Мультилифты
Новинки на рынке
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
 1
Ведущие мосты грузовиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке

«Автодизель» на рубеже столетий

Е. Адоньева

Открытое акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод) является одним из старейших предприятий российского автомобилестроения. С двадцатых годов завод изготавливал тяжелые грузовики – поначалу трех-, а потом и четырех-, пяти-, восьми- и даже двенадцатитонные. Строились на нем также троллейбусы и автобусы. Моторостроение началось для предприятия в 1946 году, когда стали выпускать двух- и трехосные грузовики ЯАЗ-200/210 и двухтактные дизели к ним. Позднее производство автомобилей передали в Минск и Кременчуг, а завод в Ярославле остался моторостроительным.

С 1958 года Ярославский моторный завод специализируется на разработке и производстве четырехтактных дизель-моторов многоцелевого назначения, коробок передач, сцеплений и запасных частей к ним. За это время на внутренний и международный рынки было поставлено около четырех миллионов двигателей с маркой ЯМЗ.

Сегодня «Автодизель» выпускает два семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизелей в V-образном исполнении мощностью от 180 до 730 л.с., включающих 28 базовых модификаций и свыше 70 версий. Ярославские моторы устанавливаются более чем на 280 объектах, причем номенклатура продукции постоянно расширяется за счет применения дизелей ЯМЗ на перспективных и модернизированных образцах техники, в том числе на магистральных автомобилях МАЗ, КрАЗ, УралАЗ, ЗиЛ; карьерных и внедорожных машинах БелАЗ, МоАЗ; промышленных и сельскохозяйственных тракторах, погрузчиках Чебоксарского, Харьковского, Кировского заводов (г. Санкт-Петербург); специальных транспортных машинах и специзделиях МЗКТ, КЗКТ, ИЗТМ, БАЗ, Арзамасского машзавода; зерно- и кормоуборочных комбайнах «Ростсельмаш» и Красноярского завода; экскаваторах, кранах, дорожных катках, автогрейдерах; автомотрисах, путевых железнодорожных машинах; автобусах МАЗ, ЛАЗ, МАРЗ, «Волжанин»; на катерах; на дизель-электрических и компрессорных станциях, буровой технике.

Ярославские дизели ценят за надежность и экономичность при работе в различных климатических условиях в диапазоне температур от –45°С до +50°С, простоту обслуживания, значительный ресурс (10 тысяч часов или 450 тыс. км пробега). Убедительной демонстрацией высокого уровня лучших ярославских моторов стали яркие победы автомобилей КамАЗ с 830-сильными дизелями ЯМЗ-846 в престижных ралли-марафонах «Париж – Пекин '95», «Гранада – Дакар '96», «Париж – Улан-Батор '96», в Кубке мира по ралли-рейдам 1997 года и самая последняя победа, завоеванная в этом году.

На предприятии ведутся целенаправленные работы по совершенствованию серийной продукции и созданию новых моделей с учетом международных требований и стандартов. Сегодня основные модификации транспортных дизелей ЯМЗ с наддувом и интеркулером имеют Международные сертификаты Euro-2.

ЯМЗ-236М2

Основу производственной программы предприятия по-прежнему составляют дизели ЯМЗ-236, -238 и -240. Резервы, заложенные в исходную конструкцию, оказались достаточными, чтобы после двухэтапной модернизации, эти моторы остались привлекательными для покупателей и пользовались спросом в России и СНГ. Благодаря современным способам улучшения наполнения цилиндров и смесеобразования, повышению энергии впрыска топлива, оптимизации фаз газораспределения, снижению потерь на трение, применению турбонаддува, понижению максимальной частоты вращения коленвала двигатели получили больший ресурс, стали меньше расходовать топлива и масла, сократились токсичность и дымность отработавших газов.

После завершения к концу 80-х годов первого этапа модернизации минимальный удельный расход топлива был снижен с 238 до 218 г/кВ•ч (161 г/л.с.•ч). За счет усовершенствования (форма, зазоры) деталей цилиндро-поршневой группы угар масла сократился до 0,6 % от расхода топлива. Одновременно ресурс двигателей вырос до 350 тыс. км пробега автомобиля или 8 тыс. моточасов.

Второй этап модернизации позволил к середине – концу 90-х годов довести минимальный удельный расход топлива у безнаддувных двигателей до 213 г/кВт•ч (156 г/л.с.•ч), а у дизелей с наддувом – до 204 г/кВт•ч (150 г/л.с.•ч); угар масла уменьшился до 0,5 % от расхода топлива, а ходимость двигателей до капитального ремонта возросла до 450 тыс. км пробега автомобиля или 10 тыс. моточасов. Более благоприятной стала и картина с выбросами вредных веществ.

