С умеренным оптимизмом

Коммерческий транспорт на Московском автосалоне

Леонид Малютин
Фанфарами, хромом и проч. отгромыхал и отсверкал Московский международный автомобильный салон/ ММАС 2010. Проходившие одновременно с ним на той же территории «Крокус-Экспо» Московский международный мотор-салон/ MIMS 2010 и «Интеравто 2010» обошлись без излишней помпы. Непросто разделить эти три мероприятия, а потому мы по традиции сделали по ним совместный обзор, тем более что в отличие от прошлых лет коммерческий транспорт стал почти незаметен на фоне лимузинов и перекормленных стероидами хэтчбеков.
 
FIAT Ducato «Комби 8+1»
BAW 33463 Tonik с фургоном красногорской компании «Исток»
BAW 2245 Street
Модификация «бизнес-купе» салона Riviera микроавтобуса Peugeot Boxer
Полноприводный «Охотник» на базе «Соболь Бизнес»
Туристский Hyndai County Kuzbass
Городской Hyundai County Kuzbass
Туристский Golden Dragon XML6937J58
Peugeot Boxer компании «ИРИТО»
Школьный автобус компании «Луидор» на базе VW Crafter
Микроавтобус «София» на базе IVECO Daily
Салон маршрутного такси «София» на базе Citroёn Jumper
Городской Golden Dragon XML6845

Группа ГАЗ, судя по выставленным образцам, стремится компенсировать снижение интереса к «ГАЗели» на основных направлениях – грузо- и пассажироперевозках, проникая в уже существующие или изобретая новые рыночные ниши. Группа ГАЗ показала шесть специализированных вариантов автомобилей на базе «ГАЗели» и «Соболя» в последней версии «Бизнес», «сконструированных под конкретные потребности различных групп потребителей». Если «Мобильный шиномонтаж» на базе удлиненной «ГАЗели» мы уже видели в этом году на «КомТрансе», то автомобили «Семейный», «Охотник», «Молодежный», «Аэропорт-Люкс», «Мобильный офис» в диковинку. И если к шиномонтажной мастерской вопросов нет, то представляются туманными перспективы остальных модификаций, особенно «деловых» для бизнесменов и представителей органов государственной власти, которые привыкли передвигаться на автомобилях совершенно иной ценовой категории. Более важным представляется тот факт, что автомобили укомплектованы дизелем Cummins ISF 2.8. Группа ГАЗ с 1 сентября начала продажи дизельных версий микроавтобусов и легких грузовиков.

Президент Группы ГАЗ Бу Андерссон озвучил на пресс-конференции ближайшие планы – укомплектовать «ГАЗель Бизнес» кондиционером, создать версию с удлиненной базой грузоподъемностью (г/п) 2 т, а также в перспективе представить в 2011 г. модификации «ГАЗели» Euro 4 с двигателем на сжатом газе и с дизельным двигателем ЯМЗ-530.

Группа «СОЛЛЕРС» выставила две новые модификации FIAT Ducato – «Комби 8+1» и «Комби 5+1». Полноприводный микроавтобус с двумя (одним) рядами сидений остеклен полностью, «Комби 5+1» с одним рядом сидений – частично, грузовой отсек цельнометаллический и отделен перегородкой. Сиденья при необходимости увеличить пространство для груза можно снять. Размеры грузового отсека «Комби 5+1» – 1380х1808х1880 мм, т. е. можно перевезти трехкамерный холодильник. Оба автомобиля оснащены турбодизелем Euro 3 объемом 2,3 л, мощностью 81 кВт (110 л.с.) с расходом топлива в смешанном цикле 8,1 л/100  км, 5-ступенчатой механической КП, сдвижными дверями по обоим бортам и распашными задними. Полная масса обеих модификаций – 3300 кг, т. е. они попадают в категорию В.

