Стратегия выживания

Е. Соболева

8 июля 1999 года Уральский автомобильный завод отметил 55-летнюю годовщину выпуска первого автомобиля, и в честь этого события одной из звезд в созвездии Рака присвоено имя – УралАЗ. Как и любой юбилей
на российском производственном предприятии, праздничная дата стала одновременно и очередным рубежом подведения итогов.

Самосвал Урал 55571

Тяжелое экономическое положение страны и политика руководства завода совместными усилиями загнали его в тупик. Последние несколько лет предприятие производило все меньше и меньше автотехники (1996 г. – 6522 шт., 1997 г. – 5 285 шт.) и наконец в 98-м «УралАЗ», рассчитанный на сборку 32 000 грузовиков в год, выпустил их всего 2 540 (падение темпов производства составило 53%). Долги по зарплате достигли невиданных размеров, скрытая безработица в связи с вынужденными (и естественно неоплачиваемыми) отпусками составила более 3,5 тыс. человек. Практически все выпускаемые грузовики отдавались по бартерным взаимозачетам, на их перепродаже наживались многочисленные посредники, в связи с чем процветал вторичный рынок.

Многочисленность продавцов при ограниченной возможности потребителей покупать автотехнику за денежные средства привела к тому, что в течение 9 месяцев на вторичном рынке действовали крайне низкие цены (летом 1998 г. в Миассе можно было купить самосвал с задней разгрузкой или лесовоз за 120 тыс. руб., бортовой автомобиль – за 90 тыс. руб.) Официальные дилеры продавать машины по таким ценам не могли, и количество покупателей продукции ОАО «УралАЗ» неуклонно сокращалось. В результате за 9 месяцев (с января по сентябрь) прошлого года поступления денег на завод почти не было.

Бурильно-крановая установка БКМ-515 на шасси Урал 43206

Работники просто не видели «живых» денег, с ними расплачивались по терминалу (безналичный расчет, по которому нельзя было приобрести ничего, кроме самых элементарных продуктов питания – хлеба, молока), в простонародье называемому «карточка УралАЗа». И это при том, что поставки «бартерных» автомобилей Урал как в СНГ, так и в Дальнее зарубежье (например, во Вьетнам, Пакистан, Афганистан, Камерун по ценам от $30 000) не прекращались и приносили немалую прибыль посредникам. Возникла ситуация, когда нужно было либо срочно менять методы управления, либо объявлять завод банкротом.

14 сентября 1998 года областной арбитражный суд ввел на ОАО «УралАЗ» внешнее управление, назначив Внешним управляющим Валерия Викторовича Панова, бывшего президента АО «Мегалит», которое, управляя заводом «Строммашина» (г. Челябинск), в течение длительного времени занималось производством спецтехники на шасси Урал. Администрация Челябинской области не осталась равнодушной к судьбе завода и поддержала назначение нового руководителя. Сменилась и команда: произошло обновление в высшем эшелоне руководства процентов на пятьдесят. Часть руководящих постов заняли представители тех промышленных предприятий, задолженности которым составляли главную проблему ОАО «УралАЗ». С этого времени завод начинает работу в условиях внешнего управления.

Автозаправщик АТЗ-10 на шасси Урал-43201411-30

Реальное финансовое положение завода было весьма сложным. Долги многочисленным организациям составляли более миллиарда рублей, а платежеспособность ОАО «УралАЗ» утратил еще годом раньше. К июлю 1998 года дефицит собственных оборотных средств достиг 422 млрд. руб., а величина накопленного убытка от деятельности завода составила 1 569 млрд. руб. Кредиторская задолженность продолжала увеличиваться как по заработной плате, так и по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Ситуация усугублялась тем, что «УралАЗ» является градообразующим предприятием: на средства завода содержалась социально-бытовая сфера центральной части города, жилищное и коммунальное хозяйство. В связи с неплатежами завод был практически отключен от системы «Челябэнерго».

