Volvo FM – грузовики для строительства

В. Мамедов

70-летний опыт шведской компании Volvo Truck Corporation воплощен в поколении строительных грузовиков, созданных в рамках семейства FM. Последние версии таких машин были показаны в этом году на салоне грузовых автомобилей в Амстердаме и в настоящее время предлагаются на российском рынке.

Самосвал на шасси FM 12 с дизелем мощностью 420 л.с.

Строительство – одна из самых обширных областей человеческой деятельности. Люди постоянно возводят новые и ремонтируют старые сооружения, что в современных условиях невозможно без грузовых автомобилей. Однако специфические условия работы требуют, чтобы грузовики имели целый ряд специальных свойств. Они должны обладать повышенной надежностью при движении по плохим дорогам с высокой запыленностью, иметь большой дорожный просвет при небольшой погрузочной высоте и быть предельно легкими в управлении. Естественно, их двигателю необходима высокая удельная мощность, а машине в целом требуются увеличенные межсервисные интервалы и хорошая ремонтопригодность, обеспечивающая быструю и качественную замену детали или узла в полевых условиях. Особым вниманием конструкторов пользуется эргономика рабочего места водителя. При работе в городах одним из главных требований становится низкие токсичность выхлопных газов и шумность при работе.

Для строительных нужд семейство Volvo FM располагает целой гаммой специализированных машин с колесными формулами 4 х 2, 4 х 4, 6 х 2, 6 х 4, 8 х 4 и 6 х 6. В нее входят шасси под установку самосвальных кузовов, седельные тягачи для работы с полуприцепами-самосвалами, шасси и тягачи для бетономешалок, а также шасси под установку специального оборудования. Наш рассказ о самых новых версиях – двух- и трехосных полноприводных машинах.

Компоновка самосвала FM 12 с колесной формулой 6 х 6

Специально для строительства

Максимальная полная масса двухосного автомобиля составляет 22 т (из них 9 приходятся на переднюю ось и 13 – на заднюю), а версии 6 х 6 – 35 т (соответственно 9 и 26 т). Рассмотрим главные особенности шасси. Одна из них заключается в том, что они сочетают повышенный дорожный просвет (355 мм под картером переднего и 345 мм под картером заднего мостов) с низкой погрузочной высотой самосвального кузова. Рама большей прочности способна воспринимать как вертикальные, так и значительные скручивающие нагрузки. Передний мост выполнен жестко подключаемым к трансмиссии, поэтому водитель должен его использовать, только преодолевая сложные участки дороги (например, зимой в гололед). Сама конструкция мостов для строительных грузовиков оригинальна. Они имеют хорошо защищенные от ударов о камни картеры главных передач и лучше защищенные от грязи тормозные цилиндры по сравнению с дорожными вариантами. Картер двигателя также снабжен защитой. Кроме того, у «строительных» FM есть специальный передний бампер с решетками перед фарами.

Двигатель и трансмиссия полноприводного трехосного грузовика

Ступицы колес имеют планетарные редукторы, благодаря чему центральный редуктор моста получился компактным, с одинарным зацеплением. Правда, у среднего проходного моста есть дополнительная пара косозубых шестерен, обеспечивающая передачу крутящего момента к заднему мосту, но это не сказывается на дорожном просвете. Межколесные дифференциалы всех мостов блокируются с места водителя, как и межосевой дифференциал задней тележки трехосной модификации.

Многовариантность исполнения

Шасси выпускаются с огромным количеством вариантов по длине базы, двигателю, трансмиссии, а также узлов различного дополнительного оборудования. Так, база двухосной версии может составлять: 3 500, 3 900, 4 200 и 4 800 мм, а трехосной – 3 500, 3 900, 4 600 и 5 100 мм, седельные тягачи с колесной формулой 4 х 4 производят с базами 3 500 и 3 700 мм.

Средний и задний мосты самосвала серии FM 6 х 4

Автомобили снабжаются новыми шестицилиндровыми дизельными двигателями D12С с рабочим объемом 12,1 л мощностью 340, 380 и 420 л.с. с электронным управлением. Этот мотор характеризуется уменьшенным расходом топлива, низким содержанием вредных веществ в отработавших газах (соответствует Euro-2) и высокой долговечностью.

Крутящий момент от дизеля передается через 14-ступенчатую коробку передач с уменьшенным на 50% по сравнению с предыдущими моделями грузовиков Volvo усилием на рычаге, либо через 6-ступенчатую автоматическую трансмиссию Volvo Powertronic, имеющую гидротрансформатор и переключающую передачи в механическом редукторе по сигналам электронной системы управления. Раздаточная коробка грузовиков получилась очень простой: это обычный редуктор с постоянным, не изменяющимся передаточным числом.

Несмотря на суровые условия эксплуатации, компания Volvo Truck объявила о существенном снижении трудоемкости обслуживания новых грузовиков FM для строительства. Так, замену масла и фильтров в коробках передач можно теперь проводить один раз в три года, но не более чем через 400 тыс. км. Введение усиленных крестовин и изменение конструкции карданных передач устранило необходимость их периодической смазки. Интервалы между сменой масла, заливаемого в картеры задних мостов, также увеличены до 400 тыс. км. Для достижения этих показателей компания выбрала специальное масло, имеющееся на рынке, и рекомендует его к применению.

Новый дизель D12C

О комфорте в кабине

Наконец, стоит рассказать о новых кабинах, которыми снабжают грузовики серии FM. Они не только эстетичны, но и очень функциональны. Многие элементы кабины теперь унифицированы с аналогичными деталями кабин другого семейства FH и это снизило стоимость их изготовления. Сиденье водителя предлагается в нескольких вариантах, его можно регулировать в больших пределах в соответствии с данными конкретного водителя. Внутри кабин очень низкий уровень шума. Виниловая обивка облегчает влажную уборку салона, что важно при работе в запыленных зонах. Для облегчения доступа в кабину предусмотрены специальные ступени с покрытием, препятствующим скольжению подошв обуви.

Кабины грузовиков Volvo традиционно изготавливаются из высокопрочной стали и отвечают самым жестким нормам безопасности, существующим в мире. Трехточечные ремни безопасности являются обязательным оборудованием, а при желании можно заказать подушку безопасности для водителя. На дисплей, установленный на панели приборов, постоянно проецируется информация о техническом состоянии грузовика. В случае возникновения серьезной неисправности работа дизеля немедленно корректируется, в частности, снижением частоты вращения коленвала.

Автоматическая коробка передач Volvo Powertronic

Оптимистичный итог

Интерес, который вызвала демонстрация полноприводных самосвалов Volvo на выставке в Амстердаме, объясняется просто: машины являются одними из лучших, предлагаемых сегодня. Положительный опыт эксплуатации строительных грузовиков-самосвалов накоплен и в России. На строительстве МКАД, к примеру, работало до трехсот трехосных машин серии FL предыдущего поколения с колесной формулой 6 х 4. Они с честью справились со своей задачей и продолжают работать в строительном комплексе города. Очевидно, и новые полноприводные модификации серии FM для строительства найдут у нас своих покупателей.