Возвращение Будулая

КомТранс-2010

Леонид Малютин
Премьера Volvo FMX
Фургон КамАЗ-5308 4х2
Mitsubishi Fuso Canter
Мобильный магазин на базе «ГАЗель-БИЗНЕС» ГАЗ-330202-1288
Тягач DAF 105.460
Междугородный автобус Higer Еuro 4
Renault Premium Восток-3 калужской сборки
Автобус LC-100 Bus ростовской сборки
Фильтры Tsitron
КМУ Terex-Atlas на стенде «Коминвест-АКМТ»
Шасси Avia D120 с полной массой 12 000 кг
ISUZU NPR75
Полноприводный FIAT Ducato
«Мультилифт» Hiab для российского рынка

«КомТранс» вернулся. После 90-процентного падения рынка коммерческого транспорта в 2009 г. его возвращение особенно приятно. Вопреки пророчествам скептиков выставка получилась представительной и интересной.

В выставке участвовали как главные отечественные ньюсмейкеры КАМАЗ, Группа ГАЗ, ТагАЗ, «СОЛЛЕРС», так и зарубежные – «большая семерка» почти в полном составе (без IVECO), а также Hyundai, Ford, Volkswagen, Peugeot. Участники порадовали красочными премьерами новых моделей и новых для российского рынка брендов Mitsubishi Fuso, HINO, Avia. Китайский автопром в этот раз был представлен весьма скромно автобусами Higer, которые можно было увидеть, как обычно, на стенде «Русбизнесавто» и, что стало откровением, на стенде... Scania. А подлинным украшением выставки стала премьера самосвала Volvo FMX.

ОАО «КАМАЗ» представило образцы модельного ряда 2010 г. с улучшенными потребительскими свойствами за счет рестайлинговой кабины, новых двигателей и коробок передач. Семейство магистральных тягачей представляла модель КамАЗ-5460-64 (4х2). Кабина получила новые обвеску, оптику и зеркала, серьезно обновлен интерьер. Рулевое колесо из мягкого пластика регулируется по наклону и высоте. Новая приборная панель с графическим дисплеем должна легко читаться. Четырехточечная подвеска кабины призвана обеспечить комфортное вождение. КАМАЗ остается верен старой кабине, и хотя вся документация на новую кабину готова, для запуска проекта надо всего 6 млрд. руб. Сумма для промышленного предприятия в новых экономических условиях затруднительная, если не фантастическая.

Двигатель КамАЗ-740.64-420 мощностью 420 л.с. (309 кВт) – «старшая» версия обновленной «740-й» серии, в которую входят и агрегаты мощностью 300 и 400 л.с. (220 и 294 кВт). За счет цилиндропоршневой группы, выпускаемой совместно с Federal Mogul, и системы впрыска Common Rail удалось поднять мощность на 20...60 л.с., ресурс – до 700 тыс. км, а расход топлива снизить на 5%. Двигатель агрегатирован с механической 12-ступенчатой КП ZF AS Tronic с автоматизированным управлением. Полный перевод автомобилей КамАЗ на коробки производства «ЦФ-КАМА» ожидается в течение 3...4 лет. Процесс шел бы быстрее, если б не новые экономические условия. Что касается военного заказа, то сегодняшний, а тем более завтрашний уровень локализации производства «ЦФ-КАМА» позволяет говорить о российском происхождении продукции и рассчитывать на благорасположение оборонного ведомства.

Автомобиль-фургон КамАЗ-5308 (4х2) – представитель совершенно новой линейки двух- и трехосных грузовиков грузоподъемностью (г/п) 8,2 и 12,7 т, фактически принадлежащих к классу большегрузных автомобилей. Модель станут оснащать двигателями Cummins мощностью 245...285 л.с., механическими КП ZF 9S или автоматическими ZF 12AS, задними мостами с гипоидным редуктором. Шасси предназначено для монтажа разного рода надстроек.

Теперь для самосвалов доступны кузова овального сечения, в том числе для модернизированного семейства самосвалов г/п 7...22 т с колесной формулой 4х2, 6х4, 6х6 и 8х4 с двигателями Cummins и КамАЗ и механическими КП ZF. На выставке это семейство представлял самосвал КамАЗ-65115 (6х4) г/п 14,5 т.

Судя по маркировке моделей, прошлогодний эксперимент с ее сменой подошел к логическому концу.

