Ярославский завод топливной аппаратуры

В.Мамедов

Что в дизеле главное? От его механизмов зависит немало: срок службы, расход масла... Однако мощность и экономичность определяются в первую очередь топливной аппаратурой. Именно в ней заложен ключ к успеху. Не случайно в последнее время главные новости дизелестроения – это системы топливоподачи.

В 256 км от Москвы, в старинном русском городе Ярославле находится лидер по разработке и выпуску отечественных топливоподающих систем для дизельных двигателей – Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА). В прошлом году ему, как машиностроительному предприятию, исполнилось 70 лет.

До 1929 года на том месте, где ныне высятся цеха одного из подразделений ЯЗТА (всего у завода в городе четыре производственных площади), находилась спичечная фабрика предпринимателя Дунаева, хорошо известная в дореволюционной России своей продукцией. Первые пятилетки охватили и промышленность тихого в то время Ярославля. На фабрике Дунаева и построенных рядом с ней сооружениях советская власть решила наладить выпуск швейных машин. За год была проведена ее солидная реконструкция, и в 1930 году она возродилась уже в качестве Ярославского механического завода треста «Госшвеймашина». Однако через год предприятие передали Наркомату тяжелой промышленности и оно снова сменило название, став теперь «Государственным механическим заводом № 62».

В предвоенное десятилетие завод выпускал оборонную продукцию, на нем сформировался коллектив специалистов. В 1941-м предприятие эвакуировали в Челябинск. А на его месте приказом Наркома боеприпасов СССР был вновь организован механический завод, которому присвоили номер 522. Переход на мирные рельсы в 1945 году потребовал от него наряду с оборонной освоить и мирную продукцию – картофелекопалки, окучники, запчасти к тракторам. А затем, в 1955-м, наладить выпуск велосипедных втулок и электромоторов для стиральных машин.

В 1960 году вновь переименованному заводу (теперь он стал п/я № 99) поручается заняться незнакомым делом – изготовлением топливной аппаратуры, что вскоре отражается и в его названии. Предприятие превращается в Ярославский завод топливной аппаратуры и становится одним из основных поставщиков ЯАЗа, окончательно распрощавшегося с изготовлением тяжелых грузовиков и осваивающего новое семейство дизелей ЯМЗ-236/238/240, а потому переименованного в «Ярославский моторный завод». Резкое увеличение потребности в топливных насосах высокого давления привело к серьезной реконструкции ЯЗТА. В результате с 1965 года выпуск ТНВД ведется конвейерным способом.

Конструкторы предприятия не только совершенствуют выпускаемую продукцию, но и разрабатывают новые модели. Именно здесь родилась на свет топливоподающая аппаратура для дизелей Камского автозавода, и здесь же была изготовлена в 1972 – 1976 годах первая тысяча комплектов. Время не стоит на месте, и вот уже в 1975 году появляются новые задачи. Необходимо было впервые в мире освоить выпуск топливной аппаратуры для восьми- и двенадцатицилиндровых дизелей с размерностью 140 х 140 мм и максимальным давлением впрыска 800 атм. Постоянно велась работа над повышением долговечности серийных ТНВД. В 1976 году был получен ощутимый результат: аппаратура обрела ресурс 10 тыс. ч.

Гидравлические узлы для газораспределительных механизмов: гидронатяжитель

В 1980-м ЯЗТА за заслуги в развитии отечественного дизелестроения был награжден орденом Трудового Красного Знамени, что по времени совпало с началом организации отраслевого Научно-технического центра по топливной аппаратуре с уникальной исследовательской базой. В конце 80-х в нем был создан типоразмерный ряд устройств топливоподачи для широкой гаммы дизелей с рабочим объемом цилиндра 0,8 – 3,5 л.

Параллельно с выпуском топливных систем на ЯЗТА в те годы успешно занимались станкостроением, в частности, изготавливали гидрораспределительную и контрольно-регулирующую аппаратуру по лицензии фирмы Rexroth.

