Гидравлический молот может работать под водой
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460

Эвакуационные машины на шасси малотоннажных грузовиков ЗИЛ-5301

В. Галыгин, фото Ю. Дородонов

Одной из проблем, остро стоящих перед современными городами, особенно крупными, является организация дорожного движения. Стремительный рост парка автомобилей, находящихся в личном пользовании, за последние годы резко увеличил плотность транспортных потоков, а вместе с ней и количество дорожно-транспортных происшествий. Неудивительно, что несколько лет назад на улицах российских городов появились автомобили-эвакуаторы. В качестве носителей использовались грузовики известных зарубежных фирм таких как: «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», ДАФ, ИВЕКО, ИСУЗУ, «Митсубиси», «Форд» и др. Вместе с тем далеко не каждый муниципалитет или коммерческая структура может приобрести эвакуатор, стоимость которого достигает 100 тыс. долл. США и выше. Потребность же в подобных машинах достаточно велика.

Эвакуатор ЗИЛ-5301 ШО с краном-манипулятором HIAB

При этом оптимальным является шасси с хорошей маневренностью, низкой погрузочной высотой, вместительным грузовым отсеком, достаточно высокими динамическими свойствами, наконец, приемлемой ценой. Ничего подобного в арсеналах отечественных предприятий еще не было. И только освоение производства малотоннажного грузовика ЗИЛ-5301 «Бычок» на столичном АМО ЗИЛ дало реальный шанс к практической реализации упомянутых требований. Действительно, низко расположенная над опорной поверхностью несущая рама, очень незначительный радиус поворота, полезная нагрузка шасси сделали указанный образец весьма привлекательным для превращения в эвакуатор.

Опираясь на собственный опыт и возможности изготовителей специального оборудования, специалисты ЗИЛа разработали и впервые среди российских промышленных предприятий освоили серийный выпуск эвакуаторов. А самым крупным заказчиком стало Правительство Москвы, решившее оснастить столичное ГАИ такого рода изделиями. Расчет был совершенно правильным. Близость завода-изготовителя позволила снять вопросы, связанные с организацией ремонтных и сервисных служб, а жесткие режимы эксплуатации, характерные для Московского региона, дали возможность оценить верность принятых конструктивных решений.

Еще во время разработки нового изделия выяснилось, что малогабаритный грузоподъемный механизм с вылетом стрелы не менее 8 м и грузоподъемностью более 1 т на этой длине, необходимый в соответствии с требованиями ГАИ, ни одно из отечественных предприятий изготовить не может. В этой ситуации пришлось прибегнуть к услугам зарубежных компаний. Выбор остановили на хорошо известной в России и Западной Европе шведской компании HIAB. Гидравлический кран-манипулятор смонтировали непосредственно за кабиной автомобиля. Его кинематика позволяет поворачиваться вокруг вертикальной оси на 3600, а вылет телескопической стрелы достигает 8,5 м. Полезная нагрузка в этом положении составляет 1250 кг.

Эвакуатор ЗИЛ-5301 ЧА оборудован подъемной платформой и тросовой лебедкой

Указанный механизм способен достать легковой автомобиль прямо из третьего от себя ряда, либо из глубокого кювета и очень точно установить его на свою платформу. На конце грузовой стрелы имеется специальная траверса с изменяемой геометрией, которая с помощью соответствующих устройств может осуществлять захват различных по габаритам машин и производить поворот вокруг вертикальной и горизонтальной осей. Устойчивость эвакуатору во время работы придают выдвижные опоры. При минимальном вылете грузоподъемность крановой установки возрастает до 2,5 т. Рабочая жидкость подается в силовые гидроцилиндры с помощью гидронасоса, который агрегатируется с механизмом отбора мощности, установленным на коробке передач. Кропотливая работа инженеров привела к тому, что все механизмы крановой установки функционируют безукоризненно. Колесная база шасси 3650 мм осталась такой же, как и на серийном образце, а вот длина грузовой платформы увеличена, так чтобы смогла уместиться 5-метровая машина. Настил выполнен из легких алюминиевых листов с противоскользящей рельефной насечкой.

Погрузочная высота не более 900 мм. Переднюю подвеску усилили, глушитель расположили вертикально вблизи задней стенки кабины, которую для лучшей обзорности снабдили вторым дополнительным окошком. Механический привод стояночного тормоза заменили пневматическим, который выполняет еще и роль аварийного. В передней части платформы на отдельном кронштейне установлены дополнительные фары для освещения в темное время. Снаружи кабины закреплены проблесковые маяки, звукосигнальная установка мощностью 100 Вт и противосолнечный козырек. Полная масса эвакуатора, получившего обозначение ЗИЛ-5301 ШО, около 7 т, максимальная скорость – не менее 80 км/ч. В движение автомобиль приводит дизельный двигатель ММЗ-245.12 мощностью 109 л. с. Коробка передач – 5-ступенчатая, подвеска колес – рессорная зависимая. Первая партия эвакуаторов уже поступила на вооружение ГАИ и успешно трудится на улицах столицы. Всего же в Москве, по оценке специалистов, потребуется еще три сотни подобных машин.

