Взгляд в будущее

А. Виноградов

Завод имени И.А. Лихачева. В России, да пожалуй и во всем бывшем СССР, это имя мало кого оставит равнодушным. Слишком хорошо всем известны грузовики с маркой ЗиЛ. Совсем недавно предприятие пережило трудные времена. Его название то и дело мелькало на страницах центральных газет. И вот, наконец, при поддержке Правительства Москвы дела завода стали потихоньку налаживаться.

ЗиЛ-41041

За первый и второй кварталы 1998 года на АМО ЗИЛ произведено 60% прошлогоднего годового выпуска. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост производства составил 44%. Сохранится ли рост производства в будущем? В какой-то мере ответом на этот вопрос может служить модельный ряд завода на будущий год, который будет представлен на МИМС-98. В этом году ЗИЛ подготовил экспозицию под девизом «Демонстрировать то, что можно реально предложить покупателю». Единственным исключением из этого правила станет первенец предприятия – АМО Ф15.

Основу производственной программы завода сегодня составляют «Бычки» – трехтонные грузовики семейства ЗиЛ-5301. Их доля в общем объеме производства сегодня составляет 57% и скорее всего будет увеличиваться. Машина привлекательна, поскольку при достаточной грузоподъемности имеет небольшую погрузочную высоту, комфортабельную кабину, оснащена высокоэкономичным дизельным двигателем и при всем этом доступна по цене.

ЗиЛ-32501

Времена планового распределения машин миновали. Производство целиком зависит от продаж. А это значит, что должно существовать возможно большее число вариантов каждой модели. Уже сегодня «Бычки» предлагаются покупателям в 15 вариантах. В их числе шасси, бортовые машины с тентом, фургоны, причем все они могут иметь как стандартную (3650 мм), так и длинную базу (4250 мм).

Привычные уже покупателям дизели Минского моторного завода дополняются двигателями ВАМО из Болгарии (по лицензии «Перкинс») и «Катерпиллер». Существует три варианта кабин: стандартная трехместная, сдвоенная семиместная и со спальным отсеком. Серийную продукцию на автосалоне будут представлять ЗиЛ-5301 Т0 со сдвоенной кабиной и авторефрижератор ЗиЛ-5301 Г0.

Впрочем, завод не довольствуется достигнутым и на МИМС-98 продемонстрирует новинки. Ими станут два автобуса на шасси ЗиЛ-5301. ЗиЛ-32501 имеет стандартную базу, он рассчитан на перевозку 15 человек; длиннобазный ЗиЛ-3250 вмещает 21 пассажира.

ЗиЛ-5301 CC

Кузова автобусов изготовлены из штампованных металлических панелей, четырехдверные, имеют две распашные двери кабины, одну сдвижную боковую входную дверь и двустворчатую заднюю дверь аварийного выхода. Двигатели на автобусах могут стоять те же, что и на остальных машинах трехтонного семейства: минский Д-245 мощностью 108,8 л.с., 103-сильный «ВАМО» или 137-сильный «Катерпиллер».

Еще одним дебютантом МИМС-98 и важным дополнением семейства станет цельнометаллический фургон ЗиЛ-5301 СС. Боковую сдвижную дверь он, скорее всего, получит в будущем, а пока имеет только задние распашные двери. Их створки могут поворачиваться на 2700, а небольшая погрузочная высота – 757 мм от уровня земли – позволяет практически без дополнительных средств загружать автомобиль.

При стандартной базе 3650 мм грузовой отсек имеет объем 15,5 м3. С каждой стороны фургона, в его нижней части, расположены отсеки, в которых находятся запасное колесо, аккумулятор, топливный бак, инструментальные или багажные ящики. Кабина – трехместная, у водителя – отдельное подрессоренное сиденье.

ЗиЛ-5417. ЗО

Следующий дебютант МИМС-98, младший брат «Бычков» внешности потому что ЗиЛ-4327.30 – это двухосная полноприводная машина с базой 4140 мм, оборудованная для нужд Министерства обороны. Автомобиль укомплектован дизелем Д-245.9 мощностью 136 л.с., а его многоступенчатая трансмиссия и колеса с развитыми грунтозацепами унифицированы с моделью ЗиЛ-131. Учитывая, что на Руси еще хватает мест, где вместо дорог одни направления, такая машина, скорее всего, сможет заинте-ресовать не только военных.

Вторая часть производственной программы завода – среднетоннажные грузовики. Сегодня 30% продаж приходится на ЗиЛ-4333 с бензиновым двигателем. Хотя эксплуатационные расходы для этих машин сравнительно велики, потребителей привлекает высокая надежность их моторов и доступная цена. Кроме этих машин в семейство входят дизельные грузовики с двигателем ЗиЛ-645, которые так же хорошо известны. На МИМС-98 эту гамму машин будут представлять полноприводной трехосный ЗиЛ-4334.20 с многотопливным дизелем ЗиЛ-6451 и большегрузный ЗиЛ-133 Г40.

ЗиЛ-4327 (4х4)

На МИМС-98 можно будет познакомиться и с новым представителем семейства – седельным тягачом ЗиЛ-5417.30, выходящим за привычные рамки средней грузоподъемности. Он комплектуется силовыми агрегатами ОАО «Автодизель» (ярославский моторный завод) ЯМЗ-236БЕ с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддуваемого воздуха (интеркулером) мощностью 250 л.с. и способна работать в составе автопоезда полной массой 25 тонн.

Завод сохраняет производство легковых машин. Их на МИМС-98 будет представлять ЗиЛ-41041 с V-образным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. Этот мотор, обладающий едва ли не самым большим крутящим моментом среди производимых в мире, способен плавно и ненавязчиво, но быстро разогнать комфортабельный автомобиль до скорости 200 километров в час. Одним из тех, кто по достоинству оценил эту машину, стал мэр Москвы Юрий Лужков.

На этом мы закончим рассказ об автомобилях, благодаря которым АМО ЗиЛ уверенно смотрит в будущее. Описание, конечно, неполно. Не зря ведь народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому приходите на экспозицию предприятия на МИМС-98, и там представители завода с большим удовольствием расскажут вам все подробности.