6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
 1
Коробки передач компании EATON
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)

Метаном по бездорожью

Обзор выставки GasSUF 2009

Леонид Малютин
На прошедшей в середине октября в «Крокус Экспо» выставке GasSUF, седьмой специализированной выставке оборудования и технологий для газораспределения и эффективного использования газа, раздел коммерческого транспорта был представлен старыми знакомыми – все эти автомобили и автобусы участвовали в автопробеге «Голубой коридор» Ростов-на-Дону–Сочи.
Генератор водородсодержащего синтез-газа
Вакуумная машина КО-505А на шасси КамАЗ-65115
«ГАЗель», работающая на сжиженном нефтяном газе
«Соболь» Российского федерального ядерного центра на старте пробега «Голубой коридор»
НефАЗ-5299-30-31
Самосвал КамАЗ-65115-30
ЛиАЗ с газовым двигателем Cummins
Автофургон-рефрижератор на шасси IVECO Stralis
Мобильный газовый заправщик
Модификация автобуса ПАЗ, работающая на метане
На выставке «Соболь» вызывал постоянный интерес посетителей

Ситуация с газификацией коммерческого транспорта парадоксальна, хотя выгоды для страны очевидны и в плане топливной экономичности, и в плане экологии. В стране «Газпрома» удивительно мало газовых заправок и мало газобаллонных автомобилей. «Газпром» отсылает к автозаводам – дескать, они не хотят выпускать автомобили с газовыми двигателями. Автозаводы оправдываются тем, что заправляться негде. Получается замкнутый круг. Хотя «Газпром», как всегда, рапортует об успехах на этом поприще и неуклонном росте продаж газа через АГНКС (заправки). В 2005 г. реализовано 237 млн. м3 газа, в 2006 г. – 287 млн. м3, рост – 50 млн. м3. В 2007 г. реализовано 310 млн. м3, прирост 23 млн. м3, т. е. уже вдвое меньше. Прирост 2008 г. еще меньше – 14 млн. м3, реализовано 324 млн. м3. И то, что в 2009 г. будет какой-либо прирост, вызывает сомнения.

Похожую картину наблюдаем в парке газобаллонных автомобилей: 2005 г. – 57 тыс. ед., 2006 г. – 71 тыс. ед., 2007 г. – 95 тыс. ед., 2008 г. – 103 тыс. ед. Не видно предпосылок к тому, что в этом году прошлогодний показатель увеличится. Понятно, что кризис замедлил рост всего и вся и даже обратил вспять. Но какова доля газобаллонного парка? Российский автопарк оценивается в 32 млн. автомобилей. Что такое сто тысяч в 32 миллионах? Капля в море – 0,3%. И что такое 324 млн.  м3 газа в сравнении с 576,4 млрд. м3, поставленных «Газпромом» потребителям в 2008 г., – это 0,06%. Сам собой напрашивается ответ на сложившуюся ситуацию. «Газпрому» неинтересно заниматься долями процентов, он мыслит глобально, миллиардами кубометров. И по своей воле «Газпром» никогда не станет заниматься автомобильной тематикой. Для нефтяных компаний газ – побочный бизнес. Им проще сжигать попутный газ, чем заниматься его подготовкой и дистрибуцией. Норма  прибыли от продаж газа не может даже приблизиться к норме прибыли от светлых нефтепродуктов, а для нефтяников прибыль важнее всего на свете.

Далее. Похоже, поднятый прессой ажиотаж вокруг чистого водорода как альтернативного топлива приближается к логическому концу. Ни сегодня, ни в обозримом будущем энергетика на чистом водороде не станет рентабельной, безопасной и доступной для миллионов простых пользователей. Оговорка «чистый водород» сделана не случайно, поскольку водород в составе синтез-газа дает хорошие результаты.

Интересную и перспективную разработку на эту тему показал Российский федеральный ядерный центр (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», г. Саров (Арзамас-16). Газобаллонный автомобиль, работающий на бензине и метане,  оснастили генератором водородсодержащих добавок и автоматической системой управления. Генератор компактен и работает по принципу неполного сгорания (парциального окисления) основного топлива – метана. Никельсодержащий катализатор существенно дешевле и доступнее катализаторов на драгоценных металлах. Введение в основное топливо синтез-газа, содержащего водород, улучшает условия сгорания, так как водород стимулирует горение обедненной горючей смеси. В результате к.п.д. двигателя увеличивается на 12%, а в городском режиме на 25%. Двигатель Euro 3 при установке на него генератора водородсодержащих добавок начинает выполнять требования Euro 4. Режим каталитического окисления управляем, в зависимости от режима работы двигателя синтез-газа содержится от 0 до 35%. На скорости до 40 км/ч автомобиль может идти на синтез-газе, при повышении скорости автоматика уменьшает содержание водорода, на скорости свыше 80 км/ч полностью переводит двигатель на метан. Аналогичным образом двигатель работает на смесях бензина с синтез-газом. Двигатель не серийный, а переработанный совместно с конструкторами ЗМЗ.

Водородсодержащий синтез-газ дает дополнительный эффект. Поскольку реакция окисления экзотермическая, т. е. с выделением тепла, в камеру сгорания поступает теплый синтез-газ, что благоприятно для пуска двигателя в холодную погоду. Теплообменник генератора соединен с системой охлаждения и подогревает двигатель при пуске.

Микроавтобус «Соболь» с генератором водородсодержащих добавок участвовал в пробеге «Голубой коридор» и благополучно прошел все 2,5 тыс. км от Москвы до Сочи и домой до Сарова. А теперь он своим ходом вновь пришел в Москву.

