ТАТРА-ЗИЛ – самосвал для России

В. Галыгин, Фото Ю. Дородонова

Многие посетители прошлогоднего московского автосалона с неподдельным любопытством разглядывали необычный с виду грузовик, экспонировавшийся на стенде фирмы TATRA. Это была одна из последних разработок автомобильных мастеров из Копрживнице – 22-тонный самосвал со столь знакомым для нашего слуха названием «Ямал».

«Ямал»

Действительно, стихия новой машины – разбитые грунтовые дороги Урала, таежные дебри и бесчисленные болота Сибири, бескрайние снежные пустыни и лютые морозы Крайнего Севера. Вместе с тем, интерес вызывали не только новые технические решения, воплощенные в конструкции автомобиля, а также его способность работать в экстремальных природно-климатических условиях, и то что завод спустя 15 лет вновь обратился к капотной компоновке.

ТАТРА и отечественный ЗИЛ в то же время завершали разработку еще одного «капотника». Опытный образец был изготовлен в конце 1997 г., а его первые «смотрины» состоялись на исходе последнего зимнего месяца нынешнего года. Красно-вишневый первенец продемонстрировали участникам и зрителям автокросса на приз И.А.Лихачева, проводившегося в подмосковных Бронницах.

Надо сказать, что путь, который пришлось проделать машине от первоначального замысла до практической реализации, был нелегким. Еще несколько лет назад чехи пригласили к себе москвичей, чтобы обсудить возможность установки зиловской кабины на татровское шасси. Тогда столичные автозаводцы без особого энтузиазма отнеслись к этой идее и «примерка» не состоялась.

Но время шло, а вместе с ним менялись обстоятельства. Новый импульс к совместной работе дал переход АМО ЗИЛ под юрисдикцию правительства Москвы. Став крупнейшим совладельцем предприятия, столичные власти помогли ему выбраться из тяжелейшего кризиса и обозначили ближайшие перспективы. Вздохнув свободно, завод вновь обратился к чешской тематике. К тому времени уже окончательно распался альянс ЗИЛа с американской компанией Кенворт (Kenworth). В образованном совместном предприятии немаловажное значение придавалось выпуску самосвалов грузоподъемностью 18–25 т, в том числе и внедорожных.

Интегральное оперение открывает дизель воздушного охлаждения, прекрасно зарекомендовавший себя в лютые сибирские морозы

Первое, с чем столкнулось руководство нового предприятия, – оценка нового рынка сбыта изделия. Перспективным считается московский регион с 15-миллионным населением и значительными по своим масштабам строительными работами. С учетом этого и грузоподъемность машины могла быть вполне умеренной. Ведь значительную часть времени машине предстояло двигаться по дорогам общей сети, где нагрузки на оси регламентированы. Чтобы не делать автомобиль с нуля, вспомнили о ранее выдвинутых предложениях. Чешская сторона взялась доработать серийно выпускаемое шасси, а российская – подготовить для него кабину. На «Татре» пришли к выводу, что наиболее подходящим для этой цели является модель 815-21 Е 321 30 230 с кабиной, расположенной над двигателем.

Однако прежнее расположение агрегатов не позволяло превратить базовую машину в «капотник», не уменьшив при этом объем кузова. Поэтому силовую установку подвинули на 100 мм вперед, трансмиссионный вал, идущий к коробке передач, удлинили, изменили расположение рулевого управления, внесли другие усовершенствования. В свою очередь в Москве, взяв за основу кабину и оперение «шеститонки» ЗИЛ-4331, вытянули капотную часть на полметра, придали облицовке радиатора современную конфигурацию, адаптировали контрольно-измерительные приборы для совместной работы с механизмами и системами шасси. В результате подобного «скрещивания» появился самосвал, которому присвоили обозначение TATRA-ZIL 815-21 ERKI 30 230. Если говорить об эстетике, то профессионалы-дизайнеры дружно заявляют, что внешний вид чешско-российского детища получился более выразительным, чем у его собрата «Ямала».

Хорошо видна традиционная «татровская» хребтовая компоновка, а также гидроцилиндр опрокидывания кузова и легкодоступная «запаска»

Что же касается всего остального, то энергетические потребности удовлетворяет хорошо известный 308-сильный V-образный 8-цилиндровый дизель воздушного охлаждения рабочим объемом 12 667 см3. Мощности силовой установки, оснащенной турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха, вполне хватает, чтобы грузовик полной массой 30 т разогнать до скорости 109 км/ч. Десятикубовый самосвальный кузов с откидным задним бортом, рассчитанный на перевозку 17 т груза, как и другие узлы, крепится к хребтовой трубчатой несущей раме – традиционному атрибуту всех «Татр». Пятиступенчатая коробка передач, агрегатирующаяся с понижающей двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивают 10 скоростей переднего и 2 заднего хода. Передняя ведущая ось представляет собой пару качающихся в поперечной плоскости полуосей, снабженных продольными торсионами и амортизаторами. Блокировка дифференциала исключает пробуксовку и позволяет увеличить тяговое усилие в условиях бездорожья. Аналогичную конструкцию имеют задние оси, только там в качестве упругих элементов используются листовые рессоры.

Естественно, что столь тяжелый грузовик не может обойтись без гидроусилителя рулевого управления.

Двухконтурная пневматическая тормозная система и моторный тормоз-замедлитель гарантируют остановку полностью груженого автомобиля.

Трехместная термо- и шумоизолированная стальная кабина просторна и комфортабельна. Регулируемое в пространственном отношении сиденье водителя оборудовано индивидуальной подвеской. В самые сильные морозы заданный температурный режим поддерживают два отопителя.

ТАТРА-ЗИЛ

Один из них использует тепло системы охлаждения двигателя, другой – независимый масляный – работает на дизельном топливе. Электрообогрев имеют и наружные зеркала заднего вида. Интегральное откидное оперение открывает свободный доступ к мотору и обслуживающим его системам.

Для приведения в действие гидросистемы опрокидывания кузова на коробке передач установлен механизм отбора мощности.

Длина самосвала 7 830 мм, колесная база 3 700+1 320 мм совпадают с таковой у безкапотного аналога.

Каковы же перспективы дальнейшего сотрудничества? Пока не подписан официальный договор, говорить об экономических аспектах рано. Во всяком случае грузовик ждут всесторонние испытания.

В. Галыгин, Фото Ю. Дородонова Основные Средства 06'1998 27 октября 2005

Комментарии (0)