Scania

В. Мамедов

Наш северный сосед, Швеция, занимает пятое место в Европе по территории (после России, Украины, Испании и Франции) при населении всего девять миллионов человек. Высокий уровень жизни шведов определяют как природные богатства страны (высококачественная железная руда, лес, гидроэнергетика), так и высокоразвитая промышленность, например, машиностроение, экспортирующее 80 – 90% своей продукции. А чтобы преуспеть в экспорте, необходимо быть лучшими в своей сфере деятельности или быть среди лучших... И фирмам Швеции это удается.

Делать товары качественными, «на века», наладить в дальнейшем их отличный сервис – это шведы могут, в том числе, и из-за особенностей национального характера, который закален многовековой борьбой с суровой северной природой, скалами, мешающими строительству дорог и городов, нелегким трудом по налаживанию разумной и планомерной жизни, где нет места халтуре, браку, нелепым ошибкам. Отсюда и стремление страны к неучастию в военных конфликтах, воспитанию молодежи в духе основательного и педантичного подхода к любой работе. Все это проявляется в конструкциях шведских автомобилей. Марки Volvo, SAAB, Scania заслуженно пользуются репутацией надежных и солидных.

За свою более чем столетнюю историю Scania превратилась из каретной фабрики в одного из крупнейших в мире изготовителей тяжелых (полной массой свыше 16,0 т) грузовиков и автобусов. На заводах фирмы в Швеции, Голландии, Франции, Бразилии, Аргентине, Польше занято свыше 18 тысяч человек. Еще столько же занимаются продажами и обслуживанием продукции фирмы в 100 странах.

По выпуску грузовиков фирма занимает пятое место в мире, по выпуску автобусов – четвертое. Последняя разработка фирмы – магистральный тягач четвертого поколения в 1996 году завоевал почетный титул «Грузовик года».

Проанализировав деятельность основных конкурентов, руководство компании еще несколько десятков лет назад отказалось от всех других типов грузовиков кроме тяжелых. Почему? Ответ простой: именно они дают наибольшую прибыль. Зато семейство выпускаемых машин включает до 4 000 модификаций (!), отличающихся друг от друга вариантами базы, колесными формулами, кабинами, агрегатами, различным дополнительным оборудованием. И это при том, что каждый автомобиль выделяется своими потребительскими качествами, эксплуатационными характеристиками, высокой степенью безопасности при движении, экономичностью, легкостью управления.

Scania не работает «на склад». Каждый собранный автомобиль является уже проданным, он сделан строго по заказу конкретного клиента, оптимален по конструкции для определенных условий работы. Интересно, что в Европе невозможно найти два одинаковых грузовика фирмы, если их собирали не по единой спецификации.

Еще одна любопытная особенность: все основные агрегаты автомобилей – двигатели, коробки передач, мосты, рамы, кабины – разработаны в Техническом центре компании и изготовлены на собственных заводах. Поэтому каждый узел грузовика или автобуса гармонично соответствует не только своему назначению, но и всем остальным звеньям конструкции. В процессе эксплуатации все агрегаты способна обслужить единая фирменная мастерская, а это тоже существенный плюс, выражающийся в конкретных цифрах прибыли.

Интересно познакомиться с тем, как создаются новые поколения грузовиков. В основе процесса – принцип детского конструктора ЛЕГО, или иными словами: «модульная концепция». Конструкторы разрабатывают ограниченное количество компонентов кабины, двигателей, коробок передач, мостов, рам – с тем, чтобы, комбинируя эти компоненты-модули, «собрать» нужную клиенту конструкцию, реально выполнимую на производстве и экономически эффективную как для покупателя, так и для завода. Что и говорить, насколько при этом сокращается количество запасных частей для обслуживания парка грузовиков, облегчается их ремонт, снижается стоимость выпуска продукции по сравнению с оригинальными разработками!

