Когда новый друг лучше старых двух

Калейдоскоп новинок дорожно-строительного оборудования и компонентов

Станислав Протасов
Компании – производители дорожно-строительного оборудования и компонентов для него должны постоянно совершенствовать продукцию и расширять предложение. Ведущие компании вкладывают в научно-исследовательские работы огромные деньги. Именно поэтому на рынке каждый год появляются новинки, которые по многим параметрам лучше образцов прежнего выпуска. О новинках дорожно-строительной индустрии, которые предполагается показать на выставке Intermat 20–25 апреля, мы и поговорим.
Новый компактный экскаватор на резиновых гусеницах Bobcat E60
Двигатель Cummins QSL9 Tier 4
Первый колесный экскаватор Bobcat E55W
Мини-экскаватор Ammann-Yanmar B55W-2
Универсальный мини-экскаватор Ammann-Yanmar SV20
Двигатель Scania DC16 Stage IIIB/ Tier 4
В новом материале шин Michelin XHA2 трещины развиваются не в радиальном направлении, а по окружности
Мировая премьера – шины Michelin XHA2
Шина линейки Solideal Hauler SKS2
Шина с цельнометаллическим радиальным кордом Solideal SRGP
Шины нового типоразмера Michelin X-Crane AT для кранов
Резиновая гусеница Solideal OTT
Пальцы крепления траков гусеницы Solideal Triple S
Зуб со сменной накладкой конструкции BYG FUTURA
Зубья BYG S.A. со сменными накладками FUTURA RPHDC

Экскаваторы

Бренд Ammann-Yanmar представит новинку – универсальный мини-экскаватор SV20. Транспортная масса машины модульной конструкции – 2050 кг (с  тентом), габаритная ширина – 1380 мм. Производительность экскаватора, несмотря на небольшие размеры, высокая: усилие копания достигает 1900 кгс (на ковше) и 1200 кгс (на рукояти). В стандартной комплектации SV20 оборудуют удлиненной стрелой, поэтому глубина копания составляет целых 2480 мм, а высота выгрузки – 4015 мм. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки.

Bobcat добавил новую модель в ряд гусеничных экскаваторов – компактную машину Е60 на резиновых гусеницах эксплуатационной массой 6025 кг. Экскаватор оборудован двигателем мощностью 37,6 кВт с электронной системой впрыска самым мощным, по утверждению компании. Также у Е60 и самый высокий момент поворотного механизма в своем классе. Благодаря таким характеристикам обеспечивается надежная работа экскаватора на склоне. Управление осуществляется джойстиками. Уровень шума в кабине составляет 75 дБ (А). Система отопления имеет функцию оттаивания стекол. Усилие резания на зубьях ковша – 39,9 кН, глубина копания – 3725 мм, высота разгрузки – 3940 мм, вылет на уровне земли – 6005  мм. В соответствии с мировой тенденцией противовес экскаватора сзади не выступает за пределы ходовой части. Для удобства техобслуживания кабина откидывается. Е60 снабжен мощным радиатором охлаждения и централизованной системой смазки. Двухступенчатый воздушный фильтр большого объема задерживает 99% твердых частиц. Скорость машины – 3,9 км/ч.

Следующие две новые модели разных производителей очень похожи, скорее всего, это одна и та же модель, выпускаемая под разными брендами, а разработчик, по-видимому, Ammann, поскольку для Bobcat этот колесный экскаватор первый. Судите сами.

Семейство мини-экскаваторов Ammann-Yanmar замыкает колесная машина B55W-2 массой 5550 кг. Экскаватор развивает усилие копания 4060 кгс (на ковше) и 2690 кгс (на рукояти). Габаритная ширина машины всего 1920 мм, глубина копания – 3496 мм, высота выгрузки – 4265 мм.