Наиболее заметные новинки представила ульяновская компания «БАУ Мотор Корпорейшн». В первую очередь это грузовичок BAW 33463 Tonik г/п 1 т. Компания нацелилась на вакантное по сей день место Hyundai Porter. Похоже, Porter оказался явлением настолько уникальным по уровню качества и цене для нашего автопрома, что его нишу пока никто не может занять: получается либо хорошо по качеству, но плохо по цене, либо наоборот. Компания попыталась скомплектовать 1-тонник, вписавшись в цену 375 тыс. руб. (с бортовой платформой). В итоге получился автомобиль с колесной формулой 4х2, односкатной ошиновкой задних колес, 4-цилиндровым бензиновым двигателем G4AC Euro 4 объемом 1,3 л и мощностью 51 кВт (70 л.с.) с литым блоком цилиндров, однодисковым сухим сцеплением, 5-ступенчатой механической коробкой передач (КП). Расход топлива в городском цикле – 13 л, на трассе – 12  л/ 100 км, гарантийный пробег – 80 тыс. км, ресурс двигателя – около 200 тыс. км. Бензиновый двигатель позволяет установить газобаллонное оборудование (ГБО), и «БАУ Мотор» рекомендует Lovato. В теории гарантия на двигатель при установке ГБО не должна пропасть. Передаточные числа КП и заднего моста подобраны так, чтобы автомобиль с нагрузкой 50% преодолевал любой подъем на 5-й передаче. В части климатической адаптации заменена электропроводка, изменена система вентиляции и отопления, установлен пусковой подогреватель, проведена антикоррозионная обработка кабины. Окрашивать кабину будут, как и раньше, в белый цвет, а в перспективе к белому добавят синий и дальше расширять цветовую гамму не собираются. И хотя потребители требуют «какой угодно цвет, только не белый», у руководства «БАУ Мотор» на этот счет особое мнение.

Вторая по значению новинка BAW – автобус BAW 2245 Street пассажировместимостью 35 чел., построенный на шасси BAW Fenix 33460, с двигателем мощностью 88 кВт (120 л.с.). Автобус в значительной степени локализован, кузов и салон полностью собирают в Ульяновске из российских комплектующих. Шасси поступает в разобранном виде. В дальнейшем раму шасси будут полностью изготавливать на «БАУ Мотор». Стартовая цена автобуса – 1098 тыс. руб.

«БАУ Мотор» также модернизировала линейку грузовиков BAW Fenix в части тормозной системы и интерьера кабины. Подвеска осталась без изменений. Модернизированные автомобили поступят в продажу в октябре по цене 540 тыс. руб. за BAW Fenix 33462 г/п 1,5 т и 740 тыс. руб. за BAW Фenix 33460 г/п 4 т. Всего же во втором полугодии текущего года «БАУ Мотор» намерена выпустить 1142 автомобиля и автобуса, в 2011 г. – 4726 ед. автотехники.

Тему автобусных новинок продолжила компания «КузбассАвто». Hyundai County уже показывали на «КомТрансе», но тогда это событие прошло незаметно. «КузбассАвто» – новая производственная площадка площадью 40 тыс. м2, построенная за два года в с. Драченино Кемеровской области. Профиль завода – крупноузловая сборка автомобилей и автобусов марки Hyundai, производственная мощность – 1000 ед. в год. Сейчас «КузбассАвто» показала два уже серийных автобуса – городской и туристский Hyundai County Kuzbass. В ближайшем будущем завод начнет сборку грузовиков Hyundai HD78, а возможно, что и HD120.

Питерская компания «БТД» совместно с китайским партнером Xiamen Golden Dragon Bus представила 8-метровый городской автобус Golden Dragon XML6845 пассажировместимостью 56 чел. (мест для сидения 22+1) и 9-метровый туристский Golden Dragon XML6937J58 на 35 мест с двигателями Cummins Euro 4. Компания занимается переоборудованием фургонов в микроавтобусы, подписав с китайским партнером дилерский договор, и расширяет сферу деятельности продажами, обслуживанием и ремонтом автобусов Golden Dragon на своей производственной базе, а также поставками запчастей.

