АМО ЗИЛ: вид на третье тысячелетие

А. Виноградов, по материалам ЗИЛвизион, фото Ю. Дородонова

Третье тысячелетие – это модно. В зависимости от арифметических способностей одни считают, что оно уже наступило, другие ждут его прихода вместе с новым 2001 годом. Мы же не будем забывать, что автомобильный модельный год не совпадает с годом календарным, и отрасль шагнет в новое тысячелетие намного раньше всех остальных – вместе с наступлением 2000 – 2001 модельного года, которое произойдет (если следовать американскому способу счета времени) на Московском автосалоне МIМS-2000. Так какие же модели АМО ЗИЛ счел достойными представить на таком событии?

Большинство моделей для показа постоянным читателям журнала уже знакомо благодаря рубрике «ЗИЛ сегодня». В основном это будут «Бычки», что полностью определяется спросом и отражает положение дел на производстве. Среди них отметим три автобуса «Люкс» – один коротко- и два длиннобазных. Все в разном исполнении – соответственно «Люкс-5», «Люкс-4» и «Люкс-3». Первый из них имеет болгарский двигатель Vamo (подробный рассказ о всей серии дизелей Vamo – в одном из ближайших номеров журнала), два других – Caterpillar-3054. Кроме особенностей комплектации у длиннобазного «Люкс-4» есть своя собственная изюминка: на его кузове установлены распашная боковая дверь и вклеенные стекла.

Год назад, на Российском автосалоне на пресс-конференции говорилось, что московское предприятие возлагает большие надежды на сотрудничество с Renault V.I. главным образом по части двигателей. И вот теперь АМО ЗИЛ представляет термофургон, оснащенный 136-сильным дизелем Renault MIDR 04.02.26. И это – единственный представитель «бортового направления» в многочисленном семействе 5301. Все остальные «Бычки» относятся к разряду автобусов и цельнометаллических фургонов, несут в себе вполне привычные агрегаты и моторы Д-245. Впрочем, не будем забывать, что именно к этим «рядовым машинам» наибольший интерес покупателей, а потому именно они определяют лицо российских городов.

Для полноты «малотоннажной» (по заводским меркам) картины отметим еще полноприводную «вахтовку» ЗИЛ-4327 (4 х 4), реанимобиль ЗИЛ-5301НС и пожарную машину «быстрого реагирования» с индексом 530104.

Особый интерес на сей раз будут представлять среднетоннажники. Вот, например, ЗИЛ-4331. Самая обычная машина? Ничего подобного! Загляните под капот и там вы найдете двигатель ЗИЛ-550.40 – дизельную конверсию старого доброго «сто тридцатого» мотора, да еще и отвечающую нормам Euro-2. Год назад отношение москвичей к «пятьсот пятидесятому» было скептическим, однако упорный труд уральских моторостроителей и успешные старты их гонщиков в автокроссе, где они состязались с бензиновыми машинами и находились в заведомо проигрышной ситуации, дали свои результаты. Так что присутствие этой машины на МIМS можно считать официальным признанием дизельной версии старого мотора.

Второй ЗИЛ-4331 также примечателен тем, что у него располагается под капотом. Эта машина оснащена минским двигателем, но не привычной уже по «Бычкам» рядной «четверкой», а солидным шестицилиндровым (тоже рядным) мотором Д-260, развивающим 185 л.с. при 2 100 об/мин. Им оснащен и седельный тягач ЗИЛ-541740. Ни автомобиль, ни двигатель новинками не являются. А вот их сочетание – новость, да к тому же хорошая. Умеренная цена и хорошая экономичность наверняка понравятся автотранспортникам.

Завершая описание автомобильного ряда, назовем еще две машины. Это трехосный самосвал с индексом 452270 (6 х 4) со стандартным «зиловским» дизелем ЗИЛ-6453.10. Не новинка, но спросом пользуется, вывозит на своих плечах немало строек, и надо думать, ситуация эта изменится не завтра. И еще пожарная машина ЗИЛ-433104, которая, как и пожарный «Бычок», выпускается Московским карбюраторным заводом, одним из подразделений АМО ЗИЛ.

Очевидно, что одна экспозиция не может вместить в себя всю номенклатуру выпускаемой большим заводом продукции. По данным авторитетного немецкого каталога Lastauto und Omnibus, АМО ЗИЛ, невзирая на все экономические и прочие передряги, остается в двадцатке крупнейших на планете изготовителей грузовых автомобилей полной массой более шести тонн. Его модельные ряды содержат более сотни версий машин, число их непрерывно увеличивается. Да и одна статья не позволяет рассказать обо всем в подробностях. А потому обратим внимание на то обстоятельство, что в новое тысячелетие московский завод вступает с небывало широкой гаммой двигателей.

Еще год назад предприятие предлагало «Бычки» с минскими или американскими моторами. Сегодня этот список пополнился болгарскими и французскими дизелями. Что же касается среднетоннажников, то их моторный ряд стал по российским меркам просто огромным.

В него теперь входят не только бензиновый двигатель, «шестьсот сорок пятый» дизель и старая добрая ярославская «шестерка» (правда, в самом современном, более чем двухсотсильном исполнении), но еще и минский рядный шестицилиндровый двигатель, а также – теперь уже официально – ЗИЛ-550 Уральского автомоторного завода. «Моторная проблема» до сих пор многими руководителями автомобилестроительной отрасли называется как главная ее беда. Но время идет. И, похоже, решение этой «беды» будет найдено: собственными силами или с помощью зарубежных компаний. Этим мы, пожалуй, и ограничимся. Ну, а тех, кому полученной информации не достаточно, отсылаем на стенд АМО ЗИЛ на МIМS-2000, где они смогут узнать абсолютно все и непосредственно от заводских специалистов.