В ходе выставки прошла премьера проекта «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» – совместного предприятия ОАО «КАМАЗ» и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation. В ее рамках представили первые грузовички Canter, собранные в Набережных Челнах. Сборка из машинокомплектов на производственных площадях СП начнется в мае с.г., а в июне стартуют продажи. Как показала выставка, спрос на автомобили этой марки есть. Предусмотрены четыре колесные базы – 3410, 3870, 4170 и 4470 мм, полная масса автомобилей – до 7,5 т, г/п – до 4,5 т. Двигатель Mitsubishi Fuso (Euro 3) объемом 4,9 л и мощностью 110 кВт агрегатируется с 6-ступенчатой КП, рычаг переключения передач встроен в приборную панель. Для всех исполнений автомобиля Canter предусмотрена двускатная ошиновка задних колес.

В феврале этого года Группа ГАЗ вывела на рынок модернизированную «ГАЗель-БИЗНЕС» с улучшенными потребительскими качествами. В конструкцию внедрили 20 новых технологий, в том числе новое сцепление, рулевой механизм, рулевую колонку, тормозную систему с АБС, систему отопления и вентиляции и др. Межсервисный пробег увеличили с 10 до 15 тыс. км, гарантийный пробег – с 60 до 80 тыс. км. Гарантия на основные агрегаты составляет 100 тыс. км, цена – на уровне 450 тыс. руб. В течение следующего года ГАЗ будет осваивать новые варианты «ГАЗель-БИЗНЕС». Уже идет производство модели с газобаллонным оборудованием, и стоимость ее владения снижается на 20% при увеличении цены на нее на 26 тыс. руб. от базовой ставки.

Группа ГАЗ возобновила производство автомобилей с уже готовыми надстройками и показала на выставке такие варианты – мобильный магазин и мобильный шиномонтажный автомобиль на базе «ГАЗель-БИЗНЕС» и «мобильный центр здоровья» на базе «Соболь-БИЗНЕС».

На стенде также выставили спецавтомобиль «Вепрь» ГАЗ-33081 с полным приводом для МЧС и автомобиль «Дорожный мастер» на базе «Валдая». Оборудование «Дорожного мастера» выполнено компанией «РосКомТранс» из Балахны (Нижегородская обл.), которая также участвовала в выставке.

Автобусные новинки Группы ГАЗ представляли среднеразмерный ПАЗ-320412-03 в пригородном исполнении и междугородный ГолАЗ-5251.

ТагАЗ представил шесть моделей. Прежде всего это грузовичок LC-100 Master в версиях г/п 1000 и 1600 кг, которым завод пытается заместить популярный Porter, так как его южнокорейский партнер Hyundai Motors не выказывает желания продолжать поставку машинокомплектов. LC-100 собран из южнокорейских агрегатов и китайской кабины. Сомнительно, сможет ли эта модель стать столь же популярной, как симпатичный и хорошо сбалансированный Porter. Приходит мысль и о некой синизации (китаизации) сегмента легких грузовичков.

На базе LC-100 разработан 14-местный микроавтобус LC-100 Bus, сборку которого ведет Ростовский автобусный завод. В экспозиции были представлены также автобусы Hyundai COUNTY, COUNTY Long и COUNTY «Школьный», а также городской низкопольный РоАЗ-5236.

Компания «Цитрон» (марка Tsitron TSN), производство которой размещено в Ставропольском крае, представила фильтры практически для всех марок коммерческих автомобилей, эксплуатируемых в России. Предприятие выпускает более трехсот наименований компонентов – воздушные, масляные и топливные фильтры, тормозные колодки, детали трансмиссии и ШРУСы, детали двигателей, подвески, системы зажигания и питания, приводные ремни, датчики. Продукция изготавливается на современном оборудовании из импортных материалов, что позволяет не сомневаться в их функциональности и надежности.

ЗАО «Вольво Восток» эффектно и со вкусом представило самосвал Volvo FM. Новое семейство Volvo FMX предназначено для строительства. Компания всегда выпускала строительную гамму грузовиков, хотя та и не выделялась из общего ряда, что несколько смущало покупателей. С появлением строительной линейки FMX это недоразумение устранили. Семейство FMX построено на проверенной временем платформе Volvo FM со значительным объемом модернизации и изменений в дизайне. Инженеры и художники постарались. Брутальный вид кабины, как нельзя лучше подходящий для самосвала, еще и функционален. Прочный стальной бампер, защищенная оптика, выведенный над кабиной и не ограничивающий обзор воздухозаборник, подножки, лестница и другие детали складываются в гармоничный облик. Под кабиной установлен 11-литровый (330...450 л.с.) или 13-литровый (380...500 л.с.) двигатель, агрегатированный с обновленной КП I-Shift с автоматизированным переключением передач. Предусмотрено несколько вариантов кабины и несколько комплектаций.

