«Водник» – вездеход, каких не было

В. Мамедов

Автомобиль, о котором идет речь, создан около десяти лет назад. Тогда, в конце 80-х, военные поставили перед конструкторами Горьковского автозавода сложную, но интересную задачу: спроектировать универсальное многоцелевое транспортное средство, предназначенное для создания на его базе разнообразных автомобилей специального назначения. Среди них должны были быть: транспортер для перевозки личного состава, медицинский автомобиль, автомобиль техпомощи, бронетранспортер с вращающейся пулеметной башней и другие. Все машины предполагалось выполнить плавающими и с очень высокими показателями проходимости. Наиболее известные зарубежные аналоги таких вездеходов – американский Hummer, швейцарский MOWAG Eagle II, итальянский A.R.I.S.VAT.

В результате нескольких месяцев компоновочных работ специалистам удалось разработать концепцию вездехода, наиболее полно отвечающую предъявляемым требованиям. Автомобиль получался очень оригинальным и перспективным как для армии, так и для использования на гражданском поприще.

«Водник» – такое название получила машина – интересен тем, что сконструирован по модульной схеме. В его основе – несущий открытый стальной корпус корытообразной формы. Его борта сверху снабжены фланцем, к которому крепится передний модуль, включающий в себя кабину и кожуха, закрывающие моторное отделение.

В качестве заднего модуля, закрепляемого на корпусе аналогично переднему, может использоваться целое семейство взаимозаменяемых отсеков, позволяющих за очень короткое время, в том числе и в полевых условиях или во время боевых действий изменить специализацию машины.

Арзамасский машиностроительный завод, где выпускают «Водники», предлагает два варианта базовой версии: с двухместной кабиной (ГАЗ-3937), в ней водитель и пассажир сидят друг за другом, и с трехместной, выдвинутой вперед (ГАЗ-39371) и отличающейся более легким доступом внутрь. С закрытым задним пассажирским модулем «Водник» чем-то напоминает черепаху, к которой приделали колесный ход.

Установленные продольно лавки заднего отсека могут принять восемь человек. Там же можно разместить четырех раненых на носилках, если отсек переоборудован под отделение машины «скорой помощи». Силовой агрегат, включающий дизельный мотор, пятиступенчатую коробку передач и соединенную с ней двухступенчатую раздаточную коробку, расположен за передними колесами, в пределах базы, со смещением вправо по ходу движения. Привод передних колес – отключаемый, главные передачи снабжены кулачковыми дифференциалами.

Покупателю предлагают на выбор три мотора: новый четырехцилиндровый дизель ЯМЗ-460 рабочим объемом 4,0 л, мощностью 160 л.с. при 2 400 об/мин, отличающийся высокой тягой на низких оборотах (максимальный крутящий момент в 588 Н·м достигается при 1 600 об/мин), японский, фирмы Hino (пять цилиндров, 6,63 л, 165 л.с. при 2 900 об/мин) или ГАЗ-560.

При солидных габаритах и массе (от 6,6 до 7,5 т) «Водник» имеет очень высокую проходимость, которая в значительной степени обусловлена БТРовскими колесами с шинами 13.00-18 с редукторами. Именно редукторы помогли получить клиренс, равный 475 мм, что при ровном днище позволяет машине уверенно двигаться по снежной целине.

Так же, как и на БТР давление воздуха в шинах во время движения можно изменять от 0,7 до 2,8 атм. Длинноходная торсионная подвеска всех колес на сдвоенных поперечных рычагах обеспечивает «Воднику» хорошую плавность хода, несмотря на отсутствие амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости. Автомобили, выпускаемые сегодня, имеют в приводе к ведущим колесам обычный карданный шарнир вместо более привычного и распространенного шарнира равных угловых скоростей.

Наконец, о соответствии названия вездехода его свойствам. «Водник» уверенно плавает, достигая на воде скорости 4 км/ч, благодаря вращающимся задним ведущим колесам. Те, кому нужно двигаться быстрее за дополнительную плату могут заказать на заводе установку водомета. Автомобиль легко поднимается из воды по рыхлому, сыпучему или вязкому грунту. В крайнем случае для самовытаскивания можно использовать лебедку. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к амфибиям, все тормоза герметичные.

Участие вездеходов «Водник» в различных показах военной техники зарубежным заинтересованным организациям выявило большой интерес к машинам и желание приобрести их. Среди многих отмеченных характеристик автомобиля – высокая максимальная скорость движения по асфальту (130 – 140 км/ч), хорошая приемистость, большой запас хода (1 000 км с одной заправкой), удобство доступа к силовому агрегату для его обслуживания.

Российские нефтяники, геологи, егери также высоко оценили машину. В настоящее время завод активно работает над мирными вариантами вездехода. Все это подтверждает уверенность, что полнокровная жизнь «Водника» только начинается, а работы для него хоть отбавляй.