Дизайн зиловских автомобилей

В. Аляев, фирма «ЗИЛвизион», иллюстрации из архива С. Ионеса

Красивый внешний вид, удобство и функциональность – в условиях жесткой конкуренции именно эти параметры определяют выбор потребителя. Это относится к любой продукции, будь то одежда, мебель, бытовая техника, автомобили. Заметим, что в автомобильном мире дизайнерские решения важны для легковых машин и роскошных лимузинов, но еще больше – для грузовиков. Ведь профессиональный водитель проводит за баранкой почти треть своей жизни. И те чувства, которые вызывает у него машина, повлияют практически на все экономические показатели работы. А уж от того, насколько комфортно он чувствует себя в кабине, насколько удобно расположены органы управления, непосредственно зависит и производительность, и безопасность его труда. Да и приятный глазу грузовик органичней вписывается в транспортные потоки.

ЗИС-15

Самой характерной частью, определяющей фирменный стиль грузовиков, является кабина с оперением. Ее форма и размеры в сочетании с крыльями и капотом (для капотных машин) определяют внешние пропорции автомобиля, аэродинамические и эргономические характеристики. И это в немалой степени зависит от заводских художников-конструкторов или, как сейчас стало модно их называть, дизайнеров.

В далекие 20-е годы художественное конструирование на АМО ЗИЛ, тогда еще АМО, лишь только зарождалось. Автомобили имели угловатые цельнодеревянные и деревянно-металлические кабины, служившие в основном лишь для укрытия водителя от непогоды: по современным понятиям будка – она будка и есть. Но уже тогда конструкторы задумывались о внешнем виде автомобиля, его элегантности и интерьере.

И вот в 1938 году под руководством замечательного конструктора Евгения Ивановича Важинского был создан опытный грузовой автомобиль ЗИС-15. Основным новшеством стала трехместная цельнометаллическая кабина с обтекаемыми формами, что придавало автомобилю небывалый по тому времени внешний вид, улучшало аэродинамические характеристики. Это была первая победа заводских художников-конструкторов. Но Великая Отечественная война помешала запустить автомобиль в серийное производство.

ЗИЛ-118 «Юность»

После войны ЗИС-15 стал прототипом для создания будущих грузовых автомобилей – ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157, знаменитого ЗИЛ-130.

С развитием художественного конструирования на заводе изменялся подход к созданию новых моделей. «Раньше были этюды, а в 1958 году перед нами уже стоял загрунтованный холст, ведь предстояло писать картину», – так образно ответил заместитель главного конструктора Георгий Александрович Феста журналисту, заинтересовавшемуся зарождением автомобиля ЗИЛ-130.

Процесс создания автомобиля непрост. Машина должна быть удобной и комфортабельной в использовании, надежной в эксплуатации, технологичной в производстве и одновременно – красивой. Совместить в одном автомобиле все эти качества, порою исключающие друг друга, – в этом и состоит основная задача дизайнера. Поэтому он должен не только обладать художественным талантом, но еще иметь и инженерное мастерство, производственные навыки и быть маркетологом.

А начинается все с обыкновенных карандашных эскизов, рисунков, сделанных по конструкторской компоновке будущего автомобиля (расположению основных узлов и агрегатов). Художник-конструктор начинает «одевать» автомобиль – идет проработка дизайна. Здесь рассматривается не только экстерьер автомобиля, но и интерьер, и их эргономические свойства. Задача художника-конструктора – создать новый, оригинальный образ автомобиля, дать ему «собственное лицо» и отличительные черты среди аналогов такого класса по тоннажности. В этом помогает система автоматизированного проектирования. На мониторе компьютера рождаются конкретные очертания и цвета будущего автомобиля.

Тягач повышенной проходимости ЗИЛ-157К

Чтобы лучше почувствовать и увидеть свою форму, дизайнер делает из пластилина макет в масштабе 1:5. Работая с ним, по рисунку он убирает или добавляет какие-то линии, уточняет пропорции. Как правило, параллельно прорабатывается несколько вариантов, чтобы на конкурсной основе выбрать наиболее удачное решение.

Оно становится основой для изготовления макета внешних форм в натуральную величину. Одновременно для тщательной проработки организации внутреннего пространства изготавливается посадочный макет, позволяющий создать интерьер. И уже по окончательно утвержденным макетам изготавливается опытный образец, который проходит различные испытания. На этом же этапе уточняются технологические решения серийного производства.

Сегодня все автомобили марки «ЗИЛ» комплектуются базовой кабиной модели ЗИЛ-4331, признанной одной из лучших. Ее оригинальная конструкция позволяет компоновать различные варианты кабин от стандартной трехместной и кабины со спальным отсеком до семиместной двухрядной.

ЗИЛ-111

Принцип модульного построения был применен при создании семейства автобусов и фургонов. Изменяя количество модулей в составе кузова и крыши, длину базы, можно получить машины разной вместимости, причем нет необходимости кардинально перестраивать производство при переходе от одной модели к другой.

Нельзя не вспомнить, что АМО ЗИЛ – родоначальник представительских лимузинов – легковых автомобилей высшего класса, элегантные формы которых были всегда и везде узнаваемыми.

Бортовой автомобиль-тягач ЗИЛ-130Г
<

Автомобили ЗИЛ не раз были отмечены наградами на престижных отечественных и международных выставках:

1958 год – Международная выставка в Брюсселе
P>ЗИЛ-157 – «Гран-при»

ЗИЛ-111 – Почетный диплом

1963 год – Международная ярмарка в Лейпциге

ЗИЛ-130 – Диплом и Золотая медаль

1967 год – «Международная автобусная неделя»

ЗИЛ-118 – 12 призов, среди них «Гран-при» Президента Франции

1995 год – Российский конкурс «Дизайн-95»

ЗИЛ-5301 – «Гран-при» Союза дизайнеров России

В. Аляев, фирма «ЗИЛвизион», иллюстрации из архива С. Ионеса Основные Средства 01'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)