Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Конструкции автобусов для линий BRT
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий

Новое поколение зиловских богатырей

В. Аляев, фото Ю. Ерина, «ЗИЛвизион»

Развитие автомобилизации еще в первой половине ХХ столетия привело к созданию специализированных автомобилей. Среди них наибольшее распространение получили седельные тягачи и самосвалы. Именно в этих категориях машин АМО ЗИЛ подготовил новинки.

Отечественные седельные тягачи родились в начале 30-х годов. Первый из них носил марку АМО-7 и был построен на московском заводе в 1932 году. А через год начали выпускать седельный тягач ЗИС-10 – модификация ЗИС-5. Он мог буксировать одноосный полуприцеп общим весом 6 000 кг и развивал наибольшую скорость 48 км/ч. Выпуск этих автомобилей продолжался до 1946 года.

С появлением каждой следующей модели ЗИЛ изготавливал на ее базе седельные тягачи. ЗИЛ-120Н мог буксировать полуприцепы общим весом 9 500 кг. Пришедший ему на смену ЗИЛ-130В имел более мощный двигатель и работал с полуприцепом общим весом 10 500 кг. Сегодня модельный ряд автомобилей этого класса значительно расширен. Из ворот завода выходят седельные тягачи для автопоездов грузоподъемностью от 13 до 20 тонн и выше. Недавно семейство зиловских богатырей пополнилось еще одной моделью.

Новинка получила индекс ЗИЛ-541700. Она представляет собой двухосный магистральный седельный тягач, который может буксировать полуприцеп полной массой 19,1 тонны. Дизельный двигатель ЗИЛ-6453.10 с турбонаддувом мощностью 154 кВт/210 л.с. может разгонять автомобиль до 90 км/ч. Машина снабжена жидкостным подогревателем, позволяющим разогревать дизель перед зимним пуском или автоматически поддерживать заданную температуру в его системе охлаждения и кабине водителя во время длительных стоянок.

Конструкторы-дизайнеры сделали немало для того, чтобы автомобили такого класса оснащались современной кабиной с отличной звуко- и теплоизоляцией. Эта кабина просторна, посадка в нее не вызывает затруднений. Она имеет собственную торсионную подвеску и амортизаторы. В сочетании с подрессоренным сиденьем все это обеспечивает человеку за рулем хорошую виброзащиту. Кабина имеет два спальных места и создает отличные условия для работы экипажа в дальних рейсах.

Среди специализированных автомобилей самую многочисленную группу составляют самосвалы. Без них не может обойтись ни одна строительная площадка. Вывоз грунта, доставка строительного раствора, щебня и других сыпучих материалов – вот основное поле их деятельности.

Первый отечественный самосвал изготовил Ярославский государственный автомобильный завод («ЯГАЗ») в 1935 году на шасси грузовика ЯГ-4. Чуть позже различные авторемонтные заводы и тресты, например, «Мосавтогруз», стали осваивать производство самосвалов на базе грузовиков ЗИС-5.

Первые самосвалы снабжались ручными подъемниками. Наклон кузова назад производился тросом, намотанным на барабан ручной лебедки, установленной на колонках между кабиной и грузовой платформой. Время подъема платформы составляло 4 минуты, а угол наклона 480. Грузоподъемность самосвалов того поколения не превышала и трех тонн. Потом стали появляться самосвалы с гидравлическими подъемниками. Еще в предвоенные годы Московский завод «Аремз» сделал конструкцию гидравлического самосвала на базе ЗИС-5 с опрокидыванием кузова на три стороны. Время разгрузки сократилось до 7 – 8 секунд.

За прошедшие десятилетия самосвалы постоянно совершенствовались. И вот очередным итогом совместной работы специалистов АМО ЗИЛ, АО «Метровагонмаш» и Ярославского «Автодизеля» стал мощный самосвал ЗИЛ-ММЗ-452000, который может перевозить 10 500 кг груза. Базой этой машины стало шасси ЗИЛ-640902 с колесной формулой 6 х 4, в подкапотное пространство которого установлен ярославский дизель ЯМЗ-236А. Эта V-образная «шестерка» развивает мощность 143 кВт/195 л.с. Мощный стартер в сочетании с электрофакельным устройством обеспечивает хорошие пусковые качества двигателя. Предпусковой подогреватель позволяет запустить двигатель при –50°С, а также автоматически поддерживать заданную температуру в системах охлаждения двигателя и отопления кабины.

Автомобиль оснащен восьмиступенчатой коробкой передач. А увеличить тяговое усилие в условиях бездорожья помогает межосевой дифференциал. Термо- и шумоизолированная просторная кабина обеспечивает максимальные удобства и комфорт водителю. Изготовленная АО «Метровагонмаш» из тонколистовой стали и гнутых профилей платформа вмещает 8 м3 насыпных или навалочных грузов. Задний борт платформы открывается. Управление запорами заднего борта – автоматическое, может переключаться на ручное. Управление гидравлическим опрокидывающим устройством производится дистанционно, включением коробки отбора мощности и насоса электропневматическим устройством из кабины водителя. Время подъема/опускания груженой платформы – 15 секунд. Угол ее подъема – 50°.

Для установки и снятия запасного колеса, расположенного на переднем борту грузовой платформы, используется лебедка, которая обеспечивает его быструю и безопасную смену.

Новый самосвал ЗИЛ-640902 может успешно эксплуатироваться на строительных площадках и добывающих карьерах.

В. Аляев, фото Ю. Ерина, «ЗИЛвизион» Основные Средства 02'2000 8 апреля 2005

Комментарии (0)