Алапаевские бурильные машины. Завод «Стройдормаш»

Е. Соболева

Завод «Стройдормаш», расположенный в Алапаевске Свердловской обл., был образован 28 декабря 1941 г. Базой для его создания послужило слияние двух предприятий: Нахабинского опытного завода, эвакуированного с началом Великой Отечественной войны из Подмосковья, и Алапаевского горпромкомбината.

БМ-205В

Старый уральский город (Алапаевск основан в 1639 г. на реке Нейве), подобно многим промышленным городам Урала и Сибири, имел давние традиции в области металлургии и машиностроения, поэтому на пути создания нового завода не возникло особых трудностей. В первые годы своего существования он, в соответствии с потребностями страны, выпускал военную продукцию. В 1956 г. предприятие было передано Министерству строительно-дорожного машиностроения, и это событие стало новым этапом в развитии предприятия. Тогда же было положено начало современной специализации завода – производству бурильно-крановых машин.

В дальнейшем производственные площади расширялись. Начиная с 1973 г., появились участки точного литья и товаров народного потребления, литейный цех, механические цеха с парком станков, автоматические станки, гальванический участок, термическое отделение.

БМ-305А

Сейчас «Стройдормаш» специализируется на производстве бурильно-крановых машин и бурильно-кранового оборудования с его последующим монтажом на различные шасси (глубина бурения от 2 до 15 м) – всего выпускается более десяти наименований бурильно-крановых машин и другой техники. Широкий ассортимент комплектов буров позволяет легко подобрать необходимый инструмент по желанию заказчика.

Бурильно-крановые машины (БКМ) завода используются при строительстве и ремонте линий электропередач и связи, обустройстве свайных фундаментов при строительстве зданий и сооружений, бурении скважин в различных грунтах (в том числе и вечной мерзлоте) и установки в них опор. Также они незаменимы в коммунальном строительстве для бурения скважин под свайные фундаменты, столбы ограждений и дорожные знаки, при посадке деревьев и на других работах. Поэтому заказчиками и потребителями продукции завода «Стройдормаш» являются представители энергетической, нефтяной и газовой промышленности, а также строительные и коммунальные службы.

Продукция, производимая заводом, поставляется практически во все регионы страны и за рубеж. Хорошо знают бурильно-крановые машины в Якутии, на Урале, в Тюменской обл., Поволжье. Довольно хорошо налажены экспортные поставки – за полвека существования завода его клиентами стали многие страны Восточной и Западной Европы, Африки и Азии.

БКМ-313

Кроме БКМ и бурильно-кранового оборудования в программу предприятия входит ремонт старых бурильно-крановых машин (в том числе и снятых с производства), а также гидрозамков и гидроцилиндров, бурильного инструмента диаметром 0,36; 0,50; 0,63 и 0,80 м.

Не забывают на заводе и о разработке новых видов продукции. В частности, в конце 90-х годов была оперативно создана и запущена в производство машина БКМ-515 на базе автомобиля «Урал»-43206 (колесная формула 4x4). Эта машина проектировалась специально для ресурсодобывающих отраслей, в основном нефтегазовой, которая, как известно, ведет добычу в сложных природных условиях, где от техники требуется высокая проходимость. «Уралы» же всегда славились своими победами над любым бездорожьем. По желанию заказчика эти машины могут комплектоваться дополнительным оборудованием – сваебойным (ДСО-1) для забивки деревянных свай в грунт, устройством для выдергивания пасынков при демонтаже ЛЭП, встроенной лестницей, а также дополнительным сварочным генератором ГД-4004. В настоящее время разрабатывается бурильно-крановое оборудование, которое должно базироваться на более мощных трехосных автомобилях «Урал»-4320. Кроме того, проходит испытания опытный образец дизель-молота на шасси «Урал»-43206.

БКМ для европейского рынка

В 2000 г. начато производство машин БКМ-317 на базе ГАЗ-3308, сменивших модель БМ-302, поскольку ее базовый автомобиль ГАЗ-66 был снят с производства Горьковским автозаводом. При этом выпуск бурильно-кранового оборудования для БМ-302 не прекращен, но теперь оно монтируется на шасси заказчика, или поставляется в качестве запчастей.

Тогда же был создан опытный образец машины БКМ-314 на шасси ЗИЛ-432722 «Бычок», предназначенной для работы в городских условиях, которая может найти применение на предприятиях городских электрических сетей.

Для районов Крайнего Севера заводом разрабатывается бурильно-сваебойная машина на шасси автомобиля «Урал», предназначенная для бурения скважин глубиной до 8 м, установки и забивания свай при строительстве свайных фундаментов зданий и сооружений. Она даст возможность бурить скважины в грунтах до IV категории, в том числе в условиях вечной мерзлоты, а также в грунтах с повышенным содержанием влаги с температурой ниже 0°С, с наличием плывунов. Опытный образец этой машины уже проходит заводские испытания.

БКМ-317

Следующим направлением работы завода является выпуск комплектующих изделий. Так, заводом уже начат выпуск длинноходовых гидроцилиндров для автокранов (ход штока до 6 м). В настоящее время они пользуются высоким спросом среди специализированных предприятий. Идет подготовка производства этих устройств.

Идет работа и по установке бурильно-кранового оборудования на шасси МАN. Одна из главных причин этого сотрудничества состоит в том, что вскоре отечественные автомобили будут иметь ограниченные возможности при вывозе за границу, так как с этого времени в Европе начинают действовать правила ЕЭК ООН Euro-3.

Алапаевский завод «Стройдормаш», успешно переживший переходный период в экономике, нашел свою нишу на производственном рынке, остается надежным партнером своих заказчиков и потребителей, стремится к дальнейшему развитию и техническому совершенствованию выпускаемой продукции.


Е. Соболева Основные Средства 05'2002 30 декабря 2004

Комментарии (0)