Пожарная техника АМО ЗИЛ

В. Аляев

Есть просто трудная работа, а есть – требующая полной отдачи. Именно такова борьба с пожарами. Во все времена развитию противопожарных служб уделялось повышенное внимание.

Автомобильный московский завод АМО, в последствии ЗИС, ЗИЛ, и наконец, АМО ЗИЛ, стал первым предприятием автостроительной отрасли, начавшим изготовление пожарной техники. В 1925 году здесь были изготовлены 12 пожарных линеек. Это был универсальный и самый распространенный тип пожарной техники того времени. Поначалу их строили на базе грузовиков АМО-Ф15 как непосредственно на АМО, так и на ленинградском заводе «Промет».

Пожарный «Бычок» готов к борьбе со стихией

С 1931 года специализированным предприятием по выпуску пожарной техники стал Миусский завод пожарных машин. Это предприятие было филиалом АМО, располагалось в Москве (в районе станции метро «Новослободская») и выпускало пожарные машины вплоть до Великой Отечественной войны.

Пожарных линеек, базировавшихся на шасси АМО-Ф15, с 1926 по 1929 год было выпущено 145 штук. А в 1931 году на базе АМО-4 появился более совершенный пожарный автомобиль. Он перевозил 12 человек (на линейке), имел запас воды в 360 л, лестницы, 360 м пожарного рукава и главное, центробежный насос, способный подавать 1400 л воды в минуту. В последующие годы, когда появились заводы, специализирующиеся на производстве пожарной техники, ЗИЛ продолжал выпускать различные типы шасси для таких машин.

Распад Cоюза и экономический кризис привели к резкому снижению производства пожарных автомобилей. Автопарк, имеющийся в распоряжении боевых расчетов пожарной охраны, требует капитального ремонта и немедленного обновления. Все это заставило руководство АМО ЗИЛ принять решение о возобновлении выпуска как автомобилей-шасси для пожарной техники, так и самих пожарных машин.

Автомобиль быстрого реагирования АЦ-40 (433114) с бензиновым двигателем

Производство специальных автомобилей для борьбы с пожарами – задача не простая. Одно дело изготавливать специализированные шасси, и совсем другое – собирать новую для завода технику: пожарную автоцистерну первого хода или, как еще ее называют, машину быстрого реагирования.

Такой автомобиль, оснащенный всем необходимым оборудованием и удобный в эксплуатации, должен быстро достигать места оперативных событий даже в самых сложных условиях. Машина должна иметь максимальные надежность, долговечность и маневренность, высокий уровень безопасности и быть дешевой в эксплуатации.

Развитие производства пожарных автомобилей на АМО ЗИЛ идет поэтапно, с освоением шасси с дизелем ЗИЛ-645 и бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10. Примером могут служить пожарные автоцистерны АЦ-40 (433104) и АЦ-40 (433114). Их можно отнести к основным пожарным автомобилям, в функции которых входит оперативная доставка к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса средств для тушения с последующей подачей их в очаги горения. Обе машины максимально приспособлены для работы в черте городов и других населенных пунктов. Внешне обе цистерны очень схожи. Они имеют одинаковую компоновку, оснащены цистернами для воды вместимостью 3200 литров, 180-литровыми пенобаками и центробежными насосами.

Цистерна АЦ-40 на шасси ЗиЛ-433104 с дизелем

АЦ-40 (433114) монтируется на шасси ЗИЛ-433114 с колесной базой 4500 мм и грузоподъемностью 7,5 тонны. Бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с., работающий с пятиступенчатой коробкой передач, позволяет автомобилю полной массой 11 700 кг развивать максимальную скорость в 90 км/ч. Установленный на базовом шасси ЗИЛ-433104 более мощный 185-сильный дизель ЗИЛ-645, работающий с 9-ступенчатой коробкой передач, способен разогнать автоцистерну АЦ-40 (433104) полной массой 11 725 кг до 95 км/ч.

Базовой кабиной для пожарных машин стала кабина ЗИЛ-4331. Двухрядная, четырехдверная, она позволяет разместить боевой расчет из 7 человек включая водителя. Просторный, светлый, отапливаемый зимой салон обеспечивает экипажу максимальный комфорт на всем пути следования к пожару.

