1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
 4
Выбираем тахограф
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей

Volvo FM – специалист широкого профиля

В. Мамедов

Всего через 4 года после дебюта семейства FM концерн Volvo Truck выпустил новое поколение этих грузовиков, сделав машины конкурентоспособнее, а их производство – эффективнее. Мы уже поделились с вами первыми впечатлениями об этих машинах, полученных в ходе короткого знакомства с ними на «Днях VOLVO», а теперь расскажем подробнее о технических особенностях обновленного семейства.

Первое семейство FM, разошедшееся по всему миру с 1998 г. в 45 тыс. экземпляров, благодаря высокой рентабельности и приспособленности для работы в различных климатических и дорожных условиях получило хорошие отзывы специалистов. Грузовики, сконструированные для региональных перевозок, на стройплощадках и в коммунальном хозяйстве отличались маневренностью, удобной кабиной с отличным обзором, легкостью управления. Казалось бы, трудно найти в них агрегат или узел, потребовавший модернизации всего через 4 года после начала производства.

Однако жизнь не стоит на месте и первое, о чем задумались конструкторы – это большая унификация с семейством магистральных тягачей FH, сулящая солидную экономию для всей компании. В настоящее время доля общих компонентов у двух семейств существенно превышает 80%, новые «модульные» шасси позволяют покупателю заказать модель, оптимальную для условий будущей эксплуатации. Впервые он может выбирать между моделями семейства FH и FM в конфигурации тягача или грузовика с закрытым кузовом с одинаковыми основными параметрами – такими, как высота шасси, трансмиссия, база и др.

Тягачи новой серии FM предлагаются в пяти модификациях по высоте кабины (от 810 до 1 200 мм), а грузовики – в трех (от 850 до 1 200 мм). Шасси могут иметь колесную формулу 4х2, 6х2, 6х4, 8х2 и 8х4, причем задняя подвеска может быть пневматической, с электронным управлением. Высокое, «строительное» шасси выпускается в вариантах 6х4 и 8х4, а также со всеми ведущими мостами (4х4 и 6х6). Никогда еще модельный ряд компании не был таким полным и универсальным, и над этим немало потрудились создатели нового семейства FM.

Важно отметить, что отныне шасси автомобилей готовятся к установке специализированных кузовов прямо на заводе. Разъемы для подключения электронных систем и электрооборудования, механические и гидравлические соединения проектируются заводскими специалистами и устанавливаются прямо на конвейере. В чем состоит выигрыш? Он – в повышении качества установки кузовов и ускорении этой операции.

Внешне представителей нового семейства FM безошибочно можно узнать по обновленным кабинам. Их главная «изюминка» – вертикальные блок-фары, объединяющие ближний и дальний головной свет, указатели поворотов и противотуманные фары. Это не только красиво, оно и весьма функционально: стало легче протирать все перечисленное в ненастную погоду. Головной свет создают газоразрядные лампы. Они на 20% мощнее галогенных, несколько дороже, но значительно долговечнее, да еще обеспечивают большую безопасность на дороге, а на этом, как известно, лучше не экономить.

Изменения коснулись и противоподкатного бруса, теперь он не утяжеляет автомобиль, став частью несущего каркаса кабины.

Создатели кабин, внимательно изучив пожелания водителей, внесли в конструкцию интересное нововведение. Черные решетки по бокам двух нижних элементов облицовки радиатора теперь могут откидываться, превращаясь в ступеньки, на которые можно встать для протирки ветрового стекла.

Аэродинамические исследования масштабных макетов показали, что кабины можно сделать более обтекаемыми. Это и было реализовано при создании нового поколения FM. В результате расход топлива снизился на 2%, при этом «дневная» кабина (Day Cab) удлинялась на 15 см, что позволило разместить в ней вещевые отсеки, не уменьшая размеров грузовой платформы. Напомним, что вариантов кабин три: Day Cab (дневная), Super Cab (с возможностью ночевки одного члена экипажа на койке и с низким потолком) и Globetrotter (с высоким потолком и двумя спальными местами).

Для еще большего улучшения условий труда водителя интерьер кабин полностью обновлен. По заказу начали поставляться новые сиденья, оснащенные ремнем безопасности – альтернатива традиционному креплению ремня к боковой стенке. Полностью обновлен и усовершенствован климат-контроль. В центре новой комбинации приборов теперь располагается информационный дисплей. Непосредственно в рулевое колесо вмонтированы кнопки управления аудиосистемой и встроенным телефоном – пользоваться ими стало удобнее и безопаснее. Микрофон и динамик телефона теперь вмонтированы в спинку сиденья водителя. Это позволяет отвечать на звонки, не отводя глаз от дороги. Получила дальнейшее развитие и транспортно-информационная система Dynafleet, ввод в действие которой совпал с выпуском нового поколения грузовиков Volvo. Правда, в Россию она придет лишь тогда, когда сотовая сеть обеспечит необходимое для ее работы покрытие.

Еще одно полезное усовершенствование кабины: с дистанционного пульта отпирается только одна – водительская, дверь. Это результат постоянной обратной связи конструкторского отдела компании с транспортниками. Такое решение полностью исключает несанкционированное проникновение в кабину преступников через дверь пассажира во время посадки водителя на рабочее место.

