Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»

Новое поколение зиловских богатырей

В. Аляев, фото Ю. Ерина, «ЗИЛвизион»

Развитие автомобилизации еще в первой половине ХХ столетия привело к созданию специализированных автомобилей. Среди них наибольшее распространение получили седельные тягачи и самосвалы. Именно в этих категориях машин АМО ЗИЛ подготовил новинки.

Отечественные седельные тягачи родились в начале 30-х годов. Первый из них носил марку АМО-7 и был построен на московском заводе в 1932 году. А через год начали выпускать седельный тягач ЗИС-10 – модификация ЗИС-5. Он мог буксировать одноосный полуприцеп общим весом 6 000 кг и развивал наибольшую скорость 48 км/ч. Выпуск этих автомобилей продолжался до 1946 года.

С появлением каждой следующей модели ЗИЛ изготавливал на ее базе седельные тягачи. ЗИЛ-120Н мог буксировать полуприцепы общим весом 9 500 кг. Пришедший ему на смену ЗИЛ-130В имел более мощный двигатель и работал с полуприцепом общим весом 10 500 кг. Сегодня модельный ряд автомобилей этого класса значительно расширен. Из ворот завода выходят седельные тягачи для автопоездов грузоподъемностью от 13 до 20 тонн и выше. Недавно семейство зиловских богатырей пополнилось еще одной моделью.

Новинка получила индекс ЗИЛ-541700. Она представляет собой двухосный магистральный седельный тягач, который может буксировать полуприцеп полной массой 19,1 тонны. Дизельный двигатель ЗИЛ-6453.10 с турбонаддувом мощностью 154 кВт/210 л.с. может разгонять автомобиль до 90 км/ч. Машина снабжена жидкостным подогревателем, позволяющим разогревать дизель перед зимним пуском или автоматически поддерживать заданную температуру в его системе охлаждения и кабине водителя во время длительных стоянок.

Конструкторы-дизайнеры сделали немало для того, чтобы автомобили такого класса оснащались современной кабиной с отличной звуко- и теплоизоляцией. Эта кабина просторна, посадка в нее не вызывает затруднений. Она имеет собственную торсионную подвеску и амортизаторы. В сочетании с подрессоренным сиденьем все это обеспечивает человеку за рулем хорошую виброзащиту. Кабина имеет два спальных места и создает отличные условия для работы экипажа в дальних рейсах.

Среди специализированных автомобилей самую многочисленную группу составляют самосвалы. Без них не может обойтись ни одна строительная площадка. Вывоз грунта, доставка строительного раствора, щебня и других сыпучих материалов – вот основное поле их деятельности.

Первый отечественный самосвал изготовил Ярославский государственный автомобильный завод («ЯГАЗ») в 1935 году на шасси грузовика ЯГ-4. Чуть позже различные авторемонтные заводы и тресты, например, «Мосавтогруз», стали осваивать производство самосвалов на базе грузовиков ЗИС-5.

Первые самосвалы снабжались ручными подъемниками. Наклон кузова назад производился тросом, намотанным на барабан ручной лебедки, установленной на колонках между кабиной и грузовой платформой. Время подъема платформы составляло 4 минуты, а угол наклона 480. Грузоподъемность самосвалов того поколения не превышала и трех тонн. Потом стали появляться самосвалы с гидравлическими подъемниками. Еще в предвоенные годы Московский завод «Аремз» сделал конструкцию гидравлического самосвала на базе ЗИС-5 с опрокидыванием кузова на три стороны. Время разгрузки сократилось до 7 – 8 секунд.

За прошедшие десятилетия самосвалы постоянно совершенствовались. И вот очередным итогом совместной работы специалистов АМО ЗИЛ, АО «Метровагонмаш» и Ярославского «Автодизеля» стал мощный самосвал ЗИЛ-ММЗ-452000, который может перевозить 10 500 кг груза. Базой этой машины стало шасси ЗИЛ-640902 с колесной формулой 6 х 4, в подкапотное пространство которого установлен ярославский дизель ЯМЗ-236А. Эта V-образная «шестерка» развивает мощность 143 кВт/195 л.с. Мощный стартер в сочетании с электрофакельным устройством обеспечивает хорошие пусковые качества двигателя. Предпусковой подогреватель позволяет запустить двигатель при –50°С, а также автоматически поддерживать заданную температуру в системах охлаждения двигателя и отопления кабины.

Автомобиль оснащен восьмиступенчатой коробкой передач. А увеличить тяговое усилие в условиях бездорожья помогает межосевой дифференциал. Термо- и шумоизолированная просторная кабина обеспечивает максимальные удобства и комфорт водителю. Изготовленная АО «Метровагонмаш» из тонколистовой стали и гнутых профилей платформа вмещает 8 м3 насыпных или навалочных грузов. Задний борт платформы открывается. Управление запорами заднего борта – автоматическое, может переключаться на ручное. Управление гидравлическим опрокидывающим устройством производится дистанционно, включением коробки отбора мощности и насоса электропневматическим устройством из кабины водителя. Время подъема/опускания груженой платформы – 15 секунд. Угол ее подъема – 50°.

Для установки и снятия запасного колеса, расположенного на переднем борту грузовой платформы, используется лебедка, которая обеспечивает его быструю и безопасную смену.

Новый самосвал ЗИЛ-640902 может успешно эксплуатироваться на строительных площадках и добывающих карьерах.

В. Аляев, фото Ю. Ерина, «ЗИЛвизион» Основные Средства 02'2000 8 апреля 2005

Комментарии (0)