Нижегородская компания «София», также специализирующаяся на переделке фургонов в микроавтобусы, выставила белый IVECO Daily пассажировметимостью 26 чел. (19+1 посадочных мест) с автоматической сдвижной стеклянной дверью, белый Citroёn Jumper, рассчитанный на 22 чел. (18+1), и синий грузопассажирский Citroёn Jumper с посадочными местами 5+1. Цена микроавтобуса IVECO – 1690 тыс. руб., маршрутки Citroёn – 1170 тыс. руб., грузопассажирского Citroёn – 1150 тыс. руб.

Нижегородская фирма «Луидор» демонстрировала школьный автобус на базе Volkswagen Crafter, микроавтобус на базе Crafter с оборудованием для подъема через задние двери инвалидного кресла и микроавтобус на базе MB Sprinter.

Компания «ИРИТО» показала вариации на тему Peugeot Boxer с салоном Riviera. Салон модификации «бизнес-купе» заполнен двумя рядами сидений по три в каждом, установленных друг против друга. Вариант «пассажирский микроавтобус» может перевозить тех же 6 чел., но сиденья стоят друг за другом, а ряды сидений установлены на направляющих, и сиденья можно сдвигать, освобождая место для багажа. Сиденья полностью раскладываются, образуя три относительно удобных спальных места.

* * *

Небогатый раздел коммерческого транспорта поднимает вопрос – а нужен ли он Автосалону вообще? Да и три автомобильные выставки одновременно и в одном месте требуют более точного позиционирования и точных, соответствующих профилю выставки названий.

 
 
 
 

Андрей Гарбалев, технический директор Концерна «Цитрон»:

«Как видите, главный акцент нашей экспозиции на этой выставке был сделан на развитии, расширении ассортимента. За последний год мы освоили производство целого ряда деталей трансмиссии и тормозной системы, приводных ремней и щеток стеклоочистителей, т. е. мы начинаем охватывать все сегменты рынка запчастей. Не забыт и наш традиционный ассортимент фильтров, который вырос не на один, а на два-три порядка. Мы запустили в производство линейку салонных фильтров для грузовых автомобилей зарубежного производства, всю номенклатуру фильтров для тяжелой строительной техники, фильтры-сепараторы для дизельного топлива. Особо хочу обратить внимание на введение новой технологии – производство воздушных цилиндрических фильтров с внешним каркасом из армидной нити. Первыми эту технологию освоили MANN+Hummel, вторыми – мы. Нитяной каркас обеспечивает равномерность распределения складок фильтровальной бумаги в процессе эксплуатации и жесткость конструкции, при этом на производство фильтра уходит меньше металла, он легче, устойчивее к трению при вибрации, не корродирует. Сейчас мы выводим на номинальную мощность производство номенклатуры таких фильтров для среднетоннажных автомобилей. В целом ассортимент наших фильтров охватывает все автомобили «большой семерки» и все ведущие европейские, японские, американские, корейские и китайские бренды. Освоить столь широкую номенклатуру запасных частей невозможно без широкой производственной кооперации. Наши партнеры из многих стран поставляют нам полуфабрикаты. Основой развития ассортимента является создание на заводе «Цитрон» комплекса по обработке металла, в который входят цехи заготовительно-раскроечный, холодной штамповки черных и цветных металлов, холодной высадки и механической обработки. Мы полностью выполняем обработку бумаги для фильтров – гофрирование, склейку, причем используем все известные современной промышленности технологии. Всю сборку конечной продукции мы выполняем своими силами. Стратегическая политика Концерна направлена на полную автоматизацию данного процесса. Для проектирования сборочных линий были привлечены ведущие инжиниринговые компании. В состав каждой линии входят точки контроля, обеспечивающие 100%-ный контроль качества продукции. Контроль строится на базе ультразвуковых приборов и индуктивных датчиков».

