Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 1
Коробки передач компании EATON
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин

Польский Star возрождается с MANом

Н. Лубенко

В лучшие времена завод Star, расположенный в Староховице (Польша), ежегодно выпускал 20 тыс. среднетоннажников. Однако на рубеже 90-х годов, после перехода к рыночной экономике, предприятие оказалось на грани банкротства. В январе 91-го оно стало акционерным обществом, но сама по себе приватизация еще не гарантировала работы. В условиях общего экономического кризиса устаревшие грузовики пользовались все меньшим спросом, их выпуск сокращался, и в 97-м составил всего 2,7 тыс. штук.

Star 944

Сотрудничество с фирмой MAN началось в 1998 г. и позволило польскому заводу выйти на новый технологический уровень и обновить модельный ряд. В декабре 99-го немецкий концерн стал полным собственником автомобильного подразделения староховицкого предприятия. Сегодня позиции завода на рынке укрепляются.

Полноприводные автомобили. В 2000 г. в производственной программе завода Star появились новые автомобили повышенной проходимости, предназначенные, прежде всего, для армии. Выпуск прежних моделей – двухосной Star 744 и трехосной Star 266, был полностью прекращен. Теперь Польша стала членом НАТО, и техника ее вооруженных сил должна соответствовать стандартам этой военно-политической организации. Уже запущена в производство модель грузовика Star 944 для польской армии. Эта машина, выиграв международный тендер, скоро будет поставляться (пока в ограниченном количестве) в некоторые подразделения войск ООН.

В соответствии с новой индексацией полноприводных моделей первая цифра округленно обозначает полную массу в тоннах, вторая – общее число колес, третья – число ведущих колес. Таким образом, Star 944 – это двухосный грузовик (4 х 4) полной массой около 9 т. Машина имеет грузоподъемность 3 т, и может буксировать прицеп массой до 4,5 т. Без предварительной подготовки она преодолевает броды глубиной 0,8 м, а с подготовкой – 1,2 м. Запас хода на основных баках – 650 км. Максимальная скорость – 90 км/ч.

Star 944

Автомобиль оснащается четырехцилиндровым дизелем MAN с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. Двигатель соответствует экологическим нормам Euro-2. Eго рабочий объем – 4 580 см3, мощность – 155 л.с. при 2 400 об/мин., максимальный крутящий момент – 580 Нм при 1 600 об/мин. В трансмиссии – шестиступенчатая коробка передач ZF и двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. Привод передней оси – неотключаемый.

Пневматическая тормозная система, разработанная совместно польскими и немецкими инженерами, оснащена антиблокировочной системой (ABS) фирм WABCO или Bosch. Система электрооборудования герметизирована, приборы освещения приспособлены для установки светомаскировочных устройств.

Star 944 имеет двухместную кабину над двигателем, аналогичную применяемой на грузовиках MAN «легкого» семейства L2000, которая имеет плоское ветровое стекло и внутри спальное место. Для обеспечения удобного доступа к двигателю она оснащена гидроподъемником. Грузовая платформа автомобиля (собственная разработка фирмы Star) оборудуется тентом. Ее размеры позволяют перевозить до 10 европоддонов.

Star 1466

Заканчивается подготовка к производству еще одного автомобиля повышенной проходимости – трехосного Star 1466 полной массой 14 т, грузоподъемностью 6 т. Он может работать с прицепом массой до 8,5 т. Грузовик преодолевает броды глубиной до 1,2 м. Запас хода – 850 км, максимальная скорость – 86 км/ч.

Турбодизель MAN – шестицилиндровый, с непосредственным механическим впрыском топлива, рабочий объем 6 870 см3. Его мощность – 220 л.с. при 2 400 об/мин. Коробка передач – ZF, шестиступенчатая, раздаточная коробка – двухступенчатая.

Star 1466 оборудуется двухместной «короткой» кабиной от грузовиков MAN «среднего» семейства М2000 либо четырех- или шестиместной «длинной» кабиной MAN L2000 DOKA. Последняя применяется в случае установки на шасси некоторых видов специального оборудования, в том числе реактивной системы залпового огня ВМ-21. Стандартная грузовая платформа вмещает 10 европоддонов, а при наличии крана-самопогрузчика (грузоподъемность 3,4 т, вылет стрелы 6 м) применяется укороченная платформа – на 8 европоддонов.

Star 1466

Машины гражданского назначения. Сегодня производятся две основные модели, запущенные в серию в середине прошлого года, – Star 8.125 полной массой около 8 т с турбодизелем мощностью в 125 л.с. и Star 12.155 полной массой 12 т с силовым агрегатом 155 л.с. Обе модели выпускаются в трех исполнениях: с нормальной, короткой (индекс «К») и длинной (индекс «L») колесной базой. На всех машинах устанавливают двигатели MAN, отвечающие нормам Euro-2.

В 2001 г. в эти автомобили планируется внести ряд усовершенствований. По желанию заказчика их можно будет комплектовать более мощными силовыми установками – в 163 и 225 л.с. Полным ходом идет «полонизация» производства грузовиков Star – растет доля компонентов, изготовленных в Польше. Это рамы, ведущие мосты и оси. Кабины также польские. От предприятий-смежников завод получает штамповки – шесть основных элементов, а сварка кабины осуществляется на месте. Для этого в Австрии закуплена современная автоматизированная установка.

Star 8.125

Отметим, что качество комплектующих, изготавливаемых в Польше, полностью соответствует западноевропейским стандартам. Его контролируют и представители фирмы MAN, и польские специалисты, прошедшие стажировку в Германии и Австрии.

В середине 2001 г. гамма коммерческих грузовиков Star расширится: будут запущены в производство грузовики полной массой 10 и 15 т. Первый из них заполнит нишу между восьмой и двенадцатой моделями, а второй станет самым тяжелым грузовиком в производственной программе – флагманом марки Star. Это будут совершенно новые для польского завода автомобили, конструктивно подобные грузовикам MAN. От немецких аналогов они будут отличаться, прежде всего, высоким уровнем «полонизации», что позволит удешевить производство и сохранить за машинами Star репутацию качественных, но относительно недорогих. Кроме того, расширение гаммы автомобилей Star происходит за счет увеличения числа модификаций и создания на их базе различных специальных и специализированных машин.

Star 12.155

С завода в Староховице на другие польские предприятия поступают шасси с кабиной, где оборудуются той или иной надстройкой. Так, на шасси восьмой модели монтируются изотермические кузова-фургоны, а на шасси двенадцатой – самосвалы, контейнеровозы для мусора, эвакуаторы.

На территории завода Star сегодня действует бывшее его структурное подразделение, а ныне самостоятельная фирма, занимающаяся дооборудованием шасси. Есть на заводе и еще одно подразделение, выпускающее электропроводку, используемую на всех автомобилях MAN немецкого и австрийского производства. В Познани Star изготавливает компоненты ведущих мостов.

Сейчас производство грузовиков Star еще невелико – около 3 тыс. автомобилей в год. Но все они изготавливаются под конкретные заказы, что обеспечивает их 100%-ную реализацию. Постепенно налаживается экспорт: недавно была отправлена партия из 10 автомобилей в Венгрию. Интересует поляков и рынки СНГ.

Н. Лубенко Основные Средства 01'2001 10 марта 2005

Комментарии (0)