Командой Панова был разработан «План внешнего управления», утвержденный собранием кредиторов и согласованный с Министерством экономики РФ. Он предусматривал увеличение производства в течение года до 5 600 единиц автотехники. Активно проводя борьбу за ликвидацию вторичного рынка, команда внешнего управляющего стала переводить расчеты с поставщиками в денежное поле. Много пришлось работать, чтобы вернуть доверие основных поставщиков – «заморозив» долги, нужно было оплачивать текущие поставки материалов, продолжать сотрудничество с предприятиями, производящими комплектующие к Уралам. И с этой задачей новой команде удалось справиться. Ее решение стало первым шагом ОАО «УралАЗ» из финансовой пропасти.

Комплексная ремонтная мастерская для нефтегазового комплекса Урал 1С на шасси Урал 4320-1912-30

В IV квартале было собрано уже 487 автомобилей (в октябре-ноябре – всего 87). В течение этого года темп сборки нарастал: в мае – 440, в июне – 500 машин. За первое полугодие завод выпустил 2 290 грузовиков.

Основу производственной программы завода составляет семейство автомобилей, основанное на Урал 4320. За годы рыночной экономики оно сильно разрослось и включает в себя многочисленные модели грузовиков с бортовой платформой, седельные тягачи, шасси, самосвалы с боковой разгрузкой и лесовозы. О качестве машин красноречиво говорит такой факт: в настоящее время «УралАЗ» является первым и единственным в России автозаводом, имеющим международный сертификат системы качества, выданный RW TUV (Рейнско-Вестфальское техническое общество, Кельн). В мае 1999 года «УралАЗ» успешно прошел ежегодную аудиторскую проверку группы экспертов RW TUV, подтвердившую выполнение заводом необходимых требований к системам качества.

На заводе делается большое количество модификаций шасси для различных видов спецтехники, однако, несмотря на значительный технический потенциал, производство такого рода предприятием практически не освоено. Это обстоятельство новое руководство завода рассматривает как серьезное упущение, для устранения которого уже в ноябре прошлого года был разработан «План производства спецтехники». В соответствии с ним будут изготавливаться вахтовые автобусы, различные кузова-фургоны, несколько видов ремонтных мастерских, спецтехника для нефтегазового комплекса, шнекороторные снегоочистители, самосвалы с задней разгрузкой.

Установка для гидроразрыва нефтяных пластов СИН-31

В 1999 году создан многоцелевой автомобиль Урал 6361 с колесной формулой 6 х 6, грузоподъемностью шасси 11,5 т, который, сохранив высокую проходимость машин семейства Урал 4320, обладает значительно лучшими удельными характеристиками: мощностью, грузоподъемностью, грузовместимостью, отвечает современным требованиям сертификации автотранспортных средств и технико-экономических показателей.

По требованию заказчика на грузовике могут устанавливаться дизельные двигатели КамАЗ-740.11-240 мощностью 176 кВт (240 л.с., турбонаддув, Euro-1), в перспективе – ЯМЗ-236 БЕ мощностью 185 кВт (250 л.с., турбонаддув) или Deutz 1015 мощностью 198 кВт (272 л.с.). Автомобиль получил новую, расположенную над двигателем комфортабельную кабину совместного предприятия IVECO УралАЗ. Кроме современной эргономики, она также увеличивает монтажные возможности шасси, освобождая дополнительное место для размещения грузов.

По техническому уровню новый автомобиль значительно превосходит Урал 4320, только вот мелкосерийность его выпуска формирует высокую себестоимость. В планы завода входит по мере освоения его производства добиваться снижения затрат и приемлемой рыночной цены. Это позволит занять соответствующую нишу на рынке полноприводных автомобилей с комфортабельной кабиной.

Вакуумная машина МВ-13 на шасси Урал 43201912-30

Завод активизирует продвижение своей продукции на рынок. Летом этого года «УралАЗ» участвовал в нескольких разноплановых выставках, демонстрируя, что производимая на нем техника способна удовлетворить нужды многих отраслей промышленности. Так, в июне продукцию завода можно было увидеть на выставке «Нефть и газ – 99», проводившейся в столице Башкортостана Уфе. Особенно много посетителей привлекал Урал 53236 с колесной формулой 8 х 8 своими ярко выраженными свойствами «проходимца» с балансирной подвеской переднего тандема ведущих управляемых мостов.