Эвакуатор ЗИЛ-5301 ЧА с закрепленной на нем машиной готов к транспортировке

А вот другая модель эвакуатора ЗИЛ-5301 ЧА нашла применение в службе автосервиса. У нее совсем иной принцип погрузки неисправных машин. Эвакуатор базируется на шасси грузовика ЗИЛ-5301 БО. На нем смонтирована платформа, задняя часть которой имеет заметный изгиб вниз, алюминиевый настил и откидные аппарели. Все это нужно для того, чтобы минимальными техническими средствами произвести погрузочно-разрузочные операции. Автомобиль с предварительно откинутыми аппарелями задним ходом подъезжает к «легковушке».

Далее грузовая платформа с помощью гидропривода наклоняется до соприкосновения с опорной поверхностью, а трос электрической лебедки, находящейся в передней части платформы, зацепляется с поврежденной машиной. Таким образом последняя подтягивается и надежно закрепляется, после чего грузовая платформа вновь занимает горизонтальное положение. Разгрузка производится в обратном порядке. Тяговое усилие, развиваемое лебедкой – 2200 кгс, длина троса – 60 м, а его диаметр – 8 мм. Полезная нагрузка эвакуатора – 2,5 тонны, колесная база – 3760 мм, скорость передвижения – до 90 км/ч. Простой по конструкции и неприхотливый в эксплуатации образец имеет хорошие перспективы для широкого распространения в муниципальном хозяйстве.

Свой вариант предложил давний партнер АМО ЗИЛ – мытищинский «Метровагонмаш». Он выпускает эвакуатор 8012. Главной «изюминкой» является механизм, который позволяет опускать грузовую платформу прямо на дорожное полотно. Это устройство представляет собой Г-образный рычаг, установленный на раме с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости и перемещаемый посредством силового гидроцилиндра. Свободный конец рычага шарнирно связан с отвесной частью платформы. Для перемещения последней относительно несущей рамы, на ней закреплены ролики. Элементы качения установлены и на платформе. Устройство работает следующим образом.

При выдвижении штока гидроцилиндра Г-образный рычаг перемещается назад, увлекая за собой грузовую платформу, которая скатывается сначала по роликам рамы, а потом перемещается по опорной поверхности. После того как платформа располагается в горизонтальном положении позади эвакуатора, на нее с помощью тросовой лебедки подтягивается поврежденный автомобиль.

Машина аварийно-технической службы опускает грузовую платформу прямо на дорогу и подтягивает на нее поврежденный автомобиль

Приведением в действие гидравлики вся конструкция возвращается в исходное положение. Описанный процесс занимает не более двух минут. Масса перевозимого груза составляет не более 2000 кг, а максимальная скорость эвакуатора – не менее 80 км/ч. Скорее всего машина найдет применение как специализированное средство для транспортировки легковых автомобилей. Заслуживает внимания разработка «Арзамасского завода коммунального машиностроения» (Коммаш). Проектировщики этой компании создали свою версию аварийно-технической машины использующую агрегатную базу ЗИЛ-5301.

Правда, в данном случае, нуждающийся в помощи автомобиль не полностью устанавливается на платформу транспортирующей машины. Попавшую в дорожно-транспортное происшествие «легковушку» или автомобиль, у которого неисправны рулевое управление, двигатель, тормоза и т. д. приподнимают за переднюю часть и фиксируют передние колеса в специальных зажимных устройствах, смонтированных на раме. В результате получается своеобразный автопоезд (перевозка так называемым способом частичной нагрузки). Гидравлический манипулятор, расположенный в средней части рамы, способен поднять 900 кг, а вылет стрелы от оси заднего моста достигает 3,2 м. Таким образом, могут транспортироваться автомобили массой до 3 т. Максимальная скорость достигает 80 км/ч. Как и другие, данный образец оснащен светосигнальной аппаратурой.

Не останавливаясь на достигнутом, инженерные службы АМО ЗИЛ работают над созданием более совершенных эвакуаторов на шасси малотоннажного грузовика ЗИЛ-5301.

В. Галыгин, фото Ю. Дородонов Основные Средства 07'1998 27 октября 2005

Комментарии (0)