Хроника Deutz AG

В. Мамедов

Немецкая компания Deutz AG более 130 лет выпускает двигатели. Ее эмблема на дизелях и газовых моторах – свидетельство высочайшего качества изделий, в которых аккумулирован богатый опыт нескольких поколений талантливых немецких инженеров и техников. Гамма силовых агрегатов, предлагаемая в 2001 г., насчитывает десятки базовых моделей моторов различного назначения мощностью от 4 до 7 400 кВт. Долгий путь Deutz AG к сегодняшним достижениям начинается в далеком 1864 г. Познакомимся с его основными этапами, тем более что в истории фирмы были взаимовыгодные контакты с нашей страной.

Итак, год 1864-й. Немецкий конструктор-изобретатель Николаус Отто, один из первых создателей работоспособного двигателя внутреннего сгорания, знакомится с предпринимателем из Кельна Евгением Лонгеном – человеком весьма состоятельным и технически грамотным, и воодушевляет его на создание компании, которая выпускала бы промышленные двигатели внутреннего сгорания – атмосферные газовые машины.

Лонген помогает Отто получить патент на двигатель и проводит «широкую рекламную компанию», демонстрируя мотор на многих выставках в Старом и Новом Свете. Наконец, в 1867 г. образец был отмечен золотой медалью на выставке в Париже, а интерес к нему достиг того уровня, при котором стоило начинать его производство. В 1869 г. запускается большой завод недалеко от Кельна, в пригороде Дойтц. Новое предприятие именуется по фамилиям его владельцев «Лонген, Отто и Роозен». Параллельно продается лицензия на производство газового двигателя внутреннего сгорания английской компании Crossley.

Так, в Старом Свете на рынке появился новый компактный источник энергии, готовый конкурировать с громоздкими паровыми машинами. В 1872 г. на реконструированное предприятие назначается новый технический директор – Готтлиб Даймлер (будущий изобретатель автомобиля), а пост начальника конструкторского отдела занимает Вильгельм Майбах – личность не менее легендарная в автомобилестроении. Компания получает новое название Gasmotoren-Fabrik Deutz AG и расширяет сферу применения двигателей.

В музее Deutz AG

В 1879-м Николаус Отто удачно завершает эксперимент по созданию первого в мире четырехтактного двигателя со сжатием топливно-воздушной смеси перед ее воспламенением – прообраза большинства современных бензиновых двигателей. Воодушевившись успехом, предприятие в который раз реконструируется и готовится к новому витку развития, невзирая на уход с него Г. Даймлера и В. Майбаха. В 1886 г. Отто получает степень доктора философии в Университете Вурцбурга и совместно с Робертом Бошем разрабатывает электрическую систему зажигания.

Итак, работоспособные двигатели, потреблявшие бензиновую смесь, появились. Они компактны, быстроходны и доступны. И все это, благодаря пионеру моторостроения, компании Deutz. В 1896 г. берет свое начало история автомобилестроения. Тогда же значительно более мощные бензиновые моторы начали устанавливать и на железнодорожные локомотивы.

Однако в техническом отделе компании не дремали. В 1898-м был сконструирован и представлен публике принципиально новый двигатель, имеющий воспламенение от сжатия. В честь автора, Рудольфа Дизеля, его назвали «дизелем». Началась новая эпоха в моторостроении.

К 1907 г. конструкцию первого образца удалось отработать и запатентовать; можно было начинать выпуск дизелей. Потребление их все возрастало, а типоразмерный ряд расширялся. После кратковременного выпуска легковых автомобилей марки Deutz-Bugatti (1907 – 1912) с участием самого их создателя, Этторе Бугатти, работавшего в компании с 1907 по 1909 годы, руководство обратило свой взор к тракторам. Первая машина собственной разработки сошла с конвейера в 1924 г. Модель называлась Deutz МТН 222 и была снабжена специальными шкивами для привода сельскохозяйственного оборудования.

Параллельно выпускались разные типы двигателей – для легковых и грузовых автомобилей, дрезин, а также промышленные моторы, которые отправлялись другим компаниям. С 1921 г. фирма официально называлась Motorenfabrik Deutz AG. В 1938-м – очередное превращение. Приобретя новые заводы, компания стала называться Klockner-Humboldt-Deutz AG (KHD). В том же году ее технический отдел разработал очередную новинку – первый дизель с воздушным охлаждением. Однако вскоре все круто изменилось. Бомбардировки заводов авиацией СССР и его союзников уничтожают 74% всего промышленного потенциала концерна. Было это, как можно легко догадаться, в конце 1944 – первой половине 1945 годов.

Новый этап, называемый «восстановление былого величия», начался в 1949-м. Именно тогда руководство решило воскресить выпуск сельскохозяйственных тракторов с дизелями воздушного охлаждения. Товар расходился на рынке мгновенно. Постепенно, вместе с тракторами началось производство грузовиков и автобусов, которые носили марку Magirus-Deutz и считались одними из лучших в Европе.

К 1964 г. построили новый Технический центр недалеко от Кельна, что повысило конкурентоспособность создаваемых конструкций. Машины с маркой KHD (самосвалы, строительные шасси, дизели) неоднократно, с 1964 г. экспонировались на выставках в Москве и были оценены отечественными экспертами. Когда началось строительство БАМа, фирма Deutz AG получила беспрецедентный заказ на поставку в СССР 10 тысяч (!) первоклассных самосвалов, составивших основу автомобильного парка подрядчиков. Поразительно, но факт: некоторые из них до сих пор на ходу.

После закупки СССР лицензии на право выпуска дизелей Deutz с воздушным охлаждением специалисты немецкой компании совместно с русскими инженерами проделали огромную работу по проведению полномасштабных испытаний моторов на грузовых автомобилях «Урал-375Д», теми самыми, для комплектации которых они предназначались. Конструкция дизелей была полностью адаптирована к эксплуатации при температуре от –40 до +40°С. Работа проводилась в 1966 – 1980 гг. В результате в Кустанае (ныне Республика Казахстан) был построен завод, рассчитанный на поставку нескольких десятков тысяч моторов в год. Запустить это предприятие до 1991 г. не удалось, а потом и Советского Союза не стало. Однако полученный опыт исследования дизелей в экстремальных условиях пошел на пользу как специалистам Deutz, так и нашим.

В 1975 г. марка Magirus-Deutz исчезла из автомобильных справочников текущей продукции. Отделение по выпуску грузовиков и автобусов вошло в состав IVECO, многонационального концерна, контролируемого группой FIAT. А компания Deutz AG продолжала заниматься моторостроением и тракторами. В 1978-м был торжественно отмечен выпуск 4-миллионного с начала их производства в 1867 г. двигателя внутреннего сгорания. Следующее подобное событие произошло лишь в 1989-м. И тоже в связи с выпуском 4-миллионного дизеля, но только с воздушным охлаждением. Их производство началось в 1944 г. В 1995-м отделение по выпуску тракторов и сельскохозяйственных машин было продано итальянской компании Same Group, а фирма Deutz AG сосредоточилась на том, с чего начинала: двигателях, поставляемых самым разным производителям. «Все вернулось на круги своя».

Однако история этой удивительной компании на этом не заканчивается... Впереди еще много интересных проектов, среди которых... организация сборки дизелей Deutz в России. Вы удивились? Ничего удивительного. Хорошие дизели нам очень нужны, а Россия нужна компании Deutz AG. Вот и все.

В. Мамедов Основные Средства 03'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)