 
 
Дизельные двигатели ОАО «ММЗ»
Дизельный двигатель ММЗ Д-249 Euro 5

На выставке были представлены перспективные двигатели, разработанные специалистами Минского моторного завода: четырехцилиндровый дизельный Д-245.35Е4 рабочим объемом 4,75 л и мощностью 170 л.с. для установки на среднетоннажные грузовые автомобили и автобусы малого и среднего класса; шестицилиндровый дизельный Д-263.1Е4 рабочим объемом 8,7 л и мощностью 350 л.с. для установки на седельные и бортовые тягачи с колесной формулой 4х2, 6х6 и 6х4, самосвалы с колесной формулой 4х2, 6х4, 6х6, 8х4, полноприводные автомобили, лесовозы с колесной формулой 4х4, 6х6, шасси под комплектацию с колесной формулой 4х2,6х4,6х6,8х4 полной массой до 52 т.

    Принципиально новой разработкой ММЗ стал показанный на выставке многоцелевой четырехцилиндровый дизель Д-249 Euro 5, имеющий одни из лучших показателей удельной литровой и весовой мощности: рабочий объем 4,75 л, мощность 190 л.с., удельный расход топлива 145 г/л.с..ч. Д-249 – первый минский дизель, сразу спроектированный для автомобиля и предназначенный для установки на среднетоннажные грузовые автомобили, автобусы малого и среднего класса. Новый двигатель сохранил компактные размеры и небольшую массу, несмотря на высокие рабочие характеристики. Двигатель Д-249 имеет абсолютно новый дизайн, является комбинацией надежности, новейших технологий и многочисленных технологических новинок, в том числе:
  • топливная система аккумуляторного типа с электронным управлением и максимальным давлением впрыска до 180 МПа, обеспечивающая требуемые экологические показатели при сохранении приемлемого уровня топливной экономичности, а также шума, вибрации и т. п.;
  • блок цилиндров повышенной жесткости с удлиненной нижней частью. С целью уменьшения размеров двигателя, сокращения номенклатуры применяемых деталей и упрощения сборки принята конструкция блока со встроенными полостями всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника.
  • единая головка блока цилиндров с поперечным потоком воздуха, встроенным впускным коллектором и четырьмя клапанами на цилиндр. Для улучшения процесса смесеобразования форсунки установлены вертикально по оси цилиндра. Болты крепления головки цилиндров расположены преимущественно равномерно по окружностям цилиндров с целью улучшения работы газового стыка;
  • двухступенчатый турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха помимо высокой мощности обеспечивает высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов двигателя;
  • коленчатый вал откован совместно с восемью противовесами, это значительно упрощает конструкцию и снижает затраты на механо-обработку. Для увеличения жесткости коленвала увеличены в сравнении с предшественником Д-245 диаметры коренных и шатунных шеек;
  • поршни с камерой сгорания открытого типа новой конструкции. Для уменьшения теплонапряженности поршня и повышения работоспособности колец при высоком уровне форсировки двигателя применено галерейное охлаждение;
  • для уменьшения возросших удельных нагрузок увеличен диаметр поршневого пальца;
  • заднее расположение «гитары» шестерен для снижения влияния скручивания коленчатого вала на фазы газораспределения, снижения шума, улучшения компоновки агрегатов в передней и задней частях вала;
  • раздельный привод вентилятора и водяного насоса с возможностью изменения положения вентилятора. Для обеспечения постоянного натяжения поликлинового ремня применен автоматический натяжитель. Эти решения позволили уменьшить размеры двигателя, упростить его сборку;
  • применена охлаждаемая система рециркуляции отработавших газов;
  • установлен горный тормоз;
  • закрытая система рециркуляции картерных газов и др.