«Икарусы» из Будапешта

В. Мамедов

Автобусы с маркой Ikarus в нашей стране знает каждый. Гораздо меньше известно то, что она принадлежит одному из старейших производителей автобусов в Европе. Первый автобус венгерскими специалистами был создан в 1895 году и, верная традиции, эта компания, опираясь на более чем столетний опыт, и сейчас «твердо стоит на ногах», предлагая конкурентоспособную продукцию заказчикам со всего земного шара.

В июле прошлого года в истории фирмы произошло событие, в корне изменившее ее положение на рынке. В результате проведенной приватизации контрольный пакет акций «АО Икарус Бус» на сумму 15 миллионов долларов был приобретен европейским концерном IrisBus, принадлежащим французской фирме Renault и итальянской IVECO. В последние годы IrisBus серьезно укрепила свои позиции на континенте, поскольку располагает высоким потенциалом разработчиков, хорошо оснащенными техническими центрами и заводами, способными выпускать 9,5 тысяч автобусов в год.

Однако с присоединением венгерской компании к транснациональному концерну марка Ikarus не исчезла. Она сохранилась и связи с традиционными партнерами венгерской фирмы, в число крупнейших из которых входит Россия, будут углубляться. Финансовые вливания позволят обновить венгерской фирме оборудование и расширить типаж предлагаемых машин, значительная часть которых будет состоять из автобусов, специально изготовленных под требования конкретного заказчика.

Сегодня компания «АО Икарус Бус» располагает двумя заводами: в Секешфехерваре, где выпускаются крупными партиями хорошо известные россиянам автобусы 200-й и 400-й серий, и в Будапеште, где разрабатываются и собираются по заказам мелкие партии автобусов, отличающиеся по конструкции от изделий головного завода. Автобусы из Будапешта в России практически не известны, ведь только в 1999 году они стали предлагаться покупателям из СНГ.

Обладающие высокими потребительскими качествами, эти машины значительно дешевле многих западноевропейских конкурентов и, думается, достойны для пополнения отечественного автобусного парка. Познакомимся с некоторыми образцами из производственной программы 2000 года.

Туристический заднемоторный автобус Ikarus Е-13 относится к категории Mini-Midi и имеет 20 или 28 мест (исключая водителя и экскурсовода), а также багажный отсек объемом 4 кубометра. При базе 3 650 мм габариты машины составляют 7 800 х 2 376 х 2 968 мм. Тип кузова – полунесущий: каркасно-панельный кузов жестко сварен с мощным несущим основанием, поступающим на сборку с заводов Csepel или RABA.

Шасси имеет современную конструкцию. Оно снабжено передней независимой подвеской и упругими элементами (их роль выполняют диафрагменные пневмобаллоны) обоих мостов с прогрессивными характеристиками. Тормоза передних колес – дисковые, задних – барабанные. В соответствии с Правилами ЕСЕ 13 пневматическая тормозная система включает три независимых контура: для передних, задних колес и стояночного тормоза. АБС компании Bosch входит в дополнительное оборудование.

На автобусы устанавливают четырехцилиндровый дизель с непосредственным впрыском и турбонаддувом MAN D 0824LOH05, отвечающий требованиям Euro-2, или дизель Mercedes-Benz OM904 LA в исполнении Euro-2 или Euro-3. Мощность первого равна 155 л.с. при 2 000 об/мин, второго – 170 л.с. при 2 300 об/мин. Дизели работают с механической пятиступенчатой коробкой передач ZF S5-35.

Рабочее место водителя с регулируемой по углу наклона рулевой колонкой и современным сиденьем с большим диапазоном регулировок отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему с точки зрения эргономики и безопасности.

Максимальная нагрузка на передний мост составляет 3,2 т, на задний – 6,0 т. Емкость топливного бака – 230 л. Состав оборудования кузова определяет заказчик. Список его широк. Он включает кондиционер, аудио, видеосистему, холодильник, напольные ковры, декоративные колпаки на колеса, противоугонную систему, окраску кузова специальными эмалями, в том числе типа «металлик».

Автобус Ikarus Е-91 Runner (7,8 м) предназначен для городских и пригородных перевозок. Он способен вместить до 60 человек, из которых 38 (не считая водителя) могут ехать сидя. Багажное отделение имеет объем 2,4 м3. Автобус полной массой 9,2 т собирают на шасси RABA, особенностью которого являются жесткие мосты с пневмоподвеской (два баллона установлены на переднем мосту, четыре – на заднем). Тормоза – дисковые для всех колес. Пневмосистема тормозного привода дополнена влагоотделителем. Автобус комплектуется шинами венгерской компании Taurus размером 215/75R-17,6.

