АО IkarusBus – новое предприятие с давними традициями

В. Мамедов

Венгерский завод в Секешфехерваре, что близ Будапешта, своей продукцией – городскими и туристическими автобусами Ikarus – хорошо известен жителям городов бывшего Советского Союза. Еще бы, предприятие, подвергшееся грандиозной реконструкции на средства Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в 70 – 80-е годы стало основным поставщиком автобусов всем странам социалистического лагеря. Производство машин превышало 10 тысяч в год, а завод постепенно превратился в европейского лидера по ежегодному выпуску крупных автобусов.

Трудные времена наступили в начале 90-х. Развал социалистической системы в Венгрии и основных странах-импортерах автобусов совпал с глубочайшим экономическим кризисом. Предприятие оказалось на грани гибели. Приватизация 1991 г., при которой большинство акций осталось в руках заводчан, не принесла ожидаемого улучшения. Филиал завода в Будапеште объявил себя независимой фирмой и стал называться «Ikarus Special Coach».

Маркетинговым службам завода пришлось срочно нанять новых менеджеров для привлечения покупателей, преимущественно, в странах Азии, а конструкторам – создавать новые модификации и модели, способные конкурировать с продукцией западных производителей автобусов. Существенно был расширен ряд силовых агрегатов, предлагаемых к комплектации. На автобусах Ikarus появились дизели MAN и DAF, трансмиссии ZF или Voith, ведущие мосты и рулевые управления специализированных западноевропейских компаний.

В конце 1999 г. в результате реорганизации фирмы было создано предприятие АО IkarusBus, получившее эксклюзивное право на производство полного ассортимента моделей городских, пригородных, междугородных и туристических автобусов марки Ikarus. Правление новой структуры находится в Секешфехерваре, а производственные площади расположены на секешфехерварском головном заводе и на будапештском заводе мелких серий. Уставной капитал фирмы составляет 26 млн. долларов США.

Основным владельцем новой компании является группа АО IrisBus со штаб-квартирой в Барселоне (Испания), созданная французским концерном Renault и итальянским IVECO. Заводы АО IrisBus выпускают в год около 9 500 автобусов разных типов, что выдвигает эту компанию на одно из первых мест в Европе по объему производства.

На пресс-конференции, проведенной в феврале этого года в новом московском офисе, сотрудники компании АО IkarusBus подчеркивали, что предприятие стремится укреплять свои позиции на традиционных рынках, и в первую очередь, в странах Средней и Восточной Европы. План 2001 г. предусматривает изготовление 1 200 автобусов в соответствии с конкретными заказами потребителей.

В прошлом, 2000 г. в Россию было поставлено около 400 автобусов, большая часть из которых, в виде комплектов, поступала на сборку предприятию ЗАО «Тушино-Авто» и была предназначена для эксплуатации в Москве. Годы, прошедшие с начала организации выпуска венгерских автобусов в столице, подтвердили правильность выбранного пути. Руками москвичей собрано уже более 2 000 машин моделей Ikarus 280.33, Ikarus 435.17, Ikarus 415.33 и Ikarus 256.21. Количество узлов и деталей российского производства в некоторых из перечисленных изделий достигло 40%, что позволило увеличить численность рабочих мест на заводе и развить местное производство комплектующих.

Благодаря накопленному опыту открывается возможность дальнейшего углубления и расширения сотрудничества ЗАО «Тушино-Авто» с АО IkarusBus, распространяя технологию местной сборки на новые модели автобусов, в частности, на модернизированную версию городского автобуса 200-й серии, получившую обозначение С56.22, и на троллейбус Ikarus 415Т. Опытный образец троллейбуса, оснащенного электроприводом московского завода «Динамо» уже собран на Тушинском предприятии и проходит испытания.

Тем временем конструкторы АО IkarusBus не сидят сложа руки. Постоянно ведется работа над новыми моделями. Последняя новинка получила индекс «489» и в городском исполнении уже поставляется на заводы в Англию.

Все дизели, устанавливаемые на автобусы, отвечают требованиям Euro-2. Начато производство автобусов, работающих на природном газе. Благодаря обновлению оборудования и улучшению всего технологического процесса сборки машин в последние годы заводы АО IkarusBus достигли успехов в обеспечении высокого качества продукции. Получение сертификата ISO 9000 – лучшее тому доказательство.

Стоит остановиться и на новом, внедренном недавно, методе антикоррозийной защиты кузовов. Теперь срок службы автобусов Ikarus ничуть не меньше, чем у конкурентов. Его позволила существенно повысить новая технология нанесения защитного состава.

