух грузовиков произошло в 20% случаев, удар одним грузовиком другого сзади – 20%. И, наконец, 10% – лобовые столкновения легкового автомобиля и грузовика.

Ни одна компания мира не проводит та
кого количества натурных краш-тестов с участием полностью или частично комплектных грузовиков, как Volvo Trucks. При этом большинство из них проводится в специальной лаборатории безопасности, оснащенной по последнему слову техники. Естественно, и многие виртуальные столкновения помогают конструкторам при выборе того или иного технического решения.

Применение высококачественных сталей для каркаса кабины, энергопоглощающих элементов интерьера, ремней безопасности (именно они спасают от смерти 60% водителей, попавших в аварию), подушек безопасности (для них этот процент достигает 94), противоподкатных брусьев – вот главные технические решения современных грузовиков Volvo, продолжающие традиции особого отношения к безопасности, завещанного основателем компании 75 лет назад.