Но, пожалуй, главное, что отличает подход при выпуске машин – это особое, трепетное отношение к качеству. Все известные способы его достижения при сборке не удовлетворили шведов. Поэтому с апреля 1989 года Scania внедрила свой собственный способ работы, назвав его групповым. Конвейер разделен на группы постов с небольшим количеством рабочих. К примеру, одна группа включает четыре поста, на каждом из которых занято по два человека. Каждый рабочий выполняет определенную работу, однако бригадир имеет право перераспределить обязанности. Понятия «мастер» здесь нет. Бригадира выбирает бригада («шведская демократия») и она же отвечает за выполненную работу, то есть за качество сборки грузовика. Раз в году сборочная бригада посылается работать в цех испытаний водителями. Это сделано для того, чтобы рабочие яснее понимали свою ответственность за итог всей деятельности завода и более сознательно и профессионально подходили к делу.

Еще один пример. У нас литейное производство всегда считалось вредным для здоровья. На Scania так не считают и вот почему. В светлых цехах литейного завода с высочайшей степенью автоматизации и прекрасной очисткой воздуха для рабочих и всего персонала созданы замечательные условия работы. С какой целью? Для того же: для достижения высочайшего качества выпускаемой продукции! А почему Scania не закупает литье у фирм-поставщиков, как делают ее конкуренты? Ответ простой: чтобы быть уверенным в качестве литья – лучше делать его самим.

Грузовики Scania – самые дорогие. И вместе с тем их выпуск неуклонно растет. За все послевоенное время еще ни разу у фирмы не было ни одного года без прибыли по итогам года. Огромные средства вкладываются в совершенствование конструкции машин, разработку новых агрегатов, реализацию программ по снижению вредного воздействия на окружающую среду. Последний проект: разработка и постановка на производство грузовиков четвертого поколения обошелся в 3,6 миллиарда шведских крон, а окупился уже через пять лет! Еще несколько впечатляющих цифр: стараниями разработчиков за последние 20 лет удалось сократить расход топлива на тонно-километр транспортной работы машины на 50%, аэродинамическое сопротивление поездов уменьшить на 35%, а КПД двигателей увеличить на 10%. И это при резком снижении токсичности их выхлопа, уменьшении объема технического обслуживания, повышении безопасности машины.

Сколько же лет работает грузовик Scania до «списания»? Статистика показывает: в среднем 15 лет, при этом его пробег достигает 2,5 – 3,0 миллиона километров. С 1990 года, когда начали фиксировать официальные продажи, в Россию было продано около 300 новых машин, гораздо больше поступило в нашу страну подержанных автомобилей этой марки, что с учетом их большого ресурса представляется естественным. Сегодня общий парк Scania в России оценивается тысячами штук.

Постепенно в СНГ расширяется сеть станций технического сервиса. Сейчас тягачи Scania можно обслужить в Санкт-Петербурге, Москве, Курске, Минеральных Водах, Киеве, Бресте, Одессе и других. На фирме подумывают об открытии в будущем сборочного производства в России, чтобы снизить цену на машины, преодолев таможенные барьеры. В соседней Польше это оказалось хорошим решением: ни один автомобиль в эту страну уже не поставляется в собранном виде. А пока, учитывая нашу реальную налоговую политику, финансовое подразделение компании разработало программу поддержки российских транспортников, предоставляя им машины в лизинг.

По случаю открытия технического центра компании Scania в Москве летом прошлого года столицу посетил Президент фирмы Лейф Остлинг. Он дал пресс-конференцию, где присутствовали представители и нашего журнала. Инженер и экономист, опытный и уважаемый на фирме руководитель, он оказался и оптимистом в вопросе развития бизнеса в России. «Терпение и надежды на лучшие времена, изучение рынка России, планомерное увеличение сети дилеров и качественное обслуживание грузовиков», – все это, по его словам, определяет главные направления политики фирмы в СНГ и весьма точно передает те же особенности «шведского» характера, о которых мы упоминали в начале статьи. Такой подход, как считают на фирме, и должен обеспечить успех ее продукции в нашей стране.