ЯМЗ-8421

Достигнутые результаты – плод длительной работы, в ходе которой было внедрено в производство более 200 конструкторско-технологических решений, каждое из которых улучшало, и порой весьма значительно, тот или иной показатель дизелей. В частности, моторы получили более производительные ТНВД, поршни с измененной камерой сгорания и износостойкой нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо, которое получило хромовое покрытие и бочкообразную рабочую поверхность. Всего же колец стало вместо пяти – по четыре на каждый поршень. Удачно подобранный надпоршневой зазор и фторопластовое кольцо газового стыка благотворно сказались на расходе топлива и дымности выхлопа.

Двигатели получили также новую систему наддува с турбокомпрессором К-36, имеющим повышенный КПД; новые коленчатые валы, измененные вкладыши подшипников коленвала, усовершенствованный шатун. Более современными стали системы очистки масла и топлива, охлаждения дизелей. В частности, масляный фильтр теперь стал полнопоточным, со сменным бумажным элементом; он оборудован сигнализатором загрязненности. Перечень улучшений можно было продолжить.

Второе семейство дизелей ЯМЗ-840 выпускается в 8- и 12-цилиндровом исполнении. Их мощность варьируется от 270 до 730 л.с. Производственные мощности для их выпуска находятся в Тутаеве, вблизи Ярославля. В отличие от дизелей ЯМЗ-236, -238, -240, имеющих размерность цилиндра 130 х 140 мм, моторы нового семейства имеют размерность 140 х 140 мм, которая дает стандартный для многих европейских и американских моторов объем цилиндра в 2 литра.

Дизели имеют многие прогрессивные конструктивные особенности, обеспечивающие им высокую конкурентоспособность на рынке. Четырехклапанная индивидуальная головка цилиндра и оригинальные вильчатые коромысла для привода одноименных клапанов улучшают процесс газообмена и повышают технико-экономические характеристики агрегата. Турбонаддув с охладителем наддувочного воздуха способствует еще и снижению вредного воздействия отработавших газов на окружающую среду. Встроенный в систему охлаждения высокоэффективный масляный радиатор обеспечивает стабильность поддержания оптимального теплового режима дизеля. Поршень с нирезистовой вставкой под верхнее кольцо отличается повышенной износостойкостью поверхности канавки, а охлаждение внутренних полостей поршня маслом снижает в области верхнего кольца температуру до требуемой для надежной работы величины.

ЯМЗ-238Б

На дизелях семейства ЯМЗ-840 применяется жесткая конструкция газового стыка со стальной прокладкой, что способствует уменьшению вредных объемов камеры сгорания по периферии стыка, а это, в свою очередь улучшает экономические показатели, упрощает изготовление головки блока и предоставляет возможность многократного демонтажа головки без замены прокладок.

Гаситель крутильных колебаний у этих моторов – жидкостный, что уменьшает напряжения кручения в вале и способствует более надежной работе шестерен привода.

Не обойдены вниманием и технологические особенности. Например, полноопорный коленчатый вал с противовесами выполнен из стали и подвергнут поверхностному упрочнению газовым азотированием, в результате чего его шейки имеют высокие износо- и задиростойкость, а также прочность. Коренные и шатунные вкладыши – с трехслойным покрытием, что увеличивает долговечность подшипников. Для изготовления деталей привода клапанов использованы новые материалы, а для повышения их работоспособности и надежности используются процессы химико-термической и термообработки, сокращающие периодичность регулировки тепловых зазоров.

Сегодня «Автодизель» активно работает над развитием новых конструкций и модернизацией старых двигателей, повышением их технического уровня, качества и надежности, созданием новых перспективных моделей. Вот лишь некоторые направления такой работы: переход на систему питания типа common rail; дальнейшее совершенствование систем наддува, создание нового семейства рядных четырехцилиндровых дизелей, уменьшение гидравлического сопротивления впускного тракта, смещение максимального крутящего момента по скоростной характеристике в сторону меньшей частоты вращения коленвала, оптимизация параметров и фаз газораспределения, а также других параметров рабочего цикла.

ЯМЗ-850

Предстоит большая работа по замене на производстве дизелей семейства ЯМЗ-236/-238/-240 на новые ЯМЗ-7601(V6) с диапазоном по мощности от 230 до 300 л.с. и ЯМЗ-7511(V8) с диапазоном по мощности от 300 до 420 л.с. Эти двигатели отвечают международным экологическим нормативам Euro-1 и Euro-2 и по заказам уже сейчас собираются в ограниченном количестве.

Завод ставит себе задачу в ближайшей перспективе обеспечить в дизелях ЯМЗ снижение удельного расхода топлива до 177 – 190 г/кВт·ч (130 – 140 г/л.с.·ч), уменьшения расхода масла на угар до 0,1 % расхода топлива, повышения ресурса до 1 млн. км пробега или 20 тыс. моточасов, достижения экологических показателей, соответствующих современным и перспективным европейским стандартам.

Е. Адоньева Основные Средства 06'2000 20 мая 2005

Комментарии (0)