1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
 1
О зимнем дизельном топливе
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Полосы для движения автобусов BRT
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки

Продолжение легенды

В. Аляев

Только зиловские ветераны помнят то напряженное время, когда без остановки основного производства был освоен массовый выпуск современных для того времени грузовых автомобилей ЗИЛ-130. Тех самых, которые стали настоящим откровением для водителей. Тех самых, на которые оглядывались прохожие.

В сентябре 1962 года коллектив завода одержал первую производственную победу – выпустили 5 грузовиков ЗИЛ-130, а 9 марта 1963 года этот автомобиль был удостоен Диплома и Золотой медали на международной ярмарке в Лейпциге. Необычайно красивая, снабженная просторной кабиной с небывало выгнутым панорамным ветровым стеклом, и к тому же обладавшая великолепной маневренностью, «стотридцатка» очень скоро стала всеобщей любимицей и автомобилем–тружеником во всех отраслях.

«Сердцем» автомобиля впервые стал V-образный восьмицилиндровый двигатель мощностью 110 кВт (150 л.с.), разработанный так же, как и вся машина, специалистами ЗИЛа. Он заменил 6-цилиндровый рядный мотор ЗИЛ-164, имевший в полтора раза меньшую мощность.

ЗИЛ-130 прожил на конвейере долгую жизнь. На ее протяжении в конструкцию автомобиля были внесены сотни усовершенствований. Менялось и название модели – ЗИЛ-130, ЗИЛ-130-66, ЗИЛ-130-76. Наконец, вместе с тормозной системой типа «Вестингауза» машина получила индекс ЗИЛ-431410. И при этом автомобиль оставался все тем же «Сто тридцатым зилком», безошибочно узнаваемым на улице. Ничто не вечно. И однажды легендарной машине пришлось уступить место на конвейере более современной модели. Но все-таки «Сто тридцатый» не покинул заводской конвейер окончательно.

В 1986 году, параллельно с освоением производства дизельных автомобилей ЗИЛ-4331, специалисты АМО ЗИЛ приступили к разработкам семейства автомобилей ЗИЛ-433360, унифицированного с ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410).

В сжатые сроки с конвейера стала сходить преображенная «стотридцатка» – ЗИЛ-433360 (шасси ЗИЛ-433362), или как ее называют заводчане «Комби», так как за основу было взято все лучшее от двух автомобилей – ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331.

Измененная рама «Сто тридцатого» позволила установить кабину от ЗИЛ-4331. Эта светлая, просторная кабина, смонтированная на четырех амортизаторах, является на сегодня одной из самых комфортабельных кабин отечественного производства.

Ну а «сердцем» автомобиля остается «закаленный в боях» бензиновый двигатель ЗИЛ-508. Он претерпел немалые изменения. Во впускном тракте появились винтовые каналы, благодаря чему заметно улучшилось смесеобразование. В системе питания фильтр тонкой очистки топлива получил увеличенный фильтрующий элемент. Электронный экономайзер принудительного холостого хода отключает подачу топлива в двигатель на этом режиме, уменьшая расход топлива и токсичность выхлопа.

Сравнительно небольшие колесная база и общая длина сделали автомобиль достаточно маневренным.
Наследник у «Сто тридцатого» – не один. Сегодня выпускается целый модельный ряд бензиновых автомобилей. Это – бортовые грузовики ЗИЛ-433360, седельный тягач ЗИЛ-442160, самосвал ЗИЛ-494560, шасси ЗИЛ-433362 для установки специальных кузовов и различного оборудования.

Среди достоинств машин – надежность и простота в обслуживании двигателя, наличие запчастей, невысокая цена. Кроме этого бензиновый двигатель гарантирует надежный зимний пуск, а хорошо известная и давно изученная эксплуатационниками конструкция делают машину неприхотливой в обслуживании. Для многих покупателей эти качества становятся решающими при выборе автомобилей.

В. Аляев Основные Средства 03'1999 14 июля 2005

Комментарии (0)