На стенде также представили самый мощный грузовой автомобиль Volvo FH16 (4х2) в 700 л.с., Volvo FH «Шторм» (4х2) в 440 л.с. (новое пакетное предложение для магистральных перевозок) и Volvo FL с изотермическим фургоном для развозных городских перевозок (оба грузовика выпущены заводом в Калуге). На открытой площадке расположили эвакуатор Volvo FH (8х4) в 400 л.с. и мусоровоз на шасси Volvo FM (6х2) калужской сборки с надстройкой Faun.

В экспозиции ООО «Рено Тракс Восток» сделали акцент на калужской сборке. Первый грузовик Renault сошел с конвейера завода в Калуге в июле 2009 г. В производственной программе завода – модели Premium, Lander и Kerax с двигателями Euro 3 и Euro 5. Производственная мощность предприятия – 5 тыс. автомобилей в год. На стенде компания выставила седельный тягач Premium 380.19T в модификации «Восток 3» с двигателем Euro 3 мощностью 379 л.с., самосвал Kerax 380.34 (6х4) с 16-кубовым кузовом, строительный тягач Premium Lander 440.26 (6х4). На стенде был также представлен мусоровоз Premium. Эти автомобили будут участвовать в пробеге по России, устраиваемом Renault Trucks в мае.

VH-DAF, официальный дилер DAF в России, выставил магистральный тягач DAF 105.460 (4х2) и строительный тягач DAF 85.410 (6х4). Надо заметить, что DAF – единственная компания из «большой семерки», не имеющая в России представительства. Ее интересы по поставке автомобилей, запчастей и сервису обеспечивает VH-DAF, кстати, крупнейший европейский дилер. Усилиями одной этой компании создана сервисная сеть. Сегодня в нее входят 15 сервисных центров от Смоленска до Барнаула. В этом году к ним присоединят еще четыре.

Технику Hyundai представлял официальный дистрибьютор ООО «Хёндэ КомТранс Рус». На стенде был ряд новинок. Самосвал с двусторонней разгрузкой на шасси HD120 г/п 6570 кг может представлять интерес для малоэтажного строительства и фермерских хозяйств. Грузоподъемность бортового HD78 с закабинным «спальником» и тентом со сдвижной крышей колеблется от 3810 до 4050 кг в зависимости от колесной базы и комплектации кузова – борт, тент или ворота. HD170 с бортовой платформой г/п 7450 кг оборудован КМУ AmcoVeba нижегородским автозаводом «Чайка-Сервис». Второй автомобиль HD170 оборудован КМУ Tadano. Автомобиль HD78 оснащен телескопическим гидроподъемником Socage T17 серии Apache российско-итальянского производства с высотой подъема до 22,5 м.

Из серийных образцов показали самосвал с задней разгрузкой на шасси HD260 и междугородный автобус Hyundai Universe.

Компания «Русбизнесавто» традиционно выставила новинки модельного ряда автобусов Higer – среднеразмерный KLQ6885Q (Euro 3) пассажировместимостью 35 чел. и главную новость – междугородный KLQ6119TQ (Euro 4) на 47 пассажиров. «Русбизнесавто» и «Скания-Русь» представляли автобусы Higer, собранные в Суджоу независимо друг от друга.

ООО «ИВЕКО-АМТ», уже длительное время не являющееся совместным с IVECO предприятием, представило автомобили на новом базовом шасси IVECO Trakker с новой рестайлинговой кабиной. Впервые были продемонстрированы сортиментовоз IVECO-AMT 633920 (8х6) и седельный тягач IVECO-AMT 633910 (6x6). Оба грузовика оснащены 6-цилиндровым наддувным двигателем Cursor 13 (Euro 3) мощностью 420 и 380 л.с. и механической 16-ступенчатой КП.

Наш сосед ХК «АвтоКрАЗ» привез седельный тягач КрАЗ Т17.0ЕХ «Бурлак» (6х6) с ярославским двигателем мощностью 400 л.с. Допустимая полная масса полуприцепа – 65 тыс. кг. Если мне не изменяет память, именно этот тягач мы видели на прошлогоднем московском автосалоне. «АвтоКрАЗ» хотел поставить действительно новинку – самосвал КрАЗ С18.0 (6х4), который появился после модернизации КрАЗ-65055 «Прораб», тоже показанного на автосалоне в 2009 г.

Еще пару месяцев назад о чешской марке Avia никто и не слышал, а сейчас у нее в России уже пять дилеров. Avia будет поставлять только шасси, а надстройки смонтируют в России. На выставке компания Avia Ashok Leyland показала три шасси – два полной массой 10 тыс. кг и одно полной массой 12 тыс. кг, на которое компания возлагает особые надежды. Да, в категории 12 тыс. кг становится тесно. Автомобили оснащены двигателями Cummins (Euro 3) английского производства и 6-ступенчатыми КП ZF. Автомобили войдут в более низкую ценовую нишу, чем ведущие европейские бренды, при этом предлагая европейскую сборку и интересную комплектацию.

