Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Преимущества горизонтально направленного бурения
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию

Тягач, родившийся дважды

Л. Ильина, фото Ю. Бритова

Индекс МАЗ-5445 появился в документации Минского автомобильного завода еще 10 лет назад. Под ним значился концепт-трак с кабиной увеличенного объема, появившийся в 1993 г. После нескольких пробных поездок и демонстраций он отправился доживать свой недолгий век в один из заводских отстойников в компанию таких же «не родившихся» машин.

Однако на этом история необычного тягача не закончилась. Посетители московского шоу «Автоэкзотика-2001» могли увидеть его в окружении тюнинговых легковых автомобилей, подготовленных мастерами московского кузовного ателье «Кар системс».

Идея довести минский проект до «металла» пришла им в голову неспроста. Ведь у нас так до сих пор и не выпускаются машины с кабинами, отвечающими современным требованиям комфорта, предъявляемым к магистральным тягачам. Москвичи, по существу, впервые взялись за разработку проекта грузового автомобиля в условиях кузовного ателье. Им предстояло решить немало специфических проблем, так как детальной конструкторской и технологической проработки нового автомобиля не было. И это при том, что со времени рождения концепта прошло 10 лет. За это время появились новые направления дизайна, технологии, материалы. Сейчас, когда новая машина уже несколько месяцев эксплуатируется в одном из транспортных предприятий Москвы, можно сказать, что вопреки поговорке «первый блин» москвичей не оказался комом.

Чем интересен новый автомобиль? Прежде всего, кабиной. Она была расчленена на два объема. Двигатель как бы ушел в основание, а сама кабина стала своеобразным «вторым этажом». Увеличить ее объем удалось за счет устранения кожуха двигателя, увеличения длины и высоты. Теперь в кабине на ровном полу может стоять не сгибаясь даже весьма рослый человек. Отсутствие внутреннего капота помогло более рационально организовать рабочую зону водителя, улучшить доступ к элементам систем вентиляции, отопления и электропитания, проложенных в панели приборов.

Отделение кабины от силового агрегата и трансмиссии значительно снизило уровень шума. Кроме того, в процессе ее изготовления была проложена дополнительная шумоизоляция, для обивки применены новые материалы.

Комфортабельные постели для экипажа – может быть и не самое главное для магистрального тягача, однако 150 мм, добавленных к их ширине, по достоинству смогут оценить только те, кому придется ночевать в пути. Водители-«дальнобойщики» отлично знают, что даже в просторной кабине обычного МАЗа не так-то просто найти место для багажа. В МАЗ-5445 под нижней кроватью устроен вместительный багажник. Увеличение объема кабины потребовало изменения системы отопления и обогрева. В новом автомобиле установили мощную систему Webasto с возможностью предварительного прогрева и работы в режиме «климат-контроль».

Для доступа к силовому агрегату кабина откидывается вперед с помощью гидравлической и тросовой систем. Подъем проводится в два этапа. Сначала кабина «выезжает» из блокирующих зажимов, затем откидывается вперед.

Двухобъемная компоновка потребовала изменить конструкцию боковин кабины и дверей, с которых исчезли проемы для крыльев. Появилась довольно высокая лестница, скрытая в специальной нише. Оригинально решена конструкция дверных замков, ручки которых «переехали» намного ниже штатных мест. Нажимая на обычную кнопку, вмонтированную в ручку, водитель замыкает электрическую цепь и срабатывает дистанционный электромагнитный замок. Так же он управляется и изнутри. Чтобы блокировать запертую дверь изнутри кабины, достаточно отключить питание замка с помощью специального тумблера.

МАЗ-5445 оснащен расширенной системой внешнего освещения. Она состоит из четырех раздельных фар дальнего и ближнего света, четырех противотуманных фар и указателей поворотов, дополнительных повторителей указателей поворотов на боковинах кабины и крыльях.

На машине установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха ТМЗ-8431 мощностью 380 л.с. Коробка передач и мосты – минского производства. Тягач оборудован АБС. Автомобиль снабжен 500-литровым топливным баком, соответствующим нормам Euro-2. В отличие от большинства седельных тягачей, водители которых «по-американски» выводят выхлопные трубы вверх, на новой машине об этом подумали проектировщики. Высокий выхлоп значительно облегчит жизнь водителям легковых автомобилей и автобусов, с которыми новому «седельнику» предстоит встречаться на междугородных и международных трассах. 44-тонный автопоезд в составе МАЗ-5445 и трехосного полуприцепа МАЗ-9758 может развивать скорость более 90 км/ч.

Стоимость первого автомобиля МАЗ-5445 примерно 950 тыс. руб., что в 1,5 раза выше цены тягача МАЗ-542208-20 с 400-сильным двигателем. Может быть, и дороговато, но по уровню комфорта и удобства обслуживания это совершенно разные автомобили. К тому же, немалую роль начинает играть и вопрос престижа. Ведь что не говорите, а машина получилась вызывающей и броской. Ателье «Кар системс» уже получило несколько заказов на новые машины.

Л. Ильина, фото Ю. Бритова Основные Средства 10'2001 29 марта 2005

Комментарии (0)