Коммаш строят по ранжиру

Леонид Малютин
 
Вакуумная машина завода «Старт»
КДМ компании «Меркатор» с солераспределителем Bucher Giletta
Универсальная дорожная машина УДМ-Е с кусторезом на базе трактора елабужской сборки
Установка для подготовки литого асфальта компании «Росдортех»
Навесное шнекороторное оборудование компании «Коминвест-АКМТ» на погрузчике В-140
Установка М2 для ямочного ремонта компании «Коминвест-АКМТ»
Вакуумная подметально-уборочная машина КО-318 завода «Кургандормаш»
Мценский мусоровоз КО-427
Комбинированная машина КО-829Б Арзамасского завода «Коммаш»
Орловский автогрейдер ДЗ-122Б-11
Снегопогрузчик СнП-17 московского объединения «Дормаш»

На производственной площадке завода «Бецема» в Красногорске 3 и 4 июня параллельно с «СТТ» прошла выставка техники для ремонта и содержания автомобильных дорог. Организатором мероприятия выступил Союз производителей  строительно-дорожной техники. Цель выставки – ознакомить работников дорожно-эксплуатационных  предприятий, выполняющих работы по содержанию дорог федерального значения, с техникой, которую входящие в Союз предприятия предлагают к поставке в 2009 г. по лизинговой программе. Посетителей вместе с участниками (а это 30 предприятий с 68 образцами машин и оборудования) и прессой набралось около четырехсот человек, т. е. плотность населения сравнительно маленькой по площади экспозиции оказалась выше, чем на «СТТ».

Открыл выставку и провел строевой смотр участников Сергей Васильевич Костин, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ. В  приветственной речи он отметил, что сейчас в отрасли сложилась уникальная ситуация, которая дает возможность дорожным организациям в течение года полностью обновить парки. Правительство страны поставило задачу технически перевооружить дорожную отрасль в течение двух, максимум трех лет и на эти цели выделило 10 млрд. руб. С.В. Костин призвал дорожные организации списывать старую технику через Государственную Транспортную Лизинговую Компанию (ГТЛК), обновлять парки, выбирая лучшие образцы техники, и наладить эффективное хозяйство. Другой такой возможности не будет!

Предложенная правительством схема и условия финансирования через ГТЛК направлены на поддержку отечественного машиностроения. К участию в программе закупок допускается только российская техника. Исключена даже белорусская, если уровень ее локализации ниже 50%.

Условия лизингового договора, предлагаемые дорожникам ГТЛК, предусматривают годовое удорожание 8,5%. Авансового платежа нет. Сейчас в Думе находится законопроект об освобождении дорожных организаций от уплаты налога на имущество. Если законопроект будет принят, то ГТЛК сможет снизить лизинговый платеж. Кроме того, ГТЛК ведет переговоры со страховщиками о снижении ставки страхования рисков, которое тоже входит в лизинговый платеж.

Казалось бы, все условия для перевооружения созданы, но главное препятствие в его реализации в том, что половина эксплуатирующих организаций не в состоянии что-либо покупать. В решении этой проблемы намечаются подвижки. Минтранс подготовил предложение правительству о переходе эксплуатационных организаций на трехлетний контракт со следующего года и о переходе на полные нормативы с 2012 г. Таким образом, у дорожников появятся гарантии финансирования 3-летнего лизингового договора.

На что обращал особое внимание С.В. Костин при обходе выставки? На многофункциональность коммунальных машин, на локализацию импортной техники, на оборудование для распределения пескосоляной смеси с расходом 10...20 г/м2, на оперативность сервиса и возможность подключения аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС и датчиков. Последний пункт вызывал у присутствующих вопросы. А дело в том, что правительство сейчас активно продвигает ГЛОНАСС. Навигационная система рассматривается как инструмент повышения экономической эффективности дорожных организаций через контроль местоположения машин, их наработки, расхода топлива и материалов. За счет централизованного финансирования находящаяся в федеральной собственности техника будет полностью оснащена аппаратурой ГЛОНАСС.

Участники выставки представляли преимущественно серийную продукцию, но встречались и новинки. В секции комбинированных дорожных машин свою продукцию показали Кемеровский опытный ремонтно-механический завод, «Меркатор», Мценский и Арзамасский заводы «Коммаш», «Коминвест-АКМТ». Комбинированная дорожная машина ДМК-40 завода КОРМЗ на базе самосвала КамАЗ-53229 с удлиненной усиленной рамой и плоским кузовом повышенной грузоподъемности работает на технологическом плече до 120 км. Для зимнего содержания дорог на нее навешивают скоростные передний и боковой снежные плуги, оборудование для распределения песка с расходом 150 г/м2 и другое оборудование. Для летнего содержания предусмотрен комплект поливомоечного оборудования.

Свои модели комбинированных дорожных машин показали Мценский завод «Коммаш» – КО-713Н на шасси ЗИЛ и Арзамасский завод «Коммаш» на шасси КамАЗ и ЗИЛ – КО-829А и КО-829Б.

«Меркатор» представил комбинированную машину на базе самосвала КамАЗ-65115 с солераспределителем Bucher Giletta, способным распределять чистую увлажненную соль с расходом от 5 до 50 г/м2, и фронтальным плугом Giletta. Всего предусмотрено 25 видов оборудования для машины. По словам представителя фирмы, некоторые элементы конструкции уже российского изготовления, а кооперация углубляется.

Распределитель реагентов датской фирмы Epoke c дозировкой 5...40 г/м2 на базе самосвала КамАЗ привезла московская компания «Коминвест-АКМТ». Предусмотрена  возможность установки на машину навигационного оборудования, и «Коминвест-АКМТ» уже поставила 40 таких машин. Один нюанс – датское оборудование работает с системой GPS...

