Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Преимущества горизонтально направленного бурения
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов

Хроника Deutz AG

В. Мамедов

Немецкая компания Deutz AG более 130 лет выпускает двигатели. Ее эмблема на дизелях и газовых моторах – свидетельство высочайшего качества изделий, в которых аккумулирован богатый опыт нескольких поколений талантливых немецких инженеров и техников. Гамма силовых агрегатов, предлагаемая в 2001 г., насчитывает десятки базовых моделей моторов различного назначения мощностью от 4 до 7 400 кВт. Долгий путь Deutz AG к сегодняшним достижениям начинается в далеком 1864 г. Познакомимся с его основными этапами, тем более что в истории фирмы были взаимовыгодные контакты с нашей страной.

Итак, год 1864-й. Немецкий конструктор-изобретатель Николаус Отто, один из первых создателей работоспособного двигателя внутреннего сгорания, знакомится с предпринимателем из Кельна Евгением Лонгеном – человеком весьма состоятельным и технически грамотным, и воодушевляет его на создание компании, которая выпускала бы промышленные двигатели внутреннего сгорания – атмосферные газовые машины.

Лонген помогает Отто получить патент на двигатель и проводит «широкую рекламную компанию», демонстрируя мотор на многих выставках в Старом и Новом Свете. Наконец, в 1867 г. образец был отмечен золотой медалью на выставке в Париже, а интерес к нему достиг того уровня, при котором стоило начинать его производство. В 1869 г. запускается большой завод недалеко от Кельна, в пригороде Дойтц. Новое предприятие именуется по фамилиям его владельцев «Лонген, Отто и Роозен». Параллельно продается лицензия на производство газового двигателя внутреннего сгорания английской компании Crossley.

Так, в Старом Свете на рынке появился новый компактный источник энергии, готовый конкурировать с громоздкими паровыми машинами. В 1872 г. на реконструированное предприятие назначается новый технический директор – Готтлиб Даймлер (будущий изобретатель автомобиля), а пост начальника конструкторского отдела занимает Вильгельм Майбах – личность не менее легендарная в автомобилестроении. Компания получает новое название Gasmotoren-Fabrik Deutz AG и расширяет сферу применения двигателей.

В музее Deutz AG

В 1879-м Николаус Отто удачно завершает эксперимент по созданию первого в мире четырехтактного двигателя со сжатием топливно-воздушной смеси перед ее воспламенением – прообраза большинства современных бензиновых двигателей. Воодушевившись успехом, предприятие в который раз реконструируется и готовится к новому витку развития, невзирая на уход с него Г. Даймлера и В. Майбаха. В 1886 г. Отто получает степень доктора философии в Университете Вурцбурга и совместно с Робертом Бошем разрабатывает электрическую систему зажигания.

Итак, работоспособные двигатели, потреблявшие бензиновую смесь, появились. Они компактны, быстроходны и доступны. И все это, благодаря пионеру моторостроения, компании Deutz. В 1896 г. берет свое начало история автомобилестроения. Тогда же значительно более мощные бензиновые моторы начали устанавливать и на железнодорожные локомотивы.

Однако в техническом отделе компании не дремали. В 1898-м был сконструирован и представлен публике принципиально новый двигатель, имеющий воспламенение от сжатия. В честь автора, Рудольфа Дизеля, его назвали «дизелем». Началась новая эпоха в моторостроении.

К 1907 г. конструкцию первого образца удалось отработать и запатентовать; можно было начинать выпуск дизелей. Потребление их все возрастало, а типоразмерный ряд расширялся. После кратковременного выпуска легковых автомобилей марки Deutz-Bugatti (1907 – 1912) с участием самого их создателя, Этторе Бугатти, работавшего в компании с 1907 по 1909 годы, руководство обратило свой взор к тракторам. Первая машина собственной разработки сошла с конвейера в 1924 г. Модель называлась Deutz МТН 222 и была снабжена специальными шкивами для привода сельскохозяйственного оборудования.

Параллельно выпускались разные типы двигателей – для легковых и грузовых автомобилей, дрезин, а также промышленные моторы, которые отправлялись другим компаниям. С 1921 г. фирма официально называлась Motorenfabrik Deutz AG. В 1938-м – очередное превращение. Приобретя новые заводы, компания стала называться Klockner-Humboldt-Deutz AG (KHD). В том же году ее технический отдел разработал очередную новинку – первый дизель с воздушным охлаждением. Однако вскоре все круто изменилось. Бомбардировки заводов авиацией СССР и его союзников уничтожают 74% всего промышленного потенциала концерна. Было это, как можно легко догадаться, в конце 1944 – первой половине 1945 годов.

Новый этап, называемый «восстановление былого величия», начался в 1949-м. Именно тогда руководство решило воскресить выпуск сельскохозяйственных тракторов с дизелями воздушного охлаждения. Товар расходился на рынке мгновенно. Постепенно, вместе с тракторами началось производство грузовиков и автобусов, которые носили марку Magirus-Deutz и считались одними из лучших в Европе.

К 1964 г. построили новый Технический центр недалеко от Кельна, что повысило конкурентоспособность создаваемых конструкций. Машины с маркой KHD (самосвалы, строительные шасси, дизели) неоднократно, с 1964 г. экспонировались на выставках в Москве и были оценены отечественными экспертами. Когда началось строительство БАМа, фирма Deutz AG получила беспрецедентный заказ на поставку в СССР 10 тысяч (!) первоклассных самосвалов, составивших основу автомобильного парка подрядчиков. Поразительно, но факт: некоторые из них до сих пор на ходу.

После закупки СССР лицензии на право выпуска дизелей Deutz с воздушным охлаждением специалисты немецкой компании совместно с русскими инженерами проделали огромную работу по проведению полномасштабных испытаний моторов на грузовых автомобилях «Урал-375Д», теми самыми, для комплектации которых они предназначались. Конструкция дизелей была полностью адаптирована к эксплуатации при температуре от –40 до +40°С. Работа проводилась в 1966 – 1980 гг. В результате в Кустанае (ныне Республика Казахстан) был построен завод, рассчитанный на поставку нескольких десятков тысяч моторов в год. Запустить это предприятие до 1991 г. не удалось, а потом и Советского Союза не стало. Однако полученный опыт исследования дизелей в экстремальных условиях пошел на пользу как специалистам Deutz, так и нашим.

В 1975 г. марка Magirus-Deutz исчезла из автомобильных справочников текущей продукции. Отделение по выпуску грузовиков и автобусов вошло в состав IVECO, многонационального концерна, контролируемого группой FIAT. А компания Deutz AG продолжала заниматься моторостроением и тракторами. В 1978-м был торжественно отмечен выпуск 4-миллионного с начала их производства в 1867 г. двигателя внутреннего сгорания. Следующее подобное событие произошло лишь в 1989-м. И тоже в связи с выпуском 4-миллионного дизеля, но только с воздушным охлаждением. Их производство началось в 1944 г. В 1995-м отделение по выпуску тракторов и сельскохозяйственных машин было продано итальянской компании Same Group, а фирма Deutz AG сосредоточилась на том, с чего начинала: двигателях, поставляемых самым разным производителям. «Все вернулось на круги своя».

Однако история этой удивительной компании на этом не заканчивается... Впереди еще много интересных проектов, среди которых... организация сборки дизелей Deutz в России. Вы удивились? Ничего удивительного. Хорошие дизели нам очень нужны, а Россия нужна компании Deutz AG. Вот и все.

В. Мамедов Основные Средства 03'2001 17 марта 2005

Комментарии (0)