Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»

Успешный союз

В. Мамедов

В августе 1994 г. автобусное отделение концерна Mercedes-Benz предложило компании Karl Kassbohrer, переживающей трудные времена, объединиться и создать самый крупный в Европе автобусный концерн, куда предполагалось включить и турецкое отделение Mercedes-Benz. Сегодня, спустя 6 лет, можно сказать, что согласие на союз, полученное после предложения, привело к отличным результатам. Обе компании, объединившись и сохранив свои торговые марки, выпускают обновленный модельный ряд автобусов и имеют высокие прибыли.

Каждый из компаньонов официально зарегистрированного в феврале 1995 г. нового холдинга, получившего название EvoBus, мог к тому времени гордиться своим опытом в автобусостроении. В конце ХIХ века Карл Бенц, располагая 40 рабочими и пятисильным бензиновым двигателем, построил первый в Европе автобус, рассчитанный на перевозку восьми пассажиров. В 1908-м началось производство автобусов на новом заводе в Маннхайме, которое через несколько десятилетий стало одним из самых прибыльных отделений компании Daimler-Benz.

Широкую известность на континенте получили рамные капотные автобусы модели О3500, производство которых было начато в 1949 г. Им на смену в 1954-м пришло семейство первых в истории компании автобусов с несущими кузовами модели О321Н. В 1965 г. началось производство семейства О302, утвердившего новые стандарты комфортабельности, динамики и эффективности в эксплуатации. До последнего времени автобусы О302 были и объектами сборки автобусного завода под Москвой.

В 1967 г. специалисты высоко оценили модель О305, а в 1974-м в производственной программе завода появился автобус Mercedes-Benz О303, существенно превосходивший по всем параметрам автобус 302-ой модели. Далее новинки стали появляться чаще: в 1989 г. – модель О405 и О405 с низким полом, в 1992-м – междугородный автобус О404, тогда же были выпущены первые городские автобусы, работающие на природном газе.

Машиностроительный завод Карла Кэссборера в городе Ульм свой первый автобусный кузов на шасси грузовика изготовил в 1907 г., а в 1936-м первым выпустил на рынок пассажирский полуприцеп-автобус, рассчитанный на перевозку 170 человек. До начала войны фирма построила тысячи автобусов и специализированных кузовов, а после нее, в 1951 г., сын основателя Отто Кэссборер вместе с компаньоном, решился на открытие собственного дела: нового автобусного производства для выпуска машин с несущими кузовами.

Название торговой марки послевоенных автобусов – Setra – получилось от сокращенного немецкого слова Seebssttragend – «самонесущий». Как и старейшему автостроителю планеты, их конструкторам тоже есть, чем гордиться. В 1956 г. они разработали модель ST110, собственный вес которой впервые был меньше величины полезной нагрузки. Годом раньше на заводе освоили пневматическую подвеску для автобусов. В 1958 г. свет увидел первый автобус с высоким расположением салона, в 1959 г. на фирме была внедрена модульная технология сборки автобусов различного назначения и длины, а через 10 лет собрали первый двухэтажный трехосный автобус.

С 1984 г., первыми в мире, автобусы Setra в стандартной комплектации стали оснащаться АБС. Активное внедрение электроники в последние годы способствовало появлению в салонах автобусов дальнего следования информационной системы с жидкокристаллическими экранами с диагональю до 46 см. На них выводится информация о маршруте следования, средствах безопасности, пересадках, а также месте нахождения автобуса на трассе и маршрут движения на карте.

Создание в 1995 г. концерна EvoBus благоприятно отразилось на деятельности обеих компаний. Фирма Kassbohrer, в частности, создала свои филиалы в Чехии, Польше, КНР и вышла в конце 90-х годов на ежегодный выпуск около 3 тысяч автобусов. Общее производство объединенных в несколько семейств автобусов концерном EvoBus быстро росло. В 1995 г. оно составило 6 600 машин, в 1997 – 7 900, в 1998 – 8 250, в 1999 г. выпуск немного сократился и составил 8 000 автобусов.

В компании Mercedes-Benz прижилось обозначение новых автобусов. Теперь каждое семейство получило свое собственное имя. Самыми компактными являются автобусы, разработанные на шасси легких грузовиков семейства Sprinter. Такие машины относятся к категории Minibus. Следующим «по рангу» является семейство категории Midibus, представленное гаммой автобусов Cito. Основной моделью городских машин (Citybus) считают Citaro, оснащенную самыми совершенными электронными системами, повышающими безопасность движения.

В гамме присутствует семейство школьных автобусов (О345) и специальные шасси, выпускаемые по заказу десятка специализированных кузовных фирм из разных стран мира. В «верхней» части ряда предлагаемых автобусов – международные (Overland coach), представленные моделями Integro, и туристические (Touring coach), к которым относится модельный ряд Travego.

Автобусы Setra разделены на три представительских класса, в каждом из которых машины раздельного назначения. Класс определяет уровень комфортабельности автобуса и отмечается количеством «звездочек». Более простые по оснащенности – низкорамные городские и пригородные двух- и трехосные автобусы длиной 12 – 18 м, относящиеся к Multi Class. Comfort Class представлен туристическими автобусами (их уровень комфортности оценивается 2 – 4 «звездочками») длиной 12 – 15 м. Самые комфортабельные (3 – 4 «звезды») автобусы относятся к Top Class. Среди них стоит упомянуть о трехосном, двухэтажном автобусе модели Setra S328 DT длиной 12 м, вмещающим 58 человек и имеющим на первом этаже круговой салон для отдыха с баром и аудиоцентром. Каждый автобус на заводе изготавливается под требования конкретного покупателя, поэтому можно сказать, что все автобусы совершенно уникальные и два одинаковых по комплектации встретить довольно сложно.

Говоря о деятельности EvoBus нельзя не отметить сотрудничество концерна с турецкой фирмой Mercedes-Benz Turk, чьи автобусы продаются в ряде стран, включая Россию, через местные отделения EvoBus. Недавно такое отделение концерна открылось и в Москве. Его особенность: продажа, организация обслуживания и ремонта не только новых, но и подержанных автобусов, включая автобусы, не имеющие «трехлучевую звезду» на облицовке радиатора, т.е. автобусы не упоминавшихся в статье фирм.

Автобусный рынок Западной Европы оценивается в 27 тысяч ежегодно продаваемых новых автобусов. Доля концерна EvoBus в нем значительна и составляет 25,8% (из них 17% приходится на марку Mercedes-Benz и 8,7% на Setra).

Серьезная конкурентная борьба на автобусном рынке – залог постоянного стремления к совершенствованию конструкции автобусов, именно в этом и заинтересованы пассажиры.

В. Мамедов Основные Средства 05'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)