В выставке участвовали его «коллеги» по пробегу – самосвал КамАЗ-65115-30 и вакуумная машина КО-505А  Арзамасского завода на таком же шасси, автобус НефАЗ. Городской 12-метровый полунизкопольный автобус НефАЗ-5299-30-31 – перспективная разработка. Он оснащен 8-цилиндровым  V-образным двигателем КамАЗ-820.61-260 мощностью 191 кВт и объемом 11,76 л, работающим на сжатом метане и отвечающим нормам Euro 4. В двигателе предусмотрена возможность корректировки состава топливовоздушной смеси индивидуально для каждого цилиндра – таким образом минимизируется выброс вредных веществ в атмосферу. Восемь газовых баллонов по 123 л каждый расположены на крыше в двух кассетах по пять и три баллона. Объем заправляемого газа при давлении 200 атм составляет 215 м3, которых хватает на 450 км хода. Пассажировместимость автобуса 84 человека, число мест для сидения – 25, максимальная скорость – 70 км/ч.

В качестве образца строительной техники, работающей на альтернативном топливе, ОАО «КАМАЗ» представило самосвал с трехсторонней разгрузкой КамАЗ-65115-30. Эта модель получила двигатель КамАЗ-820.60-260 мощностью 191 кВт. Топливная система автомобиля оснащена 13 баллонами по 80 л каждый: девять баллонов вертикально за кабиной и четыре горизонтально слева на раме. Общая вместимость баллонов составляет 1040 л, в них можно заправить 208 куб.м сжатого газа под давлением 200 атм. Снаряженная масса автомобиля – 10 600 кг, грузоподъемность – 13 800 кг, полная масса автопоезда – 37 550 кг. Цельнометаллическая  сварная платформа вместимостью 10 м3 без подогрева может разгружаться назад и на обе стороны. При взгляде на этот автомобиль обращаешь внимание на то, как много полезного пространства занимает баллонное хозяйство. И глушитель выведен под передний бампер, а это конструктивное решение не очень удачное для самосвала, у которого бампер, подножки, оперение регулярно страдают от контакта с твердыми предметами.

Второй грузовик – вакуумная машина КО-505А на таком же шасси и с таким же двигателем – смотрится более гармонично. Восемь газовых баллонов размещены на раме: слева четыре по 100 л, справа четыре по 80 л. Общая вместимость баллонов составляет 720 л, в них вмещается 144 м3 сжатого газа. Для 10-кубовой цистерны и насосного оборудования на раме осталось достаточно места. Если компоновочное решение с баллонами в колесной базе и глушителем под бампером подходит для вакуумной машины и мусоровоза и терпимо для самосвала, то для комбинированной уборочной машины оно неприемлемо.

Вклад в дело газификации страны вносит Группа ГАЗ. Ликинский завод показал 12-метровый автобус ЛиАЗ-5256.57-01 в комплектации для пригородного сообщения с 88 посадочными местами. Автобус оснащен 6-цилиндровым рядным газовым двигателем Cummins CG-280 Euro 4 мощностью 189 кВт, соединенным с автоматической коробкой передач Allison T-280R. Баллоны размещены на крыше и закрыты кожухом.

Горьковский автозавод послал на выставку грузопассажирскую «ГАЗель» с двигателем УМЗ-4216 Euro 3 мощностью 78,5 кВт при работе на бензине Аи-92, АИ-95 и 74,4 кВт при работе на сжиженном нефтяном газе. Газовая топливная аппаратура производства OMVL (Италия).

Павловский завод показал опытную модификацию автобуса малого класса ПАЗ-320402-08 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 Euro 3, работающим на бензине и метане. Базовая модель ПАЗ-320402-08 выпускается серийно с таким же двигателем, но работает на бензине и пропан-бутане и отличается салоном и размещением баллонов, а ее салон с ровным полом. В опытной версии с метановым двигателем для размещения баллонов пришлось ряды кресел поднимать на подиумы. Образец, который пойдет в серию в середине следующего года, будет лишен этого недостатка, а баллоны разместят на месте инструментального ящика у передней двери и в заднем свесе слева.

От IVECO в «Голубом коридоре» участвовал IVECO Daily с изотермическим фургоном. Автомобиль укомплектован газовым двигателем IVECO F1C CNG объемом 3 л и мощностью 100 кВт. Газовые баллоны по 30...80 л размещены на раме в межколесной базе и в заднем свесе. На выставке компанию ему составил автофургон-рефрижератор IVECO Stralis. Компания IVECO поставляет шасси с газовыми двигателями с различными колесными базами и вариантами размещения баллонов для монтажа кузовов длиной от 3500 до 9750 мм, в том числе для мусоровозов.

Вопрос газовых заправок стоит остро, и потому мобильные заправщики окажутся весьма полезными. ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» показал мобильный заправщик с дожимающим компрессором на шасси КамАЗ-43118-1812-16 с газовым двигателем КамАЗ-820.52-260. В состав заправщика входят две кассеты с баллонами, осушитель газа, компрессор с гидроприводом от КП шасси, две заправочные колонки. В этой комплектации 60 баллонов, вмещающих 2160 м3 газа, и дожимающий компрессор позволяют заправлять 40 автомобилей, опорожняя при этом баллоны на 90%.

Стоит принимать во внимание, что газ не является полной и безоговорочной панацеей для всех видов техники. Основная проблема газовой топливной системы давно и хорошо известна – баллоны буквально съедают полезное пространство и грузоподъемность. При этом преимущества газа как топлива для городского пассажирского транспорта, для отдельных видов специальной техники очевидны – это экологичность и экономичность. И эти направления стоит развивать ускоренными темпами, опираясь как на зарубежный опыт, так и на собственные интересные и перспективные разработки.

ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ ТРАНСПОРТ ГСМ GasSuf
Леонид Малютин Основные Средства 12'2009 17 ноября 2010

Комментарии (0)