Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Автокраны и краны на специальных шасси
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Гидравлический молот может работать под водой

Среднетоннажники с маркой ЗИЛ

В. Аляев

В начале 60-х для большинства советских людей ЗИЛ-130 стал настоящим откровением. Сказочно красивый, с панорамным, небывало выгнутым ветровым стеклом, белой, как будто бы пластиковой, облицовкой радиатора и небывалым звуком V-образного восьмицилиндрового двигателя, он завораживал взгляд. Долгое время нес этот автомобиль основную массу перевозок и заслужил репутацию высоконадежного, простого в техническом обслуживании и ремонте. Однако время не стоит на месте.

Транспортникам требовались дизельные автомобили. И конструкторы завода имени И. А. Лихачева создают дизель ЗИЛ-645 мощностью 136 кВт (185 л.с.), предназначенный для совершенно нового автомобиля. В 1986 году такой автомобиль начал сходить с конвейера – это был ЗИЛ-4331. Для завода он стал новым историческим рубежом. В его конструкции было ничуть не меньше новинок, чем в свое время в «стотридцатом».

Первое, что бросалось в глаза в новой машине – капот, который откидывается вперед вместе с частью передних крыльев и брызговиками подобно расположенной над двигателем кабине других грузовиков. Доступ, который при этом открывается к агрегатам моторного отсека, можно назвать неограниченным.

Двигатель ЗИЛ-645 – дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, комплектуется 9-ступенчатой коробкой передач и однодисковым сцеплением. Его мощность позволяет автомобилю работать в составе автопоезда и буксировать прицеп полной массой 11,5 тонн. Это придает грузовику особую значимость.

Новые времена диктуют новые требования. И если прежние модели зиловских грузовиков обходились единственным мотором, то ЗИЛ-4331 может иметь в подкапотном пространстве двигатели американской фирмы Caterpillar – рядные «шестерки» на 136 кВт (185 л.с.) или 147 кВт (200 л.с.). А с начала 1998 года на шасси ЗИЛ-4331 стали устанавливаться дизельные двигатели ЯМЗ-236А мощностью 143 кВт (195 л.с.) Ярославского моторного завода.

Из-за увеличения колесной базы грузовая платформа ЗИЛ-4331 имеет большие, чем у ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410), размеры, а также большее полезное пространство за кабиной.

Забота о водителе, создание ему максимальных удобств – одна из основных забот конструктора. Поэтому конструкторы и дизайнеры АМО ЗИЛ сделали все, чтобы человек за рулем чувствовал себя комфортно: светлая просторная кабина установлена на четырех амортизаторах, сиденье водителя – подрессоренное, а его жесткость можно отрегулировать в зависимости от массы сидящего. Кроме того, сиденье может регулироваться в горизонтальном и вертикальном направлениях, наклон подушки и спинки можно изменять. Положение рулевого колеса регулируется по углу наклона и высоте, а гидроусилитель избавляет от чрезмерных усилий на нем при движении.

В кабине имеется высокопроизводительная система отопления и вентиляции. Удобно расположенная приборная панель оснащена необходимым комплектом контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп, что облегчает труд водителя. Высокое панорамное ветровое стекло с трехщеточным очистителем, внешние зеркала с электрообогревом обеспечивают водителю прекрасную обзорность.
Колесная база ЗИЛ-4331 может иметь несколько вариантов – от 3800 до 4500 мм, что позволяет монтировать разнообразные надстройки, различное технологическое оборудование.

Помимо дизельных шеститонников с конвейера завода сходят и другие среднетоннажные автомобили. Один из примеров – ЗИЛ-433360, производство которого начато в 1992 году. Этот грузовик создан на шасси знаменитого «стотридцатого» и комплектуется надежным бензиновым V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-508.10 мощностью 110 кВт (150 л.с.).

От ЗИЛ-130 эту машину отличает в первую очередь то, что она имеет комфортабельную кабину от ЗИЛ-4331. Подобно дизельному собрату ЗИЛ-433360 может иметь колесную базу от 3300 до 4500 мм, что позволяет использовать его модификации в различных хозяйственных областях.

Для улучшения условий труда водителей, работающих на перевозках грузов на дальние расстояния, специалистами АМО ЗИЛ для среднетоннажных автомобилей была разработана кабина, удлиненная на 500 мм и снабженная двумя спальными местами с обогревателями. В ней как водителю, так и его напарнику обеспечен нормальный отдых даже при отсутствии гостиниц на маршруте. Такими кабинами оборудуются седельные тягачи, а по требованию заказчика – и бортовые автомобили, и шасси.

Все большей популярностью у потребителя пользуются среднетоннажники с еще одним вариантом кабины – четырехдверным, двухрядным, семиместным. Такие автомобили особенно нужны для аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных служб различных направлений. Удобная и просторная кабина может принять целую бригаду ремонтников. А на шасси службы устанавливают по своему усмотрению различное оборудование, необходимое для проведения работ, – от крана-манипулятора до фургонной автомастерской.

Пришлась по душе такая «спарка» и пожарной охране. На шасси ЗИЛ-433104 и ЗИЛ-433362, снабженных дополнительно раздаточными коробками, изготавливаются пожарные автоцистерны АЦ-40.

Вот такие преображенные среднетоннажные автомобили с маркой ЗИЛ выпускаются сегодня.

В. Аляев Основные Средства 11'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)