АМО ЗИЛ: Программа качества

Е. Подшибякин, зам. гендиректора АМО ЗИЛ по качеству – начальник УКК

Все прекрасно понимают, что выживаемость людей и завода в условиях рыночных преобразований, где основное условие стабильного сбыта выпускаемой продукции лежит как в постоянном улучшении конструкторско-технологических решений, так и в ужесточении личной ответственности в необходимости постоянного повышения качества автомобильной техники.

Хотим выжить, хотим большей зарплаты, значит должны думать, как активизировать свои внутренние ресурсы, ресурсы каждой функциональной службы. Анализ рекламационных претензий по головному заводу и дочерним предприятиям АМО ЗИЛ показывает, что сертификация систем качества производства требуется не только на них, но и на заводах-поставщиках. При этом нельзя делать систему ради сертификации. Главная задача – усовершенствовать собственное управление системой. Проведенный совместно с аудиторской фирмой анализ показал, что необходимо усилить требования к качеству поставок.

АМО ЗИЛ стремится достичь стабильного финансового положения за счет повышения технического уровня продукции, совершенствования условий производства, непрерывного обучения и повышения квалификации персонала, сертификации продукции и систем качества для формирования устойчивого доверия потребителей к нашей продукции.

Только постоянный анализ на каждом рабочем месте причин, влияющих на стабильное качество, а также усиление роли анализа каждой структурной службой своей хозяйственной деятельности, может привести к положительным результатам труда.

Переход от сортировочной проверки и разбраковки к достижению качества на каждом рабочем месте в технологической цепочке, когда за качество отвечает конкретный работник, являющийся основным контролером произведенной работы – одно из стратегических направлений в системе управления качества на которое нацелены все производственные коллективы завода.

Мы стремимся улучшать, совершенствовать и строго контролировать производство. В программах качества, разработанных каждым производственным подразделением на базе стандарта ИСО 10005:1995, сосредоточены основные направления деятельности по улучшению качества. Это базовые документы. От того, как эффективно они разработаны и реализовываются, и будут зависить многие конечные результаты по качеству выпускаемой заводом продукции.

Существующий в настоящее время уровень развития системы качества АМО ЗИЛ позволяет соответствовать требованиям, предъявляемым при обязательной сертификации продукции. Однако для того, чтобы не утратить привлекательность для партнеров как объект инвестиций и экспортера продукции, участия в совместных проектах, повышения конкурентоспособности, а также соответствия требованиям, предъявляемым при лицензировании отдельных видов деятельности и получении государственного заказа, необходимо ускорить работы по практической реализации современных принципов системного управления качеством. В связи с этим создание, внедрение и сертификация систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО серии 9000, является первоочередной задачей для всех предприятий, входящих в АМО ЗИЛ.

На головном заводе АМО ЗИЛ работы по созданию современной системы качества проводились в соответствии с Программой, утвержденной приказом Генерального директора в 1997 году. За этот период была проведена подготовка кадров, создана система внутренних проверок, определена структура документации системы качества и разработана большая часть необходимых документов.

Длительное время в АМО ЗИЛ успешно функционировала комплексная система улучшения качества продукции (КС УКП), которая позволяла последовательно совершенствовать технологию и контроль и обеспечивать качество технической документации. Поэтому при создании документированной основы системы качества, в первую очередь, был проведен пересмотр комплекса стандартов КС УКП с целью определения их пригодности для использования в системе качества по модели ИСО 9001:94. Параллельно были начаты работы по созданию документированных процедур системы качества, описывающих деятельность по обеспечению требований отдельных элементов ИСО 9001:94.

Для успешной подготовки к сертификации системы качества головного завода во втором полугодии 1999 года к работам была привлечена консалтинговая фирма HПП «Пирс-консалт», являющаяся консультантом по внедрению стандартов ИСО серии 9000 на таких крупных предприятиях автомобилестроения, как ГАЗ и ЗАЗ. При непосредственном участии экспертов этой фирмы проведено полное обследование системы качества производства грузовых автомобилей ЗИЛ, что позволило подготовить рекомендации по ее совершенствованию и обеспечению сертификационных требований.

Итоги проведенной работы заслушаны на Технико-экономическом совете АМО ЗИЛ, который состоялся в сентябре 1999 года и определил основные направления дальнейших работ.

Большое внимание уделяется руководством АМО ЗИЛ и вопросу внедрения современных систем качества на дочерних предприятиях объединения. Так, успешно осуществили полный комплекс необходимых работ и получили сертификаты установленного образца Уральский автомоторный завод, Мценский завод алюминиевого литья, Сердобский машиностроительный завод, Смоленский автоагрегатный завод.

Мероприятия, проведенные в рамках создания и совершенствования системы качества, позволили уже в 1999 году снизить рекламационные дефекты автомобилей ЗиЛ на 30% по сравнению с 98-м при увеличении реализации на 9,6%.

Е. Подшибякин, зам. гендиректора АМО ЗИЛ по качеству – начальник УКК Основные Средства 06'2000 20 мая 2005

Комментарии (0)