Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Крановые стрелы
В поисках компромисса
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке

Успешный союз

В. Мамедов

В августе 1994 г. автобусное отделение концерна Mercedes-Benz предложило компании Karl Kassbohrer, переживающей трудные времена, объединиться и создать самый крупный в Европе автобусный концерн, куда предполагалось включить и турецкое отделение Mercedes-Benz. Сегодня, спустя 6 лет, можно сказать, что согласие на союз, полученное после предложения, привело к отличным результатам. Обе компании, объединившись и сохранив свои торговые марки, выпускают обновленный модельный ряд автобусов и имеют высокие прибыли.

Каждый из компаньонов официально зарегистрированного в феврале 1995 г. нового холдинга, получившего название EvoBus, мог к тому времени гордиться своим опытом в автобусостроении. В конце ХIХ века Карл Бенц, располагая 40 рабочими и пятисильным бензиновым двигателем, построил первый в Европе автобус, рассчитанный на перевозку восьми пассажиров. В 1908-м началось производство автобусов на новом заводе в Маннхайме, которое через несколько десятилетий стало одним из самых прибыльных отделений компании Daimler-Benz.

Широкую известность на континенте получили рамные капотные автобусы модели О3500, производство которых было начато в 1949 г. Им на смену в 1954-м пришло семейство первых в истории компании автобусов с несущими кузовами модели О321Н. В 1965 г. началось производство семейства О302, утвердившего новые стандарты комфортабельности, динамики и эффективности в эксплуатации. До последнего времени автобусы О302 были и объектами сборки автобусного завода под Москвой.

В 1967 г. специалисты высоко оценили модель О305, а в 1974-м в производственной программе завода появился автобус Mercedes-Benz О303, существенно превосходивший по всем параметрам автобус 302-ой модели. Далее новинки стали появляться чаще: в 1989 г. – модель О405 и О405 с низким полом, в 1992-м – междугородный автобус О404, тогда же были выпущены первые городские автобусы, работающие на природном газе.

Машиностроительный завод Карла Кэссборера в городе Ульм свой первый автобусный кузов на шасси грузовика изготовил в 1907 г., а в 1936-м первым выпустил на рынок пассажирский полуприцеп-автобус, рассчитанный на перевозку 170 человек. До начала войны фирма построила тысячи автобусов и специализированных кузовов, а после нее, в 1951 г., сын основателя Отто Кэссборер вместе с компаньоном, решился на открытие собственного дела: нового автобусного производства для выпуска машин с несущими кузовами.

Название торговой марки послевоенных автобусов – Setra – получилось от сокращенного немецкого слова Seebssttragend – «самонесущий». Как и старейшему автостроителю планеты, их конструкторам тоже есть, чем гордиться. В 1956 г. они разработали модель ST110, собственный вес которой впервые был меньше величины полезной нагрузки. Годом раньше на заводе освоили пневматическую подвеску для автобусов. В 1958 г. свет увидел первый автобус с высоким расположением салона, в 1959 г. на фирме была внедрена модульная технология сборки автобусов различного назначения и длины, а через 10 лет собрали первый двухэтажный трехосный автобус.

С 1984 г., первыми в мире, автобусы Setra в стандартной комплектации стали оснащаться АБС. Активное внедрение электроники в последние годы способствовало появлению в салонах автобусов дальнего следования информационной системы с жидкокристаллическими экранами с диагональю до 46 см. На них выводится информация о маршруте следования, средствах безопасности, пересадках, а также месте нахождения автобуса на трассе и маршрут движения на карте.

Создание в 1995 г. концерна EvoBus благоприятно отразилось на деятельности обеих компаний. Фирма Kassbohrer, в частности, создала свои филиалы в Чехии, Польше, КНР и вышла в конце 90-х годов на ежегодный выпуск около 3 тысяч автобусов. Общее производство объединенных в несколько семейств автобусов концерном EvoBus быстро росло. В 1995 г. оно составило 6 600 машин, в 1997 – 7 900, в 1998 – 8 250, в 1999 г. выпуск немного сократился и составил 8 000 автобусов.

В компании Mercedes-Benz прижилось обозначение новых автобусов. Теперь каждое семейство получило свое собственное имя. Самыми компактными являются автобусы, разработанные на шасси легких грузовиков семейства Sprinter. Такие машины относятся к категории Minibus. Следующим «по рангу» является семейство категории Midibus, представленное гаммой автобусов Cito. Основной моделью городских машин (Citybus) считают Citaro, оснащенную самыми совершенными электронными системами, повышающими безопасность движения.

В гамме присутствует семейство школьных автобусов (О345) и специальные шасси, выпускаемые по заказу десятка специализированных кузовных фирм из разных стран мира. В «верхней» части ряда предлагаемых автобусов – международные (Overland coach), представленные моделями Integro, и туристические (Touring coach), к которым относится модельный ряд Travego.

Автобусы Setra разделены на три представительских класса, в каждом из которых машины раздельного назначения. Класс определяет уровень комфортабельности автобуса и отмечается количеством «звездочек». Более простые по оснащенности – низкорамные городские и пригородные двух- и трехосные автобусы длиной 12 – 18 м, относящиеся к Multi Class. Comfort Class представлен туристическими автобусами (их уровень комфортности оценивается 2 – 4 «звездочками») длиной 12 – 15 м. Самые комфортабельные (3 – 4 «звезды») автобусы относятся к Top Class. Среди них стоит упомянуть о трехосном, двухэтажном автобусе модели Setra S328 DT длиной 12 м, вмещающим 58 человек и имеющим на первом этаже круговой салон для отдыха с баром и аудиоцентром. Каждый автобус на заводе изготавливается под требования конкретного покупателя, поэтому можно сказать, что все автобусы совершенно уникальные и два одинаковых по комплектации встретить довольно сложно.

Говоря о деятельности EvoBus нельзя не отметить сотрудничество концерна с турецкой фирмой Mercedes-Benz Turk, чьи автобусы продаются в ряде стран, включая Россию, через местные отделения EvoBus. Недавно такое отделение концерна открылось и в Москве. Его особенность: продажа, организация обслуживания и ремонта не только новых, но и подержанных автобусов, включая автобусы, не имеющие «трехлучевую звезду» на облицовке радиатора, т.е. автобусы не упоминавшихся в статье фирм.

Автобусный рынок Западной Европы оценивается в 27 тысяч ежегодно продаваемых новых автобусов. Доля концерна EvoBus в нем значительна и составляет 25,8% (из них 17% приходится на марку Mercedes-Benz и 8,7% на Setra).

Серьезная конкурентная борьба на автобусном рынке – залог постоянного стремления к совершенствованию конструкции автобусов, именно в этом и заинтересованы пассажиры.

В. Мамедов Основные Средства 05'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)