Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники

Метаном по бездорожью

Обзор выставки GasSUF 2009

Леонид Малютин
На прошедшей в середине октября в «Крокус Экспо» выставке GasSUF, седьмой специализированной выставке оборудования и технологий для газораспределения и эффективного использования газа, раздел коммерческого транспорта был представлен старыми знакомыми – все эти автомобили и автобусы участвовали в автопробеге «Голубой коридор» Ростов-на-Дону–Сочи.
Генератор водородсодержащего синтез-газа
Вакуумная машина КО-505А на шасси КамАЗ-65115
«ГАЗель», работающая на сжиженном нефтяном газе
«Соболь» Российского федерального ядерного центра на старте пробега «Голубой коридор»
НефАЗ-5299-30-31
Самосвал КамАЗ-65115-30
ЛиАЗ с газовым двигателем Cummins
Автофургон-рефрижератор на шасси IVECO Stralis
Мобильный газовый заправщик
Модификация автобуса ПАЗ, работающая на метане
На выставке «Соболь» вызывал постоянный интерес посетителей

Ситуация с газификацией коммерческого транспорта парадоксальна, хотя выгоды для страны очевидны и в плане топливной экономичности, и в плане экологии. В стране «Газпрома» удивительно мало газовых заправок и мало газобаллонных автомобилей. «Газпром» отсылает к автозаводам – дескать, они не хотят выпускать автомобили с газовыми двигателями. Автозаводы оправдываются тем, что заправляться негде. Получается замкнутый круг. Хотя «Газпром», как всегда, рапортует об успехах на этом поприще и неуклонном росте продаж газа через АГНКС (заправки). В 2005 г. реализовано 237 млн. м3 газа, в 2006 г. – 287 млн. м3, рост – 50 млн. м3. В 2007 г. реализовано 310 млн. м3, прирост 23 млн. м3, т. е. уже вдвое меньше. Прирост 2008 г. еще меньше – 14 млн. м3, реализовано 324 млн. м3. И то, что в 2009 г. будет какой-либо прирост, вызывает сомнения.

Похожую картину наблюдаем в парке газобаллонных автомобилей: 2005 г. – 57 тыс. ед., 2006 г. – 71 тыс. ед., 2007 г. – 95 тыс. ед., 2008 г. – 103 тыс. ед. Не видно предпосылок к тому, что в этом году прошлогодний показатель увеличится. Понятно, что кризис замедлил рост всего и вся и даже обратил вспять. Но какова доля газобаллонного парка? Российский автопарк оценивается в 32 млн. автомобилей. Что такое сто тысяч в 32 миллионах? Капля в море – 0,3%. И что такое 324 млн.  м3 газа в сравнении с 576,4 млрд. м3, поставленных «Газпромом» потребителям в 2008 г., – это 0,06%. Сам собой напрашивается ответ на сложившуюся ситуацию. «Газпрому» неинтересно заниматься долями процентов, он мыслит глобально, миллиардами кубометров. И по своей воле «Газпром» никогда не станет заниматься автомобильной тематикой. Для нефтяных компаний газ – побочный бизнес. Им проще сжигать попутный газ, чем заниматься его подготовкой и дистрибуцией. Норма  прибыли от продаж газа не может даже приблизиться к норме прибыли от светлых нефтепродуктов, а для нефтяников прибыль важнее всего на свете.

Далее. Похоже, поднятый прессой ажиотаж вокруг чистого водорода как альтернативного топлива приближается к логическому концу. Ни сегодня, ни в обозримом будущем энергетика на чистом водороде не станет рентабельной, безопасной и доступной для миллионов простых пользователей. Оговорка «чистый водород» сделана не случайно, поскольку водород в составе синтез-газа дает хорошие результаты.

Интересную и перспективную разработку на эту тему показал Российский федеральный ядерный центр (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», г. Саров (Арзамас-16). Газобаллонный автомобиль, работающий на бензине и метане,  оснастили генератором водородсодержащих добавок и автоматической системой управления. Генератор компактен и работает по принципу неполного сгорания (парциального окисления) основного топлива – метана. Никельсодержащий катализатор существенно дешевле и доступнее катализаторов на драгоценных металлах. Введение в основное топливо синтез-газа, содержащего водород, улучшает условия сгорания, так как водород стимулирует горение обедненной горючей смеси. В результате к.п.д. двигателя увеличивается на 12%, а в городском режиме на 25%. Двигатель Euro 3 при установке на него генератора водородсодержащих добавок начинает выполнять требования Euro 4. Режим каталитического окисления управляем, в зависимости от режима работы двигателя синтез-газа содержится от 0 до 35%. На скорости до 40 км/ч автомобиль может идти на синтез-газе, при повышении скорости автоматика уменьшает содержание водорода, на скорости свыше 80 км/ч полностью переводит двигатель на метан. Аналогичным образом двигатель работает на смесях бензина с синтез-газом. Двигатель не серийный, а переработанный совместно с конструкторами ЗМЗ.

Водородсодержащий синтез-газ дает дополнительный эффект. Поскольку реакция окисления экзотермическая, т. е. с выделением тепла, в камеру сгорания поступает теплый синтез-газ, что благоприятно для пуска двигателя в холодную погоду. Теплообменник генератора соединен с системой охлаждения и подогревает двигатель при пуске.

Микроавтобус «Соболь» с генератором водородсодержащих добавок участвовал в пробеге «Голубой коридор» и благополучно прошел все 2,5 тыс. км от Москвы до Сочи и домой до Сарова. А теперь он своим ходом вновь пришел в Москву.

