Дальнобойный прицел ЗИЛа

И. Чемцов

Во времена Плановой Экономики Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачева было определено выпускать автомобили средней грузоподъемности. ЗИС-5, ЗИС-150, ЗИЛ-164 – все они честно несли переходящее прозвище «Захар» и добрую половину грузоперевозок. Настоящим откровением стал ЗИЛ-130. Получить эти машины мечтали все... Но даже в те времена руководители страны отмечали, что автомобилей малой и большой грузоподъемности выпускается недостаточно. А потому уже в 1975 году появился трехосный ЗИЛ-133.

Этот автомобиль представлял собой все тот же «сто тридцатый», получивший дополнительный ведущий мост и гипоидные главные передачи. Соответственно грузоподъемность выросла до 8 тонн. Слабенький бензиновый двигатель не позволял «сто тридцать третьему» работать с прицепом. И название модели – это фактически единственное, что роднит ту машину с выпускаемыми ныне.

В сегодняшней России интенсивно развивается частное предпринимательство. Спрос на среднетоннажные грузовики не велик. Гораздо больший интерес покупатели проявляют к автомобилям малого и тяжелого класса. Модельный ряд московской фирмы расширен за счет малотоннажных машин и моделей повышенной грузоподъемности. Теперь заказчики могут выбрать на АМО ЗИЛ автомобильную технику грузоподъемностью от 2,5 до 10 тонн.

Лидером по числу продаж среди машин повышенной грузоподъемности является семейство трехосных автомобилей ЗИЛ-133 (6 х 4). И хотя такой индекс существует в производственной программе с 1975 года, родоначальницей семейства все же назовем другую машину – ЗИЛ-133ГЯ. Ее выпуск начался значительно позже – в 1982 году. Автомобиль получил «камазовский» дизель, позволявший буксировать прицеп. Он все еще имел базовую в то время кабину ЗИЛ-130, а вытянутый капот придавал ему очень своеобразный и характерный вид.

Сегодня гамма «сто тридцать третьих» намного шире. В нее входят самосвалы ЗИЛ-4514, ЗИЛ-4516, ЗИЛ-4520 грузоподъемностью 10 – 12 тонн, седельные тягачи для автопоездов грузоподъемностью от 13 до 20 тонн, а также шасси для изготовления специализированных и специальных машин: автокранов, коммунальных со сменным вакуумным подметально-уборочным оборудованием, разбрасывателей хлоридов и многих других.

Самой распространенной модификацией «трехосника» является ЗИЛ-133Г40. Он оснащается дизельным двигателем ЗИЛ-645 мощностью 136 кВт (185 л.с.), девятиступенчатой коробкой передач с задним планетарным демультипликатором. Существует и более мощная версия – с 200-сильным дизелем ЗИЛ-6454. Этот автомобиль может перевозить 10 тонн груза. Его кузов представляет собой деревянную платформу с откидными бортами, оснащенную каркасом и тентом, а также надставками на боковые борта и пологом для укрытия груза.

Для обеспечения комфортного отдыха водителей, находящихся в дальних поездках, в дополнительное оборудование входит спальная полка с подогревателем.

В более «тяжелую» гамму модельного ряда АМО ЗИЛ входят седельные тягачи ЗИЛ-13300А. Один из представителей этого семейства – ЗИЛ-13305А. Он предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 25,8 тонны. Машина оснащается V-образным дизелем ЗИЛ-6454 мощностью 147 кВт (200 л.с.). Этот мотор работает и тише «родного», и с меньшими вибрациями, что повышает комфорт водителя.

Для облегчения труда водителя автомобили снабжаются жидкостными подогревателями, позволяющими разогревать дизель перед пуском и автоматически поддерживать заданную температуру в его системе охлаждения и кабине во время длительных стоянок машины с неработающим двигателем.

Конструкторы-дизайнеры сделали немало для того, чтобы автомобили семейства оснащались современной кабиной с отличной звуко- и теплоизоляцией. Она просторна, посадка не вызывает затруднений. Кабина имеет собственную торсионную подвеску и амортизаторы. В сочетании с подрессоренным сиденьем все это обеспечивает хорошую виброзащиту. Необходимо также добавить, что ЗИЛ-13305А имеет удлиненную кабину со спальными местами, которые укомплектовываются обогревателями.

Еще одно из достоинств трехосных грузовиков с маркой «ЗИЛ» – это большая, благодаря капотной компоновке, защищенность водителя и пассажира при наиболее распространенном лобовом столкновении. Оригинальная конструкция капота обеспечивает превосходный доступ к силовому агрегату.

Конструкторами АМО ЗИЛ ведется подготовка к производству еще одного большегрузного магистрального седельного тягача – двухосного ЗИЛ-541700 (4 х 2). Он сможет буксировать полуприцеп полной массой около 20 тонн. Его двигатель – дизель ЗИЛ-6453 с турбонаддувом, развивающий мощность 154 кВт (210 л.с.), позволит разгонять грузовик до 90 км/ч.

На седельных тягачах ЗИЛ-54236А стоит дизельный двигатель Caterpillar-3116 мощностью 183 кВт (250 л.с.) с 9-ступенчатой коробкой передач Eaton-8209А. Он позволил увеличить полную массу автопоезда до 29 тонн, а его скорость поднять до 105 км/ч. Установленная на автомобиле увеличенная по объему комфортабельная кабина класса «люкс» с внешними аэродинамическими устройствами имеет два спальных места и создает отличные условия для работы экипажа в дальних рейсах.

Не останавливаясь на достигнутом, АМО ЗИЛ производит автомобили с дизельным двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ-236А мощностью 143 кВт (195 л.с.). Это и бортовые 8-тонники ЗИЛ-534330, и седельные тягачи ЗИЛ-541730, и многие другие модификации.

Надежность, хорошая проходимость, неприхотливость в обслуживании – эти качества снискали продукции АМО ЗИЛ популярность не только в России и странах Содружества, но и в десятках зарубежных государств.