ЗАО «Коминвест-АКМТ», известное тем, что монтирует разнообразные надстройки – мусоровозы, уборочные машины, кохеры и др. на отечественные и импортные шасси, продолжает диверсификацию своего многостороннего бизнеса. Компания получила статус эксклюзивного дистрибьютора голландской фирмы VDL, известной в том числе и у нас как поставщик крюковых систем, именуемых «мультилифтами». Теперь VDL обретает полноценный сервис и поддержку. Широкая линейка «мультилифтов» VDL предлагает ряд преимуществ. Рама из Z-образного профиля усиливает недостаточно прочную раму шасси. В комплект входят оригинальные стабилизаторы заднего моста, представляющие собой гидроцилиндры, штоками упирающиеся в рессору. Ролики и самосвальная рама находятся на одной общей оси, что делает конструкцию проще и надежнее.

Кроме «мультилифтов» «Коминвест-АКМТ» начала заниматься КМУ Terex-Atlas, производство которых расположено в Бремене. Стоит отметить, что эта популярная в Европе марка краново-манипуляторных установок недооценена на нашем рынке.

Компания «Карготек Рус», известная прежде всего благодаря КМУ марки HIAB, показала ряд новинок для российского рынка. Представленный «мультилифт» серии LH17S разработан специально для российских потребителей. Он предназначен для монтажа на двухосные шасси полной массой 19...25 т. Для снижения цены конструкцию упростили, удалив всю электронику и механизмы стабилизации заднего моста. Вторая новинка – гидроманипулятор, который монтируется прямо на крышу мусоровоза. Он предназначен для разгрузки твердых бытовых отходов в приемный бункер мусоровоза из заглубленных контейнеров. Тема заглубленных контейнеров начинает набирать обороты в крупных городах. С этого года «Карготек Рус» поставляет все КМУ Hiab с новой системой безопасности, которая полностью соответствует не только правилам безопасности РФ, но и правилам европейских стран. Приборы и системы безопасности встроены в кран. Если кран работает с пониженной устойчивостью или возникает риск перегрузки, система безопасности блокирует его работу. Балка выносных опор оснащена замками, предотвращающими самопроизвольное выдвижение балки во время движения автомобиля. «Карготек Рус» также начала поставки телескопических КМУ с лебедкой Hiab Hana, собранных в Корее из шведских комплектующих. Для развозных грузовиков компания предлагает широкий выбор гидробортов марки Zepro. Предложение ориентировано на кузовостроителей. Следующая новинка – навесной вилочный погрузчик HIAB Moffett – ориентирована на такую нишу, как птицефермы. Навесные погрузчики не новость для автомобильного мира. Их навешивают за кузовом и возят с собой, чтобы использовать для разгрузки грузовика там, где нет своего вилочного погрузчика. Надежный в самых тяжелых условиях эксплуатации на птицефабриках, навесной вилочный погрузчик Hiab Moffett имеет привод на все колеса с блокировкой дифференциала для отличного сцепления с дорогой даже при движении по глубокой грязи. Двигатель и гидравлические компоненты модели Hiab Moffett M9 защищены от пыли и загрязнений, которые бывают на птицефермах, что обеспечивает бесперебойную работу погрузчика.

Главные новости группы компаний «СОЛЛЕРС» – это система полного привода для FIAT Ducato, возобновление производства грузовиков Isuzu в Елабуге и новая модель Isuzu NPR75. Система полного привода создана французским ателье Danger и предусматривает три варианта – базовую систему с подключаемым полным приводом, систему, дополненную задним блокируемым дифференциалом, и систему с задним блокируемым дифференциалом, дополненную понижающим рядом. Что важно, любой из вариантов может быть установлен на любую модификацию Ducato независимо от колесной базы и типа кузова.

В этом году должны завершиться работы по адаптации бензинового двигателя Заволжского моторного завода для FIAT Ducato. Планируемый срок запуска двигателя в производство – начало 2011 г.

В апреле возобновлено производство на заводе СП SOLLERS-Isuzu в Елабуге и до конца года планируют реализовать до 2 тыс. автомобилей Isuzu всех классов. В 2011 г. завод должен приступить к производству среднетоннажных грузовиков N-серии нового поколения, представителя которой NPR75 показали на выставке.

* * *

На «КомТранс-2010» показали много интересного и красивого. Как оно будет пробиваться к своему покупателю при столь съежившемся спросе? Оставим вопрос без ответа.