Компания Bobcat представляет свой первый колесный экскаватор E55W. Машина эксплуатационной массой 5550 кг укомплектована двигателем с электронной системой впрыска мощностью 40,8 кВт и трансмиссией с двумя диапазонами скорости движения. Максимальная скорость – 30 км/ч. Топливный бак вместимостью 120 л позволяет работать без дозаправки более двух дней. Глубина копания – 3495 мм, высота выгрузки – 4265 мм, а вылет на уровне земли – 5890 мм. В базовой комплектации предусмотрены одинарные колеса, по желанию клиента устанавливают и двойные. Уровень наружного шума E55W весьма низкий: 97 дБ (А), что существенно для работы в городе. Уровень шума в кабине составляет 76 дБ (А). Переднее и боковые стекла кабины открываются. Управление осуществляется джойстиками. Система вентиляции и отопления оснащена оттаивателем стекол – полезная для России функция! Мощный воздушный фильтр задерживает 99% твердых частиц, а мощный радиатор системы охлаждения позволяет работать на максимальной мощности при высоких температурах окружающей среды. Машина оборудована централизованной системой смазки.

Двигатели

Ведущие производители двигателей для дорожно-строительной техники готовятся к введению новых экологических норм, ограничивающих токсичность отработавших газов (ОГ), причем стремятся создать перспективные концепции, которые позволили бы удовлетворить требования не только ближайших по срокам норм 2011 г., но и норм 2014 г. с минимальными модификациями.

Cummins представит платформу двигателей нового поколения QSL9, соответствующих требованиям экологических норм Евросоюза Stage IIIB и США Tier 4 interim (промежуточные) для внедорожной техники, которые планируется ввести в действие в 2011 г. Платформа QSL9 представляет собой комплексную конструкцию, куда кроме собственно двигателя и системы впуска включена и система нейтрализации ОГ в системе выпуска. Все компоненты последней разработаны и производятся компанией Cummins. В результате усовершенствования процесса сгорания достигнуто снижение расхода топлива на разных нагрузочных режимах до 5% по сравнению с моделями предыдущего поколения. Диапазон номинальных мощностей двигателей нового семейства расширен: минимальная номинальная мощность – 179 кВт, максимальная – 283 кВт. Рабочий объем двигателей семейства QSL9 – 8,9 л. Их оснащают системой впрыска Common Rail сверхвысокого давления Cummins XPI Extra-High Pressure. Система выполняет многократный впрыск при высоком давлении при любых рабочих оборотах двигателя, благодаря этому повышается к.п.д. рабочего процесса. Двигатель оборудуют турбокомпрессором переменной геометрии с перемещающимся соплом. Производительность компрессора бесступенчато регулируется в зависимости от частоты вращения и нагрузки двигателя. В составе системы выпуска есть сажевый фильтр, который также заменяет глушитель. Применяется система рециркуляции ОГ с охлаждением, она уменьшает содержание NOx на 45%. Воздушный фильтр оборудован элементом Fleetguard®, который при установке имеет габариты на 35% меньше обычных фильтров при сохранении эффективности. Двигателями QSL9 планируется заменить семейство 8,3-литровых двигателей QSC.

Годовое производство двигателей Scania до кризиса составляло 80 тыс. ед. Сейчас компания работает над новой серией двигателей для внедорожных машин и промышленных установок, соответствующих требованиям норм Stage IIIB/ Tier 4i. Образцы-прототипы двигателей будут предоставляться производителям машин для сертификации уже в 2009 г.

Двигатели DC9 и DC13 рядной (5- и 6-цил.) и DC16 V-образной (8-цил.) компоновки имеют модульную конструкцию и созданы на базе популярных моторов Scania для грузовиков и автобусов. Рабочий объем (9,3; 12,7; 16,4 л) и давление в камере сгорания увеличены по сравнению с базовыми («дорожными») моделями. Мощность двигателей – от 202 до 515 кВт. Их конструкция традиционная: отдельные головки цилиндров, расположенный в верхней части блока распредвал и задняя компоновка шестерен газораспределения. Блок цилиндров и ряд других компонентов усилены. Турбокомпрессор с перепускным клапаном. Для обработки ОГ используется технология SCR (каталитическая нейтрализация с применением мочевины). Расход мочевины в двигателях Stage IIIB/ Tier 4i оценивается в 2...7% от расхода топлива. Применяются маслосъемные кольца оригинальной конструкции, предотвращающие отложение нагара на днище поршня. Периодичность технического обслуживания и замены масла увеличена до 500 ч.

Будет применяться разработанная совместно с компанией Cummins система впрыска сверхвысокого давления Common Rail Scania XPI (Extra High-Pressure Injection). Давление впрыска увеличивается до 2400 бар, благодаря этому снижается содержание сажи в ОГ. Новая система Scania XPI позволяет в широком диапазоне регулировать параметры впрыска (длительность, подачу и давление) относительно фаз газораспределения и производить многократный впрыск. Электронная система управления двигателем также разработана специалистами Scania. Она контролирует не только процесс впрыска топлива, но и обработку ОГ в системе выпуска, турбонаддув и рабочую температуру двигателя, выполняет диагностику двигателя и сохраняет данные о его работе.

Чтобы выполнить нормы 2014 г. Stage IV/ Tier 4, к двигателям Scania c SCR достаточно будет добавить систему EGR (рециркуляции ОГ). Такое переоборудование не представляет сложности и недорого. Тем самым производителям внедорожных машин, использующим двигатели Scania, не потребуется вкладывать большие средства для перехода на нормы 2014 г. Начало серийного производства новых двигателей запланировано на сентябрь 2010 г.

Шины и гусеницы

Компания Solideal, основанная 25 лет назад, занимается производством шин и резиновых гусениц для промышленного подъемно-транспортного оборудования и дорожно-строительных машин. Она представляет новинку – линейку радиальных шин с цельнометаллическим кордом SRGP (Solideal Radial General Purpose) для погрузчиков, сочлененных самосвалов и автогрейдеров. Производство таких шин началось в марте 2008 г. При их разработке большое внимание уделили плавности хода, т. е. уменьшению вибрации и улучшению сцепления с поверхностью для повышения устойчивости машины. Шинам присуща способность к самоочищению.

Мировая премьера компании – линейка шин Solideal Hauler SKS2 для колесных погрузчиков с бортовым поворотом. Новые шины класса Premium улучшают сцепление колес с грунтом и уменьшают воздействие вибраций на оператора. В течение 2009 г. планируется постепенно выводить на рынок шины Hauler SKS2 различного типоразмера.

На выставке состоится мировая премьера шин Michelin XHA2 для погрузчиков, занятых на строительных, карьерных и других тяжелых работах. Как заявляется, преимуществами новых шин являются уменьшение стоимости эксплуатации, увеличение плавности хода и безопасности при работе машины. У конструкции шин следующие особенности: толщина протектора увеличена на 1...3,5 мм для повышения прочности по сравнению с моделью предыдущего поколения; увеличена глубина канавок рисунка; боковины усилены специальными защитными ребрами, толщина которых больше на 3 мм, и накладками, защищающими от трения. Michelin разработал слоеную резиновую смесь, которая предотвращает развитие трещин в радиальном направлении и предохраняет тем самым покрышку от разгерметизации.

Ресурс Michelin XHA2 увеличен на 5% по сравнению с предыдущей моделью. Как утверждается, сила сцепления с грунтом и самоочищаемость шины увеличены. Плавность хода, а следовательно, воздействие вибраций на оператора и компоненты машины значительно снижены. Благодаря увеличению площади пятна контакта колебания машины при перевозке тяжелого груза уменьшаются. Для XHA2 разработан каркас новой конструкции с металлическим слоем. Прочная структура позволяет проводить повторную нарезку канавок, т. е. повторно использовать шину и не загрязнять окружающую среду. Шины XHA2 разных типоразмеров планируется постепенно выпустить на рынки всего мира начиная с мая 2009 г.

Известно, что в России специальные шины для кранов не производят, а одни из лучших в мире специальных крановых шин выпускает компания Michelin. На Intermat 2009 Michelin покажет специально предназначенные для кранов радиальные шины 525/80 R25 нового типоразмера из линейки Michelin X-Crane AT. Эти шины отлично работают и на дороге, и на бездорожье строительной площадки. Как утверждается, ресурс новых шин увеличен на 15% благодаря использованию каркаса новой конструкции, площадь пятна контакта возросла на 7%, а сопротивление качению при движении по дороге уменьшено на 7%. Новой шине присвоен индекс скорости F. Это означает, что шина может выдерживать нагрузку 6700 кг при скоростях до 80 км/ч. Разработан и запатентован новый асимметричный рисунок протектора, благодаря которому улучшились тормозное сцепление шины на мокрой дороге и плавность хода. Шины снабжены новыми, хорошо видимыми индикаторами 25, 50 и 75% износа. Серийное производство шин нового типоразмера запланировано на 2010 г.

На конкурс «Премия Intermat за инновации» представят две пионерные разработки – резиновые гусеницы Solideal OTT и Solideal Triple S.

Solideal OTT – это универсальные резиновые гусеницы, усиленные металлическими элементами, они легко монтируются на шины мини-погрузчиков. Монтаж-демонтаж занимает менее 20 мин. Гусеницы улучшают проходимость машины на мягких и топких грунтах, в сложных условиях бездорожья увеличивают силу сцепления на 30%. Предлагаются гусеницы двух разных рисунков.

Triple S – революционная, новая разработка: это резиновые гусеницы новой оригинальной конструкции для строительных машин массой менее 14 т, например для мини-экскаваторов. Их применение не только повышает производительность машины, но и значительно снижает воздействие вибраций и шума на оператора, делает более комфортными условия его работы, снижая утомляемость. Вибрация шасси машины уменьшается на 80% по сравнению с обычными гусеницами! Благодаря этому увеличивается ресурс компонентов ходовой части. Уровень вибрации при движении на гусеничном ходу пока не регламентируется международными нормами, однако некоторые производители машин имеют собственные стандарты на вибрацию и шум гусеничного хода. Характеристики гусениц Solideal Triple S значительно превосходят требования этих стандартов.

Запатентованная конструкция пальцев гусениц Triple S предотвращает соскакивание гусениц с катков. Обычно гусеницы соскакивают в результате смещения металлических пальцев, соединяющих траки, при повороте или других внешних воздействиях на движитель. В результате гусеницы смещаются в поперечном направлении и самопроизвольно снимаются с направляющих катков. В 95% таких случаев приходится останавливать машину и монтировать гусеницу на катки, а в некоторых случаях – даже заменять гусеницу. Конструкция металлических пальцев в новой гусенице такова, что при любых воздействиях они могут смещаться не более чем на 2...5 мм в зависимости от размера гусеницы. В результате риск соскакивания уменьшается с 75% (для резиновых гусениц традиционной конструкции) до 5%.

Зубья для ковшей

Семейная испанская фирма BYG, S.A. владеет двумя брендами – BYG и FUTURA. На Intermat 2009 она представляет новую линейку зубьев со сменными накладками RPHD для ковшей погрузчиков и мини-экскаваторов. Зубья FUTURA RPHDC со сменными накладками – оригинальная разработка. Первые шесть моделей были представлены еще на прошлой выставке Intermat 2006. За прошедшее время число моделей в линейке увеличено до 50-ти. Накладки защищают части зубьев, наиболее подверженные износу, т. е. нижнюю часть. При износе достаточно заменить накладку, не меняя весь зуб целиком, как раньше. Вся конструкция имеет свойство самозаточки.

Зубья и накладки изготавливают из стали разной твердости. В состав стали входят углерод, хром, магний и кремний. Верхняя часть, или корпус, из стали твердостью 460…530 НВ обладает высокой устойчивостью к ударным воздействиям. Нижней части, или накладке, из стали твердостью 700 НВ присуща высокая износостойкость. Благодаря прямоугольному поперечному сечению накладки и наличию канавок особой формы достигается высокая проникающая способность зубьев. Обе детали соединяются с помощью клиновых канавок и выступов и закрепляются болтами UNIVERSAL с контргайками. Канавки на зубьях имеют форму, предотвращающую перекос и поломку деталей. Зубья совместимы со всеми современными системами крепления к адаптерам. Предлагается соединение с адаптерами двух типов: с помощью пальца и шайбы или пальца с винтовой шайбой. Последний способ быстрее и безопаснее, поскольку выполняется руками, без инструмента.

Зуб, состоящий из двух частей разной твердости, дешевле зуба, выполненного в виде единой детали, который весь должен был подвергаться дорогостоящей закалке. Времени на замену накладки требуется меньше, чем на замену всего зуба, в результате сокращаются простои машины.