Также в начале лета предприятие участвовало в проходившей в Хабаровске выставке «Дальлесэкспо – 99», собравшей под своей крышей 36 компаний лесного комплекса Хабаровского края и пять машиностроительных заводов – таких, как МАЗ, НК «Уралтерминалмаш», Минский и Алтайский тракторные заводы. «УралАЗ» представил пять специальных автомобилей Урал, предназначенных для вывоза леса. Три машины, к слову, шли в Хабаровск из Миасса своим ходом и преодолели 7 500 км к сроку и без поломок. Один из представленных автомобилей – лесовозный тягач Урал 43204-31 был продан прямо на выставке.

Участвовал завод и в выставках военной техники: в мае – в Тагиле, в июне – в Омске. Ведь и создавалось предприятие в военные годы для поставки автотехники на поля сражений. Смонтированные на уральских автомобилях ЗИС-5В знаменитые «Катюши» добывали победу на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Седельный тягач IVECO УралАЗ

В дальнейшем, также для нужд армии, выпускался первый большегрузный трехосный автомобиль высокой проходимости Урал 375 с колесной формулой 6 х 6. Его современные дизельные потомки честно несут тяготы армейской службы и сегодня.

Команда завода приняла участие в известных всему миру Международных соревнованиях «Европа Трак-Триал» (где была первым представителем России), проходивших в городе Мидерс, расположенном на высоте 980 м над уровнем моря в Австрийских Альпах. В соревнованиях участвовали 47 экипажей из десяти стран. Миасцы подготовили автомобиль Урал 4320 с колесной формулой 4 х 4. Второй этап соревнований проходил в германском городе Оснабрюке. По результатам двух этапов миасский экипаж занимает 5-е место в своей подгруппе. Впереди еще два этапа: в Испании и во Франции. Кроме спортивного и рекламного результатов, участие в трак-триале стало хорошим испытанием, которое поможет улучшить конструкцию автомобилей, сходящих с конвейера, повысить их надежность и потребительские качества.

Урал 5323 с балансирной передней подвеской

Наверное, рано еще говорить о каких-либо серьезных успехах, но уже сейчас можно констатировать факт – завод преодолевает полосу кризиса. Потихоньку дела идут на лад. Новая руководящая команда сумела разработать такую производственную политику, которая уже сейчас дает видимые результаты.

В будущем руководство «УралАЗа» намерено сохранять ранее завоеванные рынки, постоянно улучшать возможности машин. Это требует проведения работ по модернизации продукции. Сегодня на нее распространяется около 38 обязательных требований, из которых завод готов выполнять 24 (три года назад их было всего 7). Результаты налицо, но еще многое предстоит сделать.

Сотрудничество с зарубежными покупателями было перспективным всегда, а уж после памятного кризиса 17 августа прошлого года стало еще более выгодным. Как показывают расчеты, продажа за рубежом 2 000 автомобилей в год обеспечит нормальную экономическую ситуацию на предприятии и выдачу зарплаты в виде «живых» денег. Значит этого нужно добиваться.

В планах завода, кроме совершенствования полноприводной автотехники – проработка версии автомобиля для перевозки грузов по обустроенным дорогам (если первая беда – по Гоголю – в России неизбывна, то со второй попытки борьбы предпринимаются весьма регулярно, особенно в центре страны), в том числе автомобилей не только с колесной формулой 6 х 6, но и 6 х 4 с двухскатной ошиновкой задних колес.

Урал 43206 для трак-триала

Это версия автомобиля Урал 6361-01 с нагрузкой на передний мост 7,5 т и заднюю тележку 18 т способная работать в составе автопоезда общей массой до 26 т.

Немало предстоит сделать для обеспечения конкурентоспособности автомобиля. Нужно усовершенствовать ряд агрегатов, увеличить удельную мощность двигателей, заняться разработкой более мощной трансмиссии. Также необходима работа над новой модификацией под спецтехнику – трехосного шасси грузоподъемностью 15 – 16 т.

Судя по росту объемов производства и разработке новых модификаций автомобилей, у завода есть завтрашний день, есть перспектива развития. Что и подтверждает очередное участие в 4-м Российском автосалоне – 99. Можно обратить внимание на то, что кризис на «УралАЗе» практически совпал с кризисом 17 августа. В то же время результаты годовой работы уральской «команды спасения» впечатляют.