Коробка I-Shift устанавливается и на FM

В гамме двигателей для новой серии FM тоже заметные изменения. Вместо семи- и десятилитровых моторов начали устанавливать новый дизель Д9А – рядный, шестицилиндровый, с рабочим объемом 9,4 л, системой электронного управления, турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Дизель выпускают в четырех версиях по мощности: 260, 300, 340 и 380 л.с. Он стал на 80 кг легче своего предшественника, дизеля Д10 и потребляет меньше топлива. Снизить вес мотора удалось усовершенствованием технологии точного литья, и добившись такого качества изделий, что их механическая обработка стала излишней.

Главное компоновочное отличие нового мотора – перенос привода механизма газораспределения спереди назад. Это позволило установить коробку отбора мощности, не зависящую от механизма сцепления. Она может получать очень высокий крутящий момент: 800 Нм во время стоянки, на холостом ходу, и до 650 Нм во время движения. Другая особенность дизеля Д9А – моторный тормоз VEB, снижающий расходы на обслуживание обычной тормозной системы и повышающий активную безопасность.

Дизель Д9А: привод ГРМ сзади

Вторым, более мощным вариантом на грузовиках FM является дизель Д12 – также рядная «шестерка». Его рабочий объем 12,1 л, версий по мощности три: 340, 380 и 420 л.с. Дизели поставляются подготовленными на заводе для установки независимой от сцепления коробки отбора мощности с муфтой для подключения гидравлического насоса по стандарту DIN. Максимальный крутящий момент на валу отбора мощности: в движении – 400 Нм, на стоящем автомобиле – 500 Нм.

Рекомендуемые компанией Volvo межсервисные интервалы для новых дизелей на 20% больше, чем у предшественников. Теперь дизель Д12 может пройти без замены масла до 90 тыс. км, а в некоторых случаях (когда общая масса автопоезда не превышает 36 т) пробег может быть увеличен и до 100 тыс. км.

С выпуском новой серии грузовиков Volvo расширила гамму коробок передач, доведя ее до четырех семейств. Механические двухдиапазонные коробки с делителем серии VT с электронным механизмом выбора и переключения передач отличают малые усилия на рычаге, безопасность и долговечность. Отныне они имеют тросовый привод переключения, исключающий вибрации на рычаге. Новинка на машинах такого класса и система переключения I-Shift, обеспечивающая полностью автоматическое переключение передач в оригинальной механической 12-ступенчатой несинхронизированной коробке, разработанная для улучшения экономичности автопоездов полной массой до 44 т и улучшения условий труда их водителей. Агрегат получился на 70 кг легче и на 150 мм короче синхронизированной механической коробки VT.

Система I-Shift обеспечивает быстрое переключение и согласованную работу трансмиссии и дизеля. Она выбирает наиболее подходящую к условиям движения передачу. Предлагается также версия с автоматическим включением нейтрали, как только водитель снимает ногу с педали подачи топлива. Управлять автомобилем с системой I-Shift очень легко. При трогании с места электроника учитывает полную массу машины и уклон дороги, сама выбирает наиболее подходящую передачу для старта. Рычаг управления коробкой расположен непосредственно на водительском сиденье, справа, что очень удобно.

Водитель может переключать передачи последовательно, как в легковом автомобиле. В ручку рычага вмонтирована кнопка, нажав которую, можно перейти на понижающий ряд. Толчками рычага вперед можно вручную переключать передачи, а если поставить его в положение «А», процесс будет проходить автоматически. Номер включенной передачи отображается на информационном дисплее панели приборов, педаль сцепления у грузовиков отсутствует.

Кроме этой системы компания Volvo продолжает предлагать автоматическую систему переключения передач Geartronic, которую выбирают обычно для магистральных тягачей, работающих на дальних перевозках. Все чаще, покупая строительные самосвалы или грузовики, работающие в городских условиях, предпочтение отдают гидромеханической трансмиссии Powertronic. Все перечисленные варианты доступны на новых моделях семейства FM.

В тормозах новых машин широко применяется электроника. Появилась новая система, обеспечивающая автоматическое взаимодействие рабочих и дополнительных тормозов. При нажатии водителем на педаль управляющее давление мгновенно передается приводу рабочих тормозов, которые включаются в работу. Система взаимодействия оценивает потребную тормозную мощность и при необходимости включает в действие горный тормоз или тормоз-замедлитель, снижая нагрузку на рабочие тормоза. Благодаря этому уменьшается износ накладок, что отражается на стоимости обслуживания машины в целом.

Впервые модели семейства FM с пневмоподвеской оснащают дисковыми тормозами. В базовой комплектации тягачей с колесной формулой 4х2 в списке опций появилась электронная система стабилизации движения, повышающая курсовую устойчивость машины. Она полностью исключает складывание автопоезда при резком торможении или повороте на большой скорости, регулируя тормозное усилие на каждом из колес.

Знакомство с конструкцией грузовиков нового семейства FM наглядно показало, что огромные средства, которых стоила реализация этого проекта, пошли на дело. Отныне машины стали доступны и в России. Можно надеяться, что их ждет успех у наших транспортников.

В. Мамедов Основные Средства 07'2002 11 января 2005

Комментарии (0)