Еще один юбиляр

В. Мамедов

Летом позапрошлого года сотни старинных легковых автомобилей марки Renault прошли торжественным маршем по Елисейским полям, знаменуя 100-летие со дня основания компании. В грядущем году снова появится повод для подобного шествия – на сей раз ветеранов-грузовиков. В 2000 году отделение компании Renault V.I. (Renault Vehicules Industries) отмечает 100-летие с того дня, когда основатель фирмы Луи Рено построил свой первый грузовой автомобиль. Строго говоря, он был не настоящим грузовиком, а развозной модификацией легковой машины, имевшей вместо заднего сиденья кузов-фургон, рассчитанный на перевозку 250 кг груза.

Первый автобус Renault, 1906 год

«Стопроцентный» грузовик появился лишь в 1906 году, тогда же фирма начала выпуск автобусов. Вскоре автобусы Renault стали вытеснять конные экипажи на пассажирских маршрутах Парижа, а грузовые автомобили были по достоинству оценены военными: большие заказы последовали от армейских ведомств. Интересно отметить тот факт, что перед началом первой мировой войны большие партии грузовиков были отправлены в Россию. Ими заинтересовались русские специалисты, сумевшие доказать Николаю II, какую важную роль могут сыграть автомобили в будущей войне.

По требованиям французских военных транспортников в 1912 году был создан первый полноприводный грузовик, а вскоре завод в Париже начал выпуск танков, бронеавтомобилей, артиллерийских тягачей, санитарных машин. В 1915-м грузовики, снабженные 15-сильным мотором, уже получили вместо цепного привод на задние колеса карданным валом. Производство было столь широкомасштабным, что к 1918 году выпуск одних только танков достиг трех тысяч единиц.

После войны конструкторы сумели воплотить накопленный опыт в новое, более совершенное поколение грузовиков. Наградой за их труд стала победа марки Renault в конкурсе на надежность среди грузовых машин, организованном французскими автотранспортниками в 1921 году. Новые тормоза, моторы и подвески показали себя с лучшей стороны. Неизменным в те годы было одно: размещение радиатора за мотором перед торпедо, что придавало грузовикам характерный вид.

Легкий фургон Renault АХ 1908 года с двухцилиндровым мотором рабочим объемом 1,2 л

Двадцатые годы оставили след в истории компании созданием удачных трехосных машин, успешно проявивших себя в многочисленных пробегах по Африке и Южной Америке. Модельный ряд включал в себя варианты с классической кабиной за двигателем и кабиной «вагонной» компоновки. Впервые появились междугородные шестиколесные автобусы, оборудованные спальными местами, специально разработанные для 1 500-километровых туристических маршрутов. С 1935 года на автомобили фирмы стали устанавливать дизельные двигатели, а в конце 39-го, по данным статистики, доля грузовиков и автобусов марки Renault в общем парке эксплуатирующихся во Франции машин составила 40%.

Во время фашистской оккупации парижский завод в Бийянкуре выпускал танки Daimler-Benz. Авиация союзников многократно бомбила его цеха, превратив предприятие в руины. После войны Луи Рено был осужден как пособник фашистов. Компания же, превратившись из частной в государственную, получила средства к восстановлению производства. В конце 1946 года увидел свет первый послевоенный грузовичок Juva Van, положивший начало новой гамме моделей легких развозных машин грузоподъемностью от 0,3 до 2,5 т.

Для усиления позиций на европейском рынке несколько французских компаний, трудно переживающих послевоенную разруху, решили объединиться в одну, под маркой Saviem. Грузовое отделение Renault, наряду с компаниями Somua, Latil, Chausson, Isobloc и Floriat, вошло в это объединение, располагая однако достаточно большим пакетом акций новой фирмы.

Сборка танков в 1918 году

В последующие годы основную прибыль фирме Renault приносили переднеприводные фургоны Estafette грузоподъемностью 800 кг, имевшие кабину над двигателем и продержавшиеся в производстве 20 лет, а также грузовые версии легковой модели Renault-4. В 60-е годы было налажено сотрудничество между компанией Saviem и MAN, а также крупным и старейшим во Франции производителем грузовиков –- фирмой Berliet (основана в 1894 году). Сама жизнь подталкивала автостроителей к унификации агрегатов, кабин, снижению издержек на разработку новой техники. Постепенно сформировался так называемый «Клуб четырех», куда вошли Saviem, DAF, Magirus и Volvo.

Чтобы усилить влияние французских компаний в Европе в середине семидесятых годов произошло слияние фирм Saviem и Berliet с последующей реорганизацией объединения в многопрофильную компанию Renault Vehicules Industries (1978). Первой поддержкой новой фирме послужил заказ от парижского муниципалитета на 10 тысяч городских автобусов.

Неизбежная унификация и стандартизация агрегатов, производимых на десятке заводов объединившихся фирм, привела к любопытному исходу: ромб компании Renault стал эмблемой объединения, а в само название вошла фамилия основателя этой фирмы. Все другие марки канули в лету.

1979 год принес «революционное» соглашение с американской фирмой Mack о начале технического сотрудничества, которое привело в 90-м к полному поглощению заокеанского партнера.

В 1941 году выпускались автомобили, работающие на древесном газе

К 1992 году Renault V.I. владела также европейскими заводами компании Dodge и имела значительный технический потенциал, возможности которого подтверждает присуждение ее моделям почетных титулов Truck of the Year (грузовики Renault серии 6260/290 в 1983-м) и Coach of the Year (автобус FR1), а также созданием в 1990 году во многом уникального магистрального тягача АЕ 300 Magnum, впервые в Европе оснащенного дизелем мощностью свыше 500 л.с. В 96-м было подписано важное соглашение с General Motors о производстве малотоннажных грузовиков Master модели 1997 под маркой Opel Arena. Тогда же к группе RVI присоединился чешский завод Karosa и появилось семейство тягачей Premium, спроектированное «с чистого листа» за три года.

В прошлом году компания Renault V.I. выпустила 71 870 автомобилей полной массой свыше 3,5 т, из которых 32 877 грузовиков было произведено в США. 52 993 транспортных средства были изготовлены в Европе, в это число входит 3 864 автобуса, из которых 1 145 построил чешский филиал Karosa. По прошлогодним данным на долю Renault V.I. на европейском рынке приходится 10,8 % от общего числа грузовиков полной массой свыше 5,0 т и 12,1 % грузовиков, масса которых превышает 16 т. Заокеанское отделение Mack Trucks производит в США 12,8 % транспортных средств класса 8 (общая масса свыше 16,0 т).

Автобус Renault FR1, 1983 год

С 1 января нынешнего года Renault V.I. и IVECO объединили свои усилия по выпуску автобусов, создав компанию IrisBus, которой владеют на паритетной основе.

Гамма транспортных средств, выпускаемых на заводах Renault V.I., включает грузовики полной массой от 3,5 до 44 т, а также городские, междугородные и туристические автобусы. Основные заводы находятся во Франции (5), в США (3), а также в Испании (1). Сборочные производства работают в Марокко, Новой Зеландии и Венесуэле. С 1 января автобусный завод в г. Аннонэ (Франция), чешский филиал Karosa и французский завод компании Heuliez Bus, присоединившейся к Renault V.I. в прошлом году, вошли в состав IrisBus.

Еще одно событие этого года – Renault V.I. стала партнером московского ЗИЛа. Предполагается сборка в российской столице грузовиков французской фирмы и оснащение машин ЗИЛа дизелями Renault. Остается лишь надеяться на скорую и успешную реализацию всего задуманного.


В. Мамедов Основные Средства 11'1999 30 сентября 2005

Комментарии (0)