Подрессоренное сиденье, регулируемая рулевая колонка и рулевое управление с гидроусилителем обеспечивают водителю удобство работы и позволяют сосредоточить все внимание на дороге. Высокое ветровое стекло с трехщеточным стеклоочистителем и большие обогреваемые зеркала заднего вида дают прекрасную обзорность.

АЦ-40 имеет большое количество просторных отсеков, которые позволяют компактно, разумно и удобно разместить специальное аварийно-спасательное и пожарное оборудование, защитную одежду и снаряжение, средства спасения и оказания первой помощи, разнообразные механизмы и приспособления. Для их крепления есть надежные быстродействующие механизмы, приспособления и зажимы.

Насос НЦПК-40/100

Просторный насосный отсек позволяет без лишних помех работать с помпой. Все рабочие отсеки имеют индивидуальное освещение. Закрываются они либо створчатыми дверцами, складывающимися вверх, либо шторными механизмами. На крыше кузова размещаются всасывающие рукава и лестницы: штурмовая, трехколенная и лестница-палка. На крыше кабины расположена громкоговорящая система.

Все это может иметь решающее значение при тушении пожара.

Пожарная техника АМО ЗИЛ создается не только на базе среднетоннажных автомобилей. Очень опасны пожары в старых районах, где тесные улочки, а в небольших двориках стоят здания, имеющие много деревянных конструкций – перекрытий, а порою даже и стен. Основной технике в таких местах работать сложно: нет возможности подойти, да и развернуться негде. Поэтому на помощь был призван длиннобазный ЗИЛ-5301 «Бычок».

Колесная база, равная 3650 мм, позволила установить на машину двухрядную кабину для боевого расчета из 7 человек. А грузоподъемности в 3750 кг оказалось достаточно для монтажа цистерны вместимостью 1500 литров и 180-литрового пенобака. Для подавления пламени используется 60-метровый напорный рукав, который в транспортном положении намотан на специальную катушку. Мощность двигателя оказалась достаточной для применения новых отечественных насосов.

Там, где не повернуться полноразмерной технике, может действовать АЦ1,5-30/4 на шасси «Бычка»

Сегодня пожарные цистерны комплектуются, как правило, известным насосом ПН40УВ, выпускаемым Ливенским машзаводом. На нескольких шасси ЗИЛ-433104 с дизельным двигателем были установлены пожарные насосы фирмы «Розенбауэр» (Австрия). На опытном пожарном автомобиле на базе ЗИЛ-5301 «Бычок» использовали насос «Ивеко–Магирус». На серийных «Бычках» стоят центробежные двухступенчатые насосы НЦПВ-4/100, НЦПК-40/100 и НЦПН-40 с автоматическими системами водонаполнения и пеносмешения, разработанные НПЦ «Инфра» в г. Миассе.

Масса подготовленного к борьбе с огнем пожарного автомобиля, получившего обозначение АЦ1,5-30/4 (5301), составляет менее 7 тонн. Дизель Д245.12 минского моторного завода мощностью 80 кВт (109 л.с.) в комплекте с 5-ступенчатой коробкой передач позволяет машине разгоняться до 95 км/ч. Хорошая маневренность (радиус поворота менее 7 м), необходимая при движении в стесненных условиях, достигается большим углом поворота управляемых колес, а гидроусилитель руля облегчает работу водителя. Эти юркие пожарные машины уже получили положительную оценку при испытаниях как в столице, так и в старинных городах Туле и Клину.

Когда-то, сотни лет назад, Москва не единожды выгорала дотла. И сегодня в огне продолжает гибнуть кров, безвозвратно пропадает имущество, нажитое тяжким трудом. Потому-то роль пожарных машин всегда была велика. АМО ЗИЛ продолжает работы по освоению производства пожарной техники. Так пожелаем зиловским «пожаркам» с честью выдержать все испытания, которые встретятся на их пути.

Пожарная техника
В. Аляев Основные Средства 02'1999 14 июля 2005

Комментарии (0)