Кузов имеет комбинированную конструкцию: к стальному каркасу болтами крепятся боковые алюминиевые листы обшивки. Арки и ступеньки колес изготовлены из нержавеющей стали. Фронтальная и задняя панели кузова, также, как и крыша, выполнены из пластмассы.

В базовой комплектации автобус Е-91 предлагают с дизелем MAN Д0824 LON 05Е2 мощностью 155 л.с. при 2 400 об/м и максимальным крутящим моментом 590 Н•м при 1 400 об/мин. В качестве коробки передач предусмотрена четырехступенчатая автоматическая трансмиссия Allison AT 545 с электронным управлением. На заказ можно приобрести модификацию автобуса с двигателем Mercedes-Benz ОМ 904 LA Е 2/3, который развивает 170 л.с. при 2 300 об/мин и максимальный крутящий момент в 660 Н•м при 1 100 – 1 500 об/мин. В этом случае устанавливают вариант автоматической коробки Allison АТ 545 с возможностью ручного переключения передач, в комплектацию входит ретардер.

Городской автобус Ikarus Е-94 Swan отвечает всем современным европейским требованиям. Он выпускается как на шасси, поставляемом шведским концерном Scania, так и на шасси венгерского производства фирмы RABA. Автобусы могут иметь три или две двери, расположенные на правой стороне. Общее число перевозимых пассажиров (расчетное) равно 90, из них 41 может ехать сидя. Полная масса автобуса – 18 т, максимально допустимая нагрузка не должна превышать 5,5 т.

Шведское шасси поставляется на завод в Будапеште с тремя (на выбор) дизелями Scania моделей 911, 912 и 915 мощностью 220, 260 или 310 л.с. (все эти параметры достигаются при 2 000 об/мин). Максимальный крутящий момент дизелей соответственно 1 005, 1 180 и 1 355 Н•м. Вариантов агрегатируемых с ними коробок передач – четыре: восьмиступенчатая механическая с сервоусилителем (Scania GR 801), она же с системой облегченного включения передач Comfort Shift, она же с ретардером или автоматическая компании ZF.

Венгерское шасси также предлагают с четырьмя дизелями завода RABA мощностью 245, 258, 280 и 320 л.с. (при 1 900 – 2 100 об/мин). Однако по коробкам передач выбор практически отсутствует, поскольку все моторы комплектуются одной – восьмиступенчатой механической коробкой S6-120V Morse 6+1, выпускаемой по лицензии ZF.

Подвеска всех колес автобуса – пневматическая, зависимая. Рулевое управление, производимое фирмами Scania или Csepel, имеет регулируемую по углу наклона рулевую колонку. Конструкция кузова в максимальной степени унифицирована с кузовом автобуса модели Е-91.

Ikarus E-98 Falcon. Этот «Сокол» рассчитан исключительно для «полетов» по туристическим маршрутам и дальнего сообщения. Он выпускается в двух вариантах, двух- и трехосном, с колесной формулой 6 х 2, может иметь длину 12 и 14,5 м, и базироваться на шасси Scania или RABA. Число мест в автобусе – 48, объем багажного отсека равен 8,6 кубометра. Допустимая полная масса машины – 19 (19,5 т) при разрешенной нагрузке в 6,2 т.

В соответствии с мировой тенденцией в оборудование автобусов может входить: кондиционер, аудио, видеосистема, кухня, люки с электроприводом в крыше, несколько типов кресел, изготовленных специализированными компаниями, атермальные стекла боковин. Автобусы комплектуют дизельными двигателями Scania серии DSC мощностью 360 или 420 л.с. и RABA – 320 и 360 л.с., а также дизелем MAN D2866 LON 23Е2, развивающем 400 л.с. при 2 000 об/мин. Количество устанавливаемых на заказ механических коробок передач (шести- или восьмиступенчатых) достигает пяти.

Автобус имеет пневмоподвеску всех колес, тормозную систему с АБС и ПБС, 400-литровый топливный бак. Особое внимание уделено отделке салона современными красивыми материалами.

Освоение нового семейства автобусов Ikarus на заводе в Будапеште можно смело назвать знаменательной вехой в новейшей истории знаменитой марки. Прогрессивные решения, заложенные в конструкцию машин, а также применение лучших из имеющихся на рынке шасси и силовых агрегатов выводит новые автобусы в число самых привлекательных. И эта привлекательность возрастет, если учесть соотношение цена/качество.