В выставке участвовали его «коллеги» по пробегу – самосвал КамАЗ-65115-30 и вакуумная машина КО-505А  Арзамасского завода на таком же шасси, автобус НефАЗ. Городской 12-метровый полунизкопольный автобус НефАЗ-5299-30-31 – перспективная разработка. Он оснащен 8-цилиндровым  V-образным двигателем КамАЗ-820.61-260 мощностью 191 кВт и объемом 11,76 л, работающим на сжатом метане и отвечающим нормам Euro 4. В двигателе предусмотрена возможность корректировки состава топливовоздушной смеси индивидуально для каждого цилиндра – таким образом минимизируется выброс вредных веществ в атмосферу. Восемь газовых баллонов по 123 л каждый расположены на крыше в двух кассетах по пять и три баллона. Объем заправляемого газа при давлении 200 атм составляет 215 м3, которых хватает на 450 км хода. Пассажировместимость автобуса 84 человека, число мест для сидения – 25, максимальная скорость – 70 км/ч.

В качестве образца строительной техники, работающей на альтернативном топливе, ОАО «КАМАЗ» представило самосвал с трехсторонней разгрузкой КамАЗ-65115-30. Эта модель получила двигатель КамАЗ-820.60-260 мощностью 191 кВт. Топливная система автомобиля оснащена 13 баллонами по 80 л каждый: девять баллонов вертикально за кабиной и четыре горизонтально слева на раме. Общая вместимость баллонов составляет 1040 л, в них можно заправить 208 куб.м сжатого газа под давлением 200 атм. Снаряженная масса автомобиля – 10 600 кг, грузоподъемность – 13 800 кг, полная масса автопоезда – 37 550 кг. Цельнометаллическая  сварная платформа вместимостью 10 м3 без подогрева может разгружаться назад и на обе стороны. При взгляде на этот автомобиль обращаешь внимание на то, как много полезного пространства занимает баллонное хозяйство. И глушитель выведен под передний бампер, а это конструктивное решение не очень удачное для самосвала, у которого бампер, подножки, оперение регулярно страдают от контакта с твердыми предметами.

Второй грузовик – вакуумная машина КО-505А на таком же шасси и с таким же двигателем – смотрится более гармонично. Восемь газовых баллонов размещены на раме: слева четыре по 100 л, справа четыре по 80 л. Общая вместимость баллонов составляет 720 л, в них вмещается 144 м3 сжатого газа. Для 10-кубовой цистерны и насосного оборудования на раме осталось достаточно места. Если компоновочное решение с баллонами в колесной базе и глушителем под бампером подходит для вакуумной машины и мусоровоза и терпимо для самосвала, то для комбинированной уборочной машины оно неприемлемо.

Вклад в дело газификации страны вносит Группа ГАЗ. Ликинский завод показал 12-метровый автобус ЛиАЗ-5256.57-01 в комплектации для пригородного сообщения с 88 посадочными местами. Автобус оснащен 6-цилиндровым рядным газовым двигателем Cummins CG-280 Euro 4 мощностью 189 кВт, соединенным с автоматической коробкой передач Allison T-280R. Баллоны размещены на крыше и закрыты кожухом.

Горьковский автозавод послал на выставку грузопассажирскую «ГАЗель» с двигателем УМЗ-4216 Euro 3 мощностью 78,5 кВт при работе на бензине Аи-92, АИ-95 и 74,4 кВт при работе на сжиженном нефтяном газе. Газовая топливная аппаратура производства OMVL (Италия).

Павловский завод показал опытную модификацию автобуса малого класса ПАЗ-320402-08 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 Euro 3, работающим на бензине и метане. Базовая модель ПАЗ-320402-08 выпускается серийно с таким же двигателем, но работает на бензине и пропан-бутане и отличается салоном и размещением баллонов, а ее салон с ровным полом. В опытной версии с метановым двигателем для размещения баллонов пришлось ряды кресел поднимать на подиумы. Образец, который пойдет в серию в середине следующего года, будет лишен этого недостатка, а баллоны разместят на месте инструментального ящика у передней двери и в заднем свесе слева.

От IVECO в «Голубом коридоре» участвовал IVECO Daily с изотермическим фургоном. Автомобиль укомплектован газовым двигателем IVECO F1C CNG объемом 3 л и мощностью 100 кВт. Газовые баллоны по 30...80 л размещены на раме в межколесной базе и в заднем свесе. На выставке компанию ему составил автофургон-рефрижератор IVECO Stralis. Компания IVECO поставляет шасси с газовыми двигателями с различными колесными базами и вариантами размещения баллонов для монтажа кузовов длиной от 3500 до 9750 мм, в том числе для мусоровозов.

Вопрос газовых заправок стоит остро, и потому мобильные заправщики окажутся весьма полезными. ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» показал мобильный заправщик с дожимающим компрессором на шасси КамАЗ-43118-1812-16 с газовым двигателем КамАЗ-820.52-260. В состав заправщика входят две кассеты с баллонами, осушитель газа, компрессор с гидроприводом от КП шасси, две заправочные колонки. В этой комплектации 60 баллонов, вмещающих 2160 м3 газа, и дожимающий компрессор позволяют заправлять 40 автомобилей, опорожняя при этом баллоны на 90%.

Стоит принимать во внимание, что газ не является полной и безоговорочной панацеей для всех видов техники. Основная проблема газовой топливной системы давно и хорошо известна – баллоны буквально съедают полезное пространство и грузоподъемность. При этом преимущества газа как топлива для городского пассажирского транспорта, для отдельных видов специальной техники очевидны – это экологичность и экономичность. И эти направления стоит развивать ускоренными темпами, опираясь как на зарубежный опыт, так и на собственные интересные и перспективные разработки.

ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ ТРАНСПОРТ ГСМ GasSuf
Леонид Малютин Основные Средства 12'2009 17 ноября 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com