Важно отметить и то, что фирма АО IkarusBus занимается не только производством новых автобусов, но также – через свои представительства – обеспечивает их гарантийное и сервисное обслуживание. К уже находящимся в эксплуатации автобусам по льготным ценам продаются запчасти. И делается это не только в гарантийный, но и в послегарантийный период. В круг деятельности компании АО IkarusBus входит также текущий ремонт и заводской капитальный ремонт автобусов, продлевающий срок их эксплуатации.

В 2001 г. продукция компании представлена тремя семействами автобусов, а также машинами, выпускаемыми на заказ малыми сериями.

Семейство «200». В него входят городские одинарные и сочлененные автобусы большой вместимости, пригородные и междугородные автобусы, а также троллейбусы.

Характерной чертой представителей этого семейства является простота эксплуатации и ремонта при работе в неблагоприятных климатических и дорожных условиях, что особенно ценится российскими транспортниками. Проверенная временем конструкция отличается высокой надежностью. В текущем году продолжится выпуск автобусов моделей «263» (одинарный, городской или пригородный), «280» (сочлененный, городской или пригородный) и «256» (пригородный, междугородный или туристический).

На автосалоне во Франкфурте-на-Майне осенью 2000 г. компания показала рестайлинговые версии этих машин с новыми панелями в передней части кузова и дверьми. Модернизированное семейство получило обозначение «Classic» и постепенно вытеснит на конвейере 200-ю серию. Вместо моделей «256», «263» и «280» будут выпускаться автобусы с марками «С56», «С63» и «С80». Автобусы можно будет заказать с автоматическими трансмиссиями, дизелями различных фирм-производителей, в том числе, работающими на природном газе. Типаж моделей 200-го семейства включает также троллейбусы Ikarus 263Т (одинарный) и Ikarus 280Т (сочлененный).

Семейство «300». Автобусы, входящие в него, являются туристическими, в исполнении «люкс» и поставляются с кондиционером.

Покупатель, как правило, сам выбирает комплектацию машины. Шасси при этом может быть как венгерского производства, так и любое из выпускаемых в Европе. Автобусы 300-го семейства имеют большие багажные отсеки, их оборудование может включать туалет, холодильник, бокс, бортовую кухню, спальную кабину для сменного водителя, видеотехнику, радиотелефон и многое другое.

Семейство «400». Городские и пригородные модели, входящие в это семейство, предназначены для сети общественного транспорта и пользуются большим спросом как в восточноевропейских, так и в западных странах.

Отличительная черта машин – пониженный уровень пола пассажирского салона, но есть и особые варианты, в которых ступенька перед входом в салон с тротуара отсутствует вовсе. У этих автобусов высота пола над дорогой уменьшена до 360 мм. Сочлененные модели семейства «400» выпускаются с задним расположением двигателя, что влечет за собой установку автоматической коробки передач.

Программа 2001 г. предусматривает выпуск следующих моделей: «415» (одинарный, городской или пригородный), «435» (сочлененный, городской или пригородный), «412» (низкопольный, одинарный, городской или пригородный), «489» (низкопольный, одинарный, городской или пригородный) и «417» (низкопольный, сочлененный, городской или пригородный). Троллейбусы представлены моделями 415Т, 435Т и 412Т.

Автобусы, выпускаемые малыми сериями. Городские, пригородные, междугородные и туристические автобусы «люкс», а также миди-автобусы (длиной 7 – 8 м) строят по требованиям конкретного заказчика на венгерском или зарубежном шасси. Туристические машины длиной 8 – 13 м могут быть одно-, полутора- или даже двухэтажными. Городские и пригородные модели имеют длину 12 – 14 м. Ассортимент автобусов включает типы: Е14 (миди, туристический), Е92 (одинарный, городской или пригородный), Е94 (одинарный, пригородный), Е95 (междугородный), Е97 (полутораэтажный, туристический), Е98 (туристический), Е99 (двухэтажный, туристический).

С открытием в Москве постоянно действующего представительства АО IkarusBus российские потребители получили возможность легкого доступа к необходимой информации, касающейся технических параметров, цен, условий платежа, финансирования, сроков поставки и прочей, связанной с приобретением автобусов, троллейбусов или их запчастей. Можно надеяться, что отлично зарекомендовавших себя венгерских машин на наших дорогах с каждым годом будет все больше.

В. Мамедов Основные Средства 04'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)