Сегодня основное шасси для коммунальных машин – КамАЗ. Что же сегодня наш гигант хочет предложить отрасли? Это двигатель Cummins ISL 310 китайского производства с отбором мощности от маховика и заявленным ресурсом в 1 млн км и к нему коробка передач FastGear также китайского производства. Обслуживание двигателя обещали обеспечить через сервисную сеть Cummins, а впоследствии через сеть ОАО «КАМАЗ».

Технику для работы с битумом представили завод «Бецема», саратовский научно-производственный центр «Росдортех»,  «Коминвест-АКМТ», «Кургандормаш». Завод «Бецема» показал свою серийную продукцию – установку для ямочного ремонта БЦМ-24.3, которую выпускает по американской лицензии с конца 1990-х годов. Исходная конструкция установки была модернизирована с целью упростить эксплуатацию и обслуживание. Из конструкции удалены гидропривод, шнеки питателя подачи щебня, насос для подачи битумной эмульсии. Щебень подается из кузова самосвала в приемное устройство прицепа и далее по трубопроводу под давлением воздуха. Битумная эмульсия подается из бака под давлением воздуха от компрессора двигателя.

«Росдортех» привез свежую разработку – установку для приготовления литого асфальта. Установка монтируется в кузове 15-тонного самосвала. Вместимость бункера – 3 м3. Предусмотрена тележка для развоза смеси по ямкам. Стоимость установки – 720 тыс. руб.

Где-то еще не забыли, что такое поверхностная обработка. «Чипсилер-26», оборудование совместной разработки «Росдортеха» и французской фирмы Secmair, предназначено как раз для синхронного розлива вяжущего и распределения по покрытию каменного материала. Процесс полностью автоматизирован. Оборудование смонтировано на автомобильном прицепе и стоит 4,9 млн. руб.

Компания  «Коминвест-АКМТ» привезла прицепную установку собственной разработки и производства М2 для ямочного ремонта с использованием импортных комплектующих – двигателя, оси прицепа и горелки. Установка непрерывного действия, готовность к работе – через 20 мин после розжига горелки. Вместимость бункера – 500 л. Стоимость установки – 1,5 млн. руб. в максимальной комплектации. Вторая машина для ямочного ремонта и устройства эластичных слоев на мостовых переходах – «кохер» МРД 5944 на шасси КамАЗ. Вместимость бункера установки – не менее 5000 л.

Автогудронатор ДС-39К курганского завода на двухосном шасси КамАЗ – мобильная, маневренная машина. Цистерна вместимостью 5 м3 установлена под наклоном, что обеспечивает полный слив вяжущего. Гидропривод битумного насоса позволяет регулировать розлив. Возможна установка автоматики на отечественной элементной базе.

В разделе землеройной техники новинку представил орловский завод «Дормаш». Это модификация автогрейдера ДЗ-122Б-11 с двигателем Deutz, механической 6-ступенчатой псковской коробкой передач и задней балансирной тележкой NAF.

Вывоз мусора сродни содержанию дорог. Видимо, поэтому выставляли мусоровозы. Обратил на себя внимание размерами мусоровоз КО-427 мценского завода «Коммаш» на трехосном шасси КамАЗ. Эта машина с задней разгрузкой работает с помощью портального опрокидывателя с контейнерами вместимостью от 0,12 до 1,1 м3 и с контейнерами вместимостью до 8 м3. Мусоровоз устанавливают на шасси КамАЗ, МАЗ, DongFeng, Hyundai, MAN. В зависимости от модели шасси изготавливают кузов вместимостью 16, 18 или 20 м3.

Вакуумные машины также используются в дорожном хозяйстве, особенно на федеральных трассах с развитой системой ливневой канализации. Такую машину представил курганский завод «Старт», специализирующийся в производстве автоцистерн. Вакуумная машина 5666-12 (АВ-10-4320) на шасси «Урал-4320» оснащена цистерной на 10 м3, вакуум-компрессором, заборным шлангом. Цистерну изготавливают в двух вариантах – цельную и с открывающимся задним днищем. Применяют также два варианта стали – Ст3сп и 09Г2С.

* * *

Нашему коммунальному машиностроению был устроен смотр. Конечно, не все заводы участвовали в этой первой выставке, но, надеемся, ее станут проводить регулярно, а число участников увеличится. По составу участников и по выставке в целом видно, что Союз производителей строительно-дорожной техники вместе с ГТЛК становятся серьезным инструментом в развитии отрасли. Организаторы обещали уже к осени подготовить следующую выставку техники для строительства дорог.

 

Справка

ГЛОНАСС – российская ГЛОбальная НАвигационно-Спутниковая Система, конкурент американской GPS. Абонентская аппаратура ГЛОНАСС с GPS несовместима. С обеими системами работают двухсистемные приемники ГЛОНАСС/GPS. Точность определения координат системой ГЛОНАСС порядка 10 м (у GPS порядка 2 м). Обещано повысить точность до 5 м к 2010 г. Для полноценного функционирования глобальной системы требуется 24 работающих спутника и примерно 6 резервных. Для охвата территории России понадобится хотя бы 18 работающих спутников. По состоянию на 11 июня 2009 г. на орбите находится группировка из 19 спутников, из которых два временно выведены из эксплуатации. Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов обещал, что «в 2010 году ГЛОНАСС заработает в глобальном масштабе и будет работать с высочайшей надежностью и эффективностью». Затраты на ГЛОНАСС, даже при ее широкой коммерческой эксплуатации, никогда не окупятся. Основная ее функция – поддержание обороноспособности.