Были доведены до совершенства конструкции насосов-регуляторов для газотурбинных двигателей, используемых в военных целях, собирались стенды для испытания форсунок, насосы для перекачки бензина, выпускались товары народного потребления.

Переход на рыночные отношения на рубеже 90-х оказался для завода серьезным испытанием: пятикратное снижение спроса на продукцию, ранее выпускавшуюся по госзаказу и для Минобороны, поставило его в тяжелейшее финансовое положение. Для выхода из кризиса руководство предприятия, превратившегося в соответствии с веяниями времени в Акционерное общество открытого типа «Завод топливной аппаратуры», определило следующие основные стратегические задачи:

– сохранить позицию лидера в области разработки и производства новых видов топливной аппаратуры для дизелей;

– освоить выпуск новых, перспективных, конкурентоспособных и пользующихся спросом комплектующих для производства легковых автомобилей;

– организовать выпуск новых видов товаров народного потребления и увеличить объем услуг населению за счет освобождения не используемых производственных площадей.

Совместно со специалистами Ярославского моторного завода разработали модельный ряд топливной аппаратуры «Компакт-40», позволивший ЯМЗ, первому в России, в 1997 году сертифицировать 8 моделей перспективных дизелей на соответствие нормам Euro-2. Освоили производство топливной аппаратуры к жидкостным подогревателям типа Webasto, переданное позднее дочернему предприятию «ИНТА-Центр».

Так, была разработана и выпущена опытная партия узлов топливоподачи для одноцилиндровых многоцелевых дизелей с цилиндровой мощностью 6 – 10 л.с. при 3 600 об/мин. Ведутся работы по созданию топливных систем, отвечающих требованиям Euro-3, в том числе аккумуляторной системы топливоподачи с электронным управлением для дизелей ЯМЗ и ТМЗ, топливных насосов высокого давления без собственного кулачкового вала для дизелей с объемом цилиндра 0,45; 1,0; 2,0 и 3,3 л и цилиндровой мощностью 6 – 100 л.с.

Гидравлические узлы для газораспределительных механизмов: гидроопора рычага клапана

Разрабатываются форсунки для впрыска газа, форсунки для впрыска смесевого (газового и дизельного) топлива, изготовлены опытные образцы топливной аппаратуры с максимальным давлением впрыска до 1 500 атм. Освоено производство гидронатяжителей цепей газораспределения для легковых автомобилей ВАЗ. В конце 1999 года организован выпуск свечей зажигания (совместно с французской фирмой «САЖЕМ») для легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства.

Активная работа по изучению потребностей рынка – как основной продукции, так и товаров народного потребления – позволяет управлению маркетинга не только вести работу по созданию дилерской сети, но и формировать заводские планы производства и продаж. При участии службы маркетинга организованы Торговые дома – «Беларусь» и «Ярославия». На высвобожденных производственных площадях расположили автосалон, службу сервиса, выставочный комплекс для проведения ярмарок высокого уровня.

Созданное на заводе в марте 1999 года Инвестиционное управление в кратчайшие сроки разработало и представило на инвестиционные конкурсы 10 проектов по различным направлениям деятельности. В настоящее время приняты решения о государственной поддержке проектов «Техническое перевооружение завода с организацией производства аппаратуры с повышенной энергией впрыска для комплектации дизельных двигателей автомобильной техники современного технического уровня» и «Организация производства свечей зажигания».

У завода, имеющего славное прошлое, есть и постоянно пополняющийся портфель заказов, т.е. все шансы закрепить свое лидирующее положение даже в изменившихся условиях перехода к рыночной экономике.

Топливная аппаратура рядного типа для серийных V-образных дизельных двигателей ЯМЗ

Топливная аппаратура с рядным ТНВД типа «компакт-40» для перспективных дизельных двигателей различной размерности

Топливная аппаратура с индивидуальным ТНВД без собственного кулачкового вала

В.Мамедов Основные Средства 09'2